Обзор: Веб-разработчики Нижнего Новгорода

31.03.2008

Рынок, который четыре года назад рос на 70–80% ежегодно, вступил в стадию зрелости. Крупнейшие компании уже не ведут ожесточенной конкурентной борьбы, несмотря на то, что на рынке есть явные лидеры. Большинство ведущих игроков занимаются тем, что обслуживают старых клиентов.

эксперты

Виталий Абрамов
начальник отдела продаж компании IP3
Алексей Васенков
начальник отдела технической эксплуатации вторичных сетей ЗАО «ТрансТелеКом-НН»
Михаил Иосилевич
директор Интернет-компании «НН.РУ»
Дмитрий Локтионов
генеральный директор веб-студии graphit
Алексей Ряжкин
директор «Р52.РУ»

Почему не будет меняться пятерка лидеров рынка?

Зачем веб-разработчикам собственные интернет-порталы?

Когда хостинг перестанет быть стабильной статьей дохода для компаний?

Года четыре назад, по мнению экспертов «ДК», продавцы местных веб-студий занимали очередь к клиенту. В приемной у директоров нижегородских организаций регулярно встречались представители крупнейших компаний в городе: «НН.РУ», m2media, «Р52.РУ», graphit и IP-Center («ННОВ.РУ»). С тех пор IP-Center вошел в состав «НН.РУ», компания graphit разделилась на две — часть сотрудников организовала свою компанию Nebo Group, учредители m2media продали свой бизнес частному инвестору, и сейчас компания плавно превращается в брендинговое агентство. Хотя все лидирующие компании в том или ином виде присутствуют на рынке, период острой конкуренции за клиента остался в недалеком 2004 г. При этом за последние несколько лет на рынке так и не появилось новых игроков, по уровню сопоставимых с вышеперечисленными лидерами рынка. Из перспективных компаний эксперты «Делового квартала» называют только две: IP3 и «Студию «МОРИЗО». Общее же количество организаций, именующих себя веб-разработчиками, превышает на рынке отметку в 100 компаний. Причем основную массу — примерно две трети игроков — составляют компании, организованные двумя-тремя студентами. Несмотря на это, оборот рынка веб-услуг в последние несколько лет стабильно растет на 30–40% ежегодно.

Постоянные клиенты приносят разработчику треть дохода

Игроки рынка веб-разработчиков с утверждением «все, кто хотел заказать себе сайт, уже это сделали» не согласны. Эксперты, безусловно, отмечают снижение темпов появления новых клиентов от года к году. По статистике директора компании R52 Алексея Ряжкина, каждый год компании теряют часть своих клиентов — за счет того, что юридические лица закрываются/ объединяются/ входят в состав крупных организаций. На доходности компаний это не сказывается — все разработчики компенсируют это развитием новых направлений. Виталий абрамов, начальник отдела по работе с клиентами компании IP3: «Все больше приходящих в компанию организации приходят не только за веб-сайтом: кому-то нужен редизайн — обновление сайта, кому-то SEO (оптимизация и продвижение сайта)». Деятельность друг друга компании оценивают по числу клиентов, находящихся на «балансе компании» — тех, кого веб-студии поддерживают и обслуживают. Минимальным для веб-разработчика считается 50 абонентов на постоянном обслуживании. По данным Алексея Ряжкина, обслуживание компаний приносит веб-разработчику большие половины дохода. Покупая веб-разработчиков, компании приобретают именно действующих клиентов плюс разработанный «движок» для сайтов . Все руководители компаний признают, что клиенты, заказывая сайт у одного разработчика, остаются у него на обслуживании — процент перетекания клиентов в этом бизнесе крайне низкий — не более 10%.

Разброс цен на рынке достигает нескольких порядков

На местном рынке веб-разработки, как и в других регионах, начисто отсутствует единая система ценообразования. Сайт можно заказать и за 7000 руб. (в несколько страничек), и за 400 тыс. руб. (многофункциональный портал со встроенными сервисами). Причем в одной веб-студии. У другой компании–конкурента, например, m2media, своя политика: создание сайта не может стоить меньше 60 тыс. руб. Основное влияние на систему ценообразования оказывают, безусловно, молодые компании, готовые делать сайт хоть «за пару ящиков пива». Несмотря на явный демпинг новичков, свои прайсы крупные игроки не скрывают — на сайтах ведущих компаний выложены цены на все основные услуги. ДМИТРИЙ ЛОКТИОНОВ, генеральный директор веб-студии graphit: «Мы, конечно, ориентируемся на цены друг друга, и на официальные тендеры приходим с официальным прайсом. Но, как правило, этот прайс не учитывает множества нюансов, которые всплывают в процессе работы и могут повлиять на окончательную стоимость». Один из подобных «нюансов» — наличие или отсут­ствие собственной CMS  — программной оболочки для крупных многостраничных интернет-решений с минимальным набором сервисов. Практически все крупные компании работают с собственным «движком». Дмитрий Локтионов: «На самом деле, собственный движок — еще одна визитная карточка компании. Сейчас, когда большинство клиентов задумываются не только о создании сайта, но и о его оптимизации, предпочтение отдается разработчикам, которые работают на собственной платформе». Решения на заимствованных CMS, недорого купленных или вообще взятых из коллекции «бесплатных», удешевляют проект, но не гарантируют качество работы и масштабируемость «движка». Никто из игроков рынка свои разработки не продает в качестве самостоятельного продукта. По мнению г-на Локтионова, издержки на запуск продаж «коробочной версии собственной CMS» слишком велики по сравнению с возможным доходом, хотя местным компаниям, по его данным, неоднократно предлагали тиражировать свои наработки.

Как на основные услуги по разработке сайта в городе нет единой цены, так и на дополнительные услуги разработчики выставляют самые разные цены. По словам экспертов, заказчик все чаще обращается за услугами продвижения сайта, и каждая интернет-компания берет по своей системе. Кто-то продвигает за ежемесячную абонентскую плату, кто-то берет деньги только по результатам — например, первая строчка в Яндексе по результатам поиска по ключевому слову. В «НН.РУ» абонентская плата за услуги продвижения сайта составляет от 30 тыс. руб., поднять сайт на первую строчку в Яндексе по результатам поиска стоит от 50 тыс. руб.

Игроки почти перестали вкладываться в собственное промо

По мнению экспертов ДК, основной инструмент продвижения интернет-компаний — соб­ственное портфолио — размещенные на сайте компании ссылки на реализованные работы. В «офф-лайне» свои услуги компании практически не рекламируют. Самая распространенная технология — прямые продажи плюс рекомендации старых клиентов. По мнению Виталия Абрамова, такая тенденция характерна для «старожил» рынка, молодые же компании, наоборот, стараются активно выходить в «офф-лайн». Исключение составляют соб­ственные проекты компаний. Например, на въезде и выезде из города стоят билборды с рекламой городского портала «НН.РУ». По словам директора «Интернет-компании НН.РУ» Михаила Иосилевича, сейчас его компания сосредоточилась на продаже рекламных площадей на собственных проектах, и порталам необходима высокая посещаемость. Офис продаж интернет-площадей в регионе открыла компания Mail.Ru. Алексей Ряжкин не исключает, что в скором времени в регионе появится и представительство Яндекса: «Сейчас все веб-разработчики, занимающиеся продвижением сайтов, сотрудничают с крупнейшими поисковыми системами, являясь контрагентами крупных поисковых порталов. Как только объем средств из региона превысит некий порог, Яндекс начнет лично продавать рекламу». Игроки считают, что рынок интернет-рекламы растет быстрее рынка веб-разработки — по оценкам Mail.Ru, на 100% в год. Местные игроки сомневаются в столь высоких темпах и не соглашаются с оценкой Mail.Ru относительно того, что рынок интернет-рекламы в регионе дейст­вительно составил в 2007 г. $2 млн. Они полагают, что эта цифра меньше.

Однако сегмент продажи интернет-рекламы для большинства веб-студий становится перспективным направлением. Для работы в нем необходимо как минимум иметь собственный рекламный ресурс — интернет-портал. В активе самого г-на Иосилевича — сразу три таких ресурса: «НН.РУ», «ННОВ.РУ» и «ЭННОВЕР.РУ». Компания «Р52.РУ» развивает собственный информационный проект — АБМ.Р52.РУ.

«Поумневший» заказчик позволяет развиваться только крупным компаниям

Порог вхождения на рынок веб-разработчиков невысок — чтобы стать его «игроком», достаточно обеспечить себе дома выделенный интернет и собрать пару друзей–приятелей — программистов и дизайнеров. Таких компаний на рынке большинство. Однако, по мнению экспертов «ДК», заказчик, готовый платить за сайт не 5000 руб., а от 50 тыс., к таким подрядчикам не обращается. Виталий Абрамов: «Порог вхождения на профессиональный рынок веб-разработки в ближайшие два года вырастет и одного таланта для работы на этом рынке будет не достаточно. Это произойдет во много благодаря тому, что заказчик «позрослеет».

Сегодняшний заказчик практически сразу же определяет, что он хочет от сайта — какие задачи будет решать, как будет наполняться проект, кто будет его обновлять, какие сервисы необходимы и как проект будет продвигаться и в интернете и офф-лайне. Тендеры как таковые на рынке практически не проводятся, однако крупные компании, такие как «ВолгаТелеком», ЗМЗ, готовые заказывать у разработчика несколько проектов сразу, на малые компании просто не смотрят — ориентируются на портфолио и перечень клиентов, с которыми сотрудничал разработчик. Без первоначальных инвестиций последним остается развиваться только за счет случайных заказов: компании быстро закрываются, на их место приходят новые и так далее. Для крупных веб-разработчиков подобные «артели» становятся кузницей кадров. Поэтому число интернет-студий, которые в ближайшее время могут занять лидирующие позиции на рынке, невелико — большинство начинающих игроков не относится к этому бизнесу серьезно. По мнению Дмитрия Локтионова, даже те компании, которые не первый год сущест­вуют на рынке и ежегодно разрабатывают до 30 сайтов, и то остаются на плаву не потому, что качественно развивают бизнес, а за счет наработанных репутации и клиентской базы.

Эксперты считают, что крупные компании продолжат развивать дополнительные направления. Большинство игроков планирует сконцентрироваться на SEO. Кроме того, намерены усилить свои позиции в сегменте продаж рекламы «НН.РУ» и «Р52.РУ». Для этого компании развивают собственные ресурсы — рекламную площадку, а также вариант интернет-бизнеса, который можно продать как услугу. Опыт игроков екатеринбургского региона, по данным «ДК-Екатеринбург», показывает, что спрос на разработку и запуск интернет-бизнеса будет расти.

Стабильный доход местных интернет-компаний уйдет в Москву

Алексей Васенков,
начальник отдела технической эксплуатации вторичных сетей ЗАО «ТрансТелеКом-НН»
— Практически все крупные веб-разработчики города среди прочего стабильно зарабатывают на услугах хостинга.  Однако в последние годы заказчик все чаще отдает предпочтение столичному хостингу. Сейчас «хоститься» на таких федеральных проектах, как masterhost, дешевле в 1,5–2 раза, чем в Нижнем Новгороде. Во-вторых, это значительно надежнее. Крупные дата-центры имеют независимые подключения к большинству общероссийских магистральных интернет-провайдеров и соб­ственные IP-сети. А в регионе обмен трафика, даже внутри «нижегородского» кольца, не обеспечивает такой доступности: не все провайдеры в него входят. Кроме того, местный хостинг в большинст­ве случаев располагается на технических площадях одного провайдера и полностью зависит от его надежности, а любая авария приводит к недоступности ресурса. Федеральный хостинг такие моменты просто исключает.

Также немаловажен значительно более высокий уровень технической поддержки крупных московских хостинг-провайдеров, в котором проигрывают местные компании: у федералов поддержка круглосуточная, а технические специалисты более опытные. Заказчик становится умнее, и единственное, чем сейчас его могут удерживать местные интернет-компании, — это «близость к народу», возможность личного общения. Однако со временем количество сайтов «внутри» местного кольца сократится в разы.

Михаил Иосилевич: «Мы сейчас уходим от разработки в сферу рекламы».

Алексей Ряжкин: «Обслуживание компаний приносит разработчику треть дохода».

Виталий Абрамов: «Среди клиентов набирают популярность услуги SEO».

SEO (Search engine optimization — поисковая оптимизация) — ряд методов, нацеленных на улучшение ранжирования сайта в результатах поиска поисковой системы. SEO можно считать одним из инструментов поискового маркетинга. Термин SEO также означает «специалистов поисковой оптимизации» — индустрию консультантов, выполняющих проекты по поисковой оптимизации от имени владельцев сайтов.

CMS (Content Management System) — набор специальных программ для самостоятельного управления сайтом. Для управления сайтом от пользователя не требуются знания HTML, php, asp и другие специальные навыки. Все происходит в интуитивно понятном визуальном режиме. У различных систем управления сайтом степень визуализации процессов различна.

Хостинг — сервис, который предоставляет возможность интернет-пользователям размещать свою информацию на серверах в интернете и предоставлять к ней доступ через World Wide Web.

Хостинг-провайдеры — компании, которые предоставляют услуги хостинга, а именно место на своем сервере для его использования клиентами и соединение с интернетом для этого сервера. Хостинг-провайдеры могут также предоставить свои дата-центры для размещения серверов клиентов и обеспечить их подключение к интернету.

Топ-лист


3471
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :