Причем самое интересное еще впереди: из обоих автомобилей вылетают разъяренные водители и начинают драку прямо посередине дороги. Но уже через несколько минут главные участники происшествия начинают раздавать рассыпанные пакетики с орешками практически шокированной публике, наблюдающей с тротуаров. Первая мысль: «Что это было?» — мгновенно сменяется на: «Вот это креатив…» Именно такая реакция и была запланирована
Сэмплинг, или бесплатная раздача образцов продукции и рекламных материалов в торговых точках, на людных улицах, концертах и в других местах скопления целевой аудитории, уже давно не считается новинкой для новосибирской аудитории. Если еще несколько лет назад во время проведения
Креатив на пробу
Важной тенденцией на рынке
Несмотря на громкие прогнозы рекламистов о потере интереса компаний к этому виду потребительского промоушена, сэмплинг в Новосибирске только развивается и становится более популярным. «Сэмплинг в последнее время стал более распространенной акций в ряду BTL, — комментирует куратор промоотдела рекламного агентства Hollywood Екатерина Горбунова. — Так как люди уже избалованы промоакциями, и сэмплинг стал более заманчивым предложением для потребителя». Поэтому и рынок сэмплинга старается соответствовать сложившемуся спросу — увеличивается количество компаний, предлагающих услуги этого инструмента BTL, заметно повышается качество проведения акций, создаются огромные базы данных промоутеров, и, соответственно, доля сэмплинга в рекламных бюджетах компаний тоже растет. «Говорить о рынке сэмплинга в Новосибирске
Есть мнение, что при стабильном развитии рынка BTL эффективность сэмплинга уменьшается. Однако специалисты рекламного рынка с этим не согласны. «Раздача пробных образцов ни в коей мере не теряет своей силы, — поясняет исполнительный директор MEDIASOFT Research & Marketing Денис Белкин. — Это до сих пор является единственным способом дать покупателю попробовать товар самостоятельно, оценить его потребительские качества. Разочарование появилось у местных рекламодателей, желающих получить отдачу, которая была нормой пять лет назад».
Территориальный сэмплинг
Но важной особенностью новосибирского рынка сэмплинга считается явное преобладание федеральных компаний, проводящих
Соответственно, и отношение федеральных и местных компаний к сэмплингу разное. Если первые рассматривают этот вид потребительского промоушена в качестве части маркетинговой стратегии, также включающей активный ATL и PR, то небольшие компании зачастую вкладывают слишком большие надежды на сэмплинг, ожидая резкого повышения уровня продаж уже как максимум после двух акций. «Одной из главных ошибок при проведении сэмплинга можно назвать большие ожидания немедленной реакции и стремительного роста продаж, — резюмирует Анжела Жарко. — Но рынок уже давно перегружен информацией, и с каждым днем ее становится все больше. Поэтому сэмплинг необходимо рассматривать в качестве составной части кампании, но не определяющего элемента — нет смысла бездумно тратить свой рекламный бюджет и утомлять потребителей».
Выбор цели
Целью любой рекламной кампании независимо от выбранного инструмента является создание потребности в рекламируемом продукте у целевой аудитории данной торговой марки. Но когда даже очень хорошо продуманная акция жестко сегментированного товара реализуется для широкой аудитории, например, реклама бесплатного
Еще один важный момент, который необходимо учитывать в процессе планирования акции, — это распределение обязанностей между компанией и рекламным агентством. Осуществление подобной промоакции только силами компании или исключительно посредством
Что касается эффективности сэмплинга, по мнению экспертов, в дни проведения акции рост объемов продаж должен быть не менее 200% при грамотном проведении акции с учетом целевой аудитории, качественных и привлекательных сэмплов, места проведения, налаженной дистрибуции и профессионального персонала. Эффективность, несомненно, повышается при условии четко прописанных целей акций. Стоит учитывать, что, помимо вывода на рынок новой линейки продукта, сэмплинг применяется для мониторинга лояльности потребителя к продукту, привлечения внимания покупателей к новому качеству и имиджу марки или реализации товара с истекающим сроком хранения.
Типичные ошибки сэмплинга:
• «неправильный» товар для сэмплинга с точки зрения его внешних характеристик;
• раздаваемый товар не продается;
• равнодушие промоутера, работа «на автомате»;
• навязчивость промоутера;
• промоутер боится общаться с людьми;
• промоутер не знаком с товаром, не способен ответить на элементарные вопросы;
• неумение выявить представителей целевой аудитории;
• неверный выбор общего места и времени проведения акции;
• неумение планировать объем образцов;
• отсутствие системы контроля за работой персонала и реакцией целевой аудитории;
• несоответствие внешнего вида промоутера установкам целевой аудитории.
Сэмплинг для всего
Распространенным мифом о сэмплинге является мнение о том, что с помощью этого вида стимулирования продаж можно рекламировать только продукты питания (wet sampling). Но сегодня ассортимент предлагаемых товаров на пробу далеко не ограничивается колбасой и майонезом. «Этот простейший вид рекламной активности используют практически все компании, — отмечает Денис Белкин. —
Судя по существующим на рынке тенденциям и реальному росту качества кампаний, сэмплинг в ближайшие годы будет только наращивать популярность и увеличивать свою долю в маркетинговых бюджетах. А предположения о мнимом угасании интереса к использованию