Есть ли жизнь после Магадана?

04.07.2008

Магадан, великий и ужасный, наступил. Пришло время сайтовладельцам анализировать изменения и выстраивать дальнейшую стратегию рекламы своих ресурсов в интернете.

Покупка ссылок – вчерашний день?

Яндекс взял курс на борьбу с покупными ссылками. В частности, представители Яндекса пишут в официальном блоге:

«В настоящий момент мы приняли меры для уменьшения влияния SEO-ссылок с наиболее популярных сайтов Рунета. Мы планируем и далее выявлять подобные ссылки, а также принимать все меры к тому, чтобы:

1) сайты, продающие ссылки, потеряли способность влиять таким способом на ранжирование;
2) покупка ссылок с сайтов не могла бы привести к повышению ранга сайта-покупателя.
При этом мы не гарантируем, что ранг сайтов, продающих ссылки, не понизится».

Что же это означает на практике и каковы перспективы этого метода продвижения сайтов?

Очевидно, что рынок платных ссылок не умрет. Как ни парадоксально, Яндексу это невыгодно. Были попытки минимизировать влияние ссылок на выдачу во время некоторых апдейтов, и качество результатов поиска в этих случаях оказывались неудовлетворительными. В топе по многим конкурентным темам появлялись страницы Википедии, популярные информационные ресурсы, безусловно уважаемые, но не имеющие отношения к теме, а просто разместившие статью или новость с ключевой фразой среди тысяч других материалов.

Рынок продажи ссылок, скорее всего, будет перерождаться под новые требования. Уже появились биржи по продаже мест под статьи, контекстные ссылки, биржи платных постов в блогах.

Я обратилась за комментариями к представителю одной из ссылочных бирж.

Считаете ли вы, что бизнес продажи ссылок имеет долгосрочную перспективу? Есть мнение, что полностью исключить ссылочное ранжирование Яндексу не выгодно.

Денис Меньшов (биржа ссылок Setlinks.ru) : «Как представитель одной из старейших бирж, пока не вижу никаких предпосылок говорить об этом. Работа идет стабильно. Как правильно отметил Евгений Пошибалов (Sape.ru), все дело в мастерстве оптимизатора. А отмена ссылочного обойдется Яндексу очень дорого».

С введением ссылочного ранжирования появились биржи ссылок и сателлиты. Сейчас Яндекс взял курс на контент и естественные ссылки. Биржи торговли контентом уже появились. На ваш взгляд, стоит ли ожидать появления бирж торговли "естественными" ссылками и придут ли на место сателлитов созданные оптимизаторами информационные порталы, форумы и блоги?

Денис Меньшов:
«Биржи торговли естественными ссылками? Забавно. Такие биржи вряд ли появятся. Естественность означает отсутствие продажности. Другое дело, что существующие биржи ссылок будут стараться создавать новые способы размещения, придавая ссылкам больше естественности. Но это будет не скоро. Сейчас есть и биржи статей, и биржи сообщений в блогах, но это всего лишь небольшая модификация бирж ссылок в целях придать ссылкам больше видимости, что она «для пользователя».

Каковы перспективы бирж по продаже статей и контекстных ссылок?

Денис Меньшов
: «Биржи статей и контекстных ссылок будут расти, и мы также двигаемся в этом направлении и скоро представим пользователям подобные сервисы. Единственный стопор в развитии контекстных ссылок заключается в том, что будет иметь место дефицит предложения. Не каждый вебмастер пожелает продавать ссылки из текста своего сайта. Поэтому статьи в этом отношении перспективнее».

Каковы же основные проблемы при покупке ссылок на данный момент?

1. Невозможно определить с такой же точностью, что была год или два назад, необходимый бюджет. В топе на соседних строчках могут находиться сайты с бюджетом 100 у.е. и 500 у.е.

2. Затруднено продвижение только ссылками, без комплексной оптимизации. Для этого необходимы сравнительно бОльшие финансовые затраты, чем ранее.

3. Очень сложно определить, какая ссылка работает, а какая нет. Некоторые ссылки могут приносить отрицательный вес, то есть ухудшать позиции сайта.

В каком направлении, на ваш взгляд, будут развиваться ссылочные биржи в ближайший год? Какие новвоведения планируются?

Денис Меньшов
: «Во-первых, в сторону качества предоставляемых услуг и расширения функционала, как для продавцов ссылок, так и для оптимизатора. Во-вторых, более строгие правила. Это и «человеческие» ссылки и повышение требований по их размещению («подвалы» надоели). И требований к самим площадкам. Например, мы ввели регулярную проверку площадок на индексацию всеми основными русскоязычными поисковиками для отсева непроиндексированных страниц. Если хотите, то перспектива данного рынка – это движение в сторону естественности ссылок».

Делайте сайты для людей, и воздастся вам

На самом деле, все новое – это хорошо забытое старое. Оптимизаторов со стажем при наблюдении за перипетиями жизни buki.yandex.ru не покидало чувство дежавю. Что-то из этого мы явно уже видели, году в 2004. После окончательного релиза Магадана это чувство не пропало а, наоборот, усилилось.

Сейчас в каждой второй ветке форума Searchengines.ru можно найти ставший уже знаменитым лозунг ДСДЛ (делайте сайты для людей), призывы к продвижению за счет контента (хороший контент сам себя продвигает) и комплексной оптимизации.

Что делать, можно ли продвигаться совсем без покупных ссылок? Можно, но по ряду конкурентных тематик довольно сложно. И не стоит забывать, что контентное продвижение является достаточно трудоемким методом, хотя и более стабильным в плане результата. Поэтому идеально подходит для продвижения собственных сайтов. А для клиентских нужен тот самый комплексный подход.

Евгений Пошибалов (Sape.ru) в последних интервью агитирует за комплексное продвижение. Считаете ли вы, что продвижение только ссылками в настоящее время затруднено, либо вообще невозможно?

Денис Меньшов
: «За это агитирует не только Евгений. Так считают многие (я и в том числе), если целью сайта является полный охват рынка и привлечение максимального притока клиентов. Но не всегда у владельца сайта есть возможность и желание оплачивать комплексное продвижение. Кто-то выбирает раскрутку в поисковиках, кто-то – другие способы. И результат устраивает обоих.

А продвижение ссылками работает. Сам продвигаю несколько проектов – проблем нет. Главное – внимательно проверять площадки».

А как тогда минимизировать затраты на ссылки?

Установить критерии отбора площадок для покупки. Очевидно, что чем больше на странице других продажных ссылок, а также просто других исходящих ссылок, тем меньше пользы от такой площадки. Чем больше ссылок ведут извне на данную страницу, тем больше шансов, что будет польза. Важно и содержание страницы. Если оно не соответствует теме вашей ссылки, или и вовсе про индивидуалок или онлайн-казино, толку будет мало. В качестве дополнительного критерия можно использовать соотношение общего числа страниц сайта к общему числу исходящих ссылок с сайта. Чем оно больше, тем больше у площадки шансов быть рано или поздно отфильтрованной.

Актуальной проблемой последних месяцев стала продажа недобросовестными вебмастерами ссылок с непроиндексированных Яндексом страниц.

На многих площадках нельзя узнать адрес страницы до покупки, чтобы проверить его.

Поэтому актуальной задачей становится проверка уже купленных ссылок. Причем недостаточно проверить один раз после покупки - поверять надо регулярно, поскольку вчерашняя хорошая площадка сегодня может быть уже забанена.

Проверять можно с помощью специальных программ типа CS Yazzle, и затем вручную удалять ненужные ссылки. Но это достаточно трудоемко. Крупные биржи уже задумались об облегчении труда клиентов и ввели сервисы внутреннего контроля, позволяющие проверить и удалить непроиндексированные ссылки. Первыми проверять сайты на проиндексированность Яндексом стали SetLinks.ru. Затем это стали делать Sape.ru и Xap.ru. Сейчас SetLinks.ru пошли дальше и уже проверяют индексацию не только в Яндексе, но и в Rambler и Google.

Однако все эти системы проверки имеют пока один существенный минус - проверять и удалять неиндексированные ссылки клиент должен самостоятельно. Будут ли биржи когда-либо вводить механизмы самоконтроля, автоматически снимая с продажи непроиндексированные ссылки? Скорее всего, нет, поскольку это лишит их части прибыли.

Как избежать проблем с нестабильностью ссылочной базы? Заниматься набором бесплатных ссылок. Помимо широко известной, но незаслуженно забытой в последние годы регистрации в каталогах, есть каталоги статей, форумы, блоги, пресс-релизы на новостных сайтах.

А может, контекст?

Не секрет, что в периоды нестабильности и тестирования новых алгоритмов Яндекса, часть бюджетов на оптимизацию клиенты перемещают в Яндекс.Директ, Бегун и другие контекстные рекламные системы. Также не секрет, что одним из мотиваторов изменения алгоритмов для Яндекса является не только улучшение качества поиска, но и повышение доходов от Яндекс.Директа, путем перетекания части поисково-продвиженческих бюджетов в Директ.

Но может ли контекст полностью заменить поисковое продвижение? Скорее всего, нет. Поскольку неоднократно проводившиеся разными энтузиастами практические исследования показывали, что заказ, пришедший клиенту через Директ, оказывается дороже, чем пришедший из результатов поиска. Цифры, в зависимости от темы, могут различаться в 2 и более раза. Несмотря на то, что Директ является источником гарантированных посетителей, а это несомненный плюс. Клиент платит за посетителя, который уже пришел, а не когда-нибудь, возможно, придет.

Продвигаться только контекстом относительно дорого, но и полностью отказываться от него не стоит. Это хороший элемент комплексного продвижения, позволяющий привлекать трафик со смежных с профильной тематик, с низкочастотных фраз, поисковое продвижение по некоторым из которых экономически неэффективно, а также позволяющий поднять и поддержать посещаемость сайта в начале продвижения, когда результатов от поисковой раскрутки еще нет.

Как удешевить контекст?

Видимо, расширять базу площадок для показа объявлений и число рекламных мест на площадках. Чтобы места хватало всем. А до того момента, когда стоимость посетителей, полученных через контекстные системы, не будет примерно равна стоимости посетителей, полученных поисковым продвижением, революции в сфере контекстной рекламы ожидать не стоит.

Резюмируя вышесказанное – биржи по продаже ссылок будут жить. Однако отношение к ним представителей поисковых систем и неоптимизаторской части интернет-сообщества пока сохраняется негативно-равнодушное.

Занимаясь некоторое время назад рекламой биржи ссылок, я столкнулась с тем, что бизнес продажи ссылок в интернете считается чем-то неприличным. Например, невозможно разместить контекстные объявления на данную тему в Директе, в Link.ru и на ряде других площадок. Я решила поинтересоваться, что думают об этом руководители бирж ссылок и представители Яндекса.

Денис Меньшов (Setlinks.ru) : «Да, такое явление имеет место быть. Но оно не массовое. В настоящее время только Яндекс.Директ запрещает размещать контекстные объявления о продаже ссылок, объясняя это тем, что тематика «не соответствует рекламной политике Яндекса». И это вполне логично в свете последних событий. Link.ru же, я думаю, не допускает рекламу подобных сервисов немного по другой причине – они сами предоставляют такие услуги, по крайней мере, пытались».

Компания Яндекс в пояснении запретов ссылается, в основном, на официальную опубликованную документацию.

На мой вопрос, существуют ли в системе Директ запрещенные слова, по которым нельзя размещать рекламу, ответила Марина Пурим, менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс»: «Это, скорее, не конкретные слова, а те товары или услуги, которые рекламируются. Например, нельзя рекламировать казино или оружие, но фильмы «Прощай, оружие» или «Казино Рояль» рекламировать можно. То же относится к наркотическим веществам, объявление по слову «кокаин», например, дать нельзя. Конкретного списка запрещенных слов нет. Есть требования к рекламным материалам. Что, как и почему можно или нельзя рекламировать, оговорено здесь».

Также я обратилась к пресс-службе Яндекса с просьбой прокомментировать отношение компании к рекламе SEO-сервисов, в частности, бирж ссылок:

В публичных заявлениях вы говорите, что боретесь не со всеми продажными ссылками, а только с теми, которые поставлены для влияния на результаты поиска. Но при этом запрещаете рекламировать продажу вообще любых текстовых ссылок.


Марина Пурим поясняет: «Мы против рекламы услуг по продаже и покупке SEO-ссылок. Яндекс ценит ссылки, которые ставятся для того, чтобы помочь посетителям сайта. Такие ссылки обычно свидетельствуют о значимости и полезности информации для пользователей. Мы против ссылок, которые ставят только для влияния на поиск. Про отношение Яндекса к SEO-ссылкам можно прочитать здесь».

Представитель контекстной системы Link.ru, пожелавший остаться неизвестным тоже ответил на мой вопрос, существуют ли в их системе запрещенные слова, по которым нельзя размещать рекламу и почему запрещенными словами являются "продажа ссылок, "биржа ссылок":

«LinkRU не делал публичных заявлений о борьбе с продажными ссылками. Запрещенных контекстных слов в нашей системе нет, есть запрещенные тематики:

* тематики "ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ/ХХХ", "Hack/Crack"
* нарушающие нормы местного, российского или международного права
* пропагандирующие ненависть или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конкретных лиц или организаций
* рекламирующие сайты рекламных брокеров».

Мнений много, а выводы каждому человеку делать, как всегда, самостоятельно. Нескучного вам SEO.

Анна Зябрева,
директор по работе с клиентами Reclaim


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке