Термокружки

Обзор: Веб-разработчики Новосибирска

27.02.2008

Новосибирские компании оценили возможности корпоративного сайта как инструмента бизнеса. Новосибирский рынок веб-разработки ежегодно растет на 40-50% . У крупных местных игроков появляются ресурсы для открытия филиалов и представительств в Москве.

эксперты
Максим Березкин
руководитель проектов компании Megapeople
Денис Болтиков
директор интернет-агентства «Дипсайн»
Михаил Демешко
директор компании Icon
Сергей Марков
исполнительный директор СЕО Sibers
Михаил Мельников
руководитель проектов компании «Космос-web»
Роман Петров
директор компании IT-Construct
Алексей Раменский
учредитель новосибирского web-клуба
Евгений Юкетчев
креативный директор студии «Март-Дизайн»

По подсчетам директора компании IT-Construct Романа Петрова, сейчас на новосибирском рынке работает около 200 компаний веб-разработчиков, из них крупных специализированных компаний — не более 20. Директор компании Icon Михаил Демешко говорит, что на рынке заметно присутствие 7-8 компаний, в их числе — «Март- Дизайн», Megapeople, «Дипсайн», «Космос-web», Icon, I.B.C., «Директория», Б.К.С. Айти. Остальные компании редко участвуют в тендерах, практически не занимаются продвижением, и в их портфолио нет крупных проектов. Рынок веб-разработки Новосибирска сейчас обслуживает 300-500 веб-разработчиков (включая как фрилансеров, так и средних по размеру организаций). Емкость рынка — около 40 млн руб. в месяц, 20-30 проектов стоимостью 300-500 тыс. руб., 50-100 — стоимостью 50-200 тыс. руб. и около 300 проектов — менее 50 тыс. руб., подсчитал исполнительный директор СЕО Sibers Сергей Марков. По оценкам Михаила Демешко, новосибирские веб-разработчики делят 70-100 заказов в месяц.

«Сейчас в Новосибирске работает 300 компаний — веб-разработчиков, — соглашается с Марковым учредитель новосибирского web-клуба Алексей Раменский, —Но если перечислить студии, у которых есть хотя бы три работы в портфолио, а количество работников более двух, то таких окажется не более 30, а студий, в штате которых работает более 5 человек, и вовсе около 15». По оценкам Маркова, новосибирский рынок веб-разработки растет на 40-50% ежегодно.

Качественный веб-сайт стоит 100 тыс. руб.

Входной билет на рынок веб-разработки невысок. По оценкам участников, 300-500 тыс. руб. — таковы первоначальные затраты на приобретение техники и зарплату 2-3 специалистов. Впрочем, зачастую под веб-студией подразумевается союз программиста с дизайнером, у которых может и не быть штатных работников и офиса.

Часть «пирога» достается рекламным агентствам, которые, получая заказ, как правило, отдают разработку сайта на аутсорсинг веб-студиям. Среднерыночная стоимость сайта варьируется в пределах от 30 до 60 тыс. руб. «Качественный сайт с оригинальным дизайном и обширным наполнением, сделанный на современных технологиях CMS (content management system), стоит не менее 100 тыс. руб. Чем большими функциями наделен сайт, тем выше цена, и как таковой максимальной границы не существует, особенно если над сайтом идет постоянная работа. Например, разработка сайта формата odnoklassniki.ru может стоить 2-6 млн руб., но еще большую сумму необходимо потратить дополнительно на его раскрутку и продвижение — рекламу, привлечение пользователей и т.д., — говорит Марков. — Она может быть больше шести миллионов».

Ценообразование стоимости разработки не прозрачно. «В европейских странах существует фиксированная стоимость часа работы специалиста. Таким образом, цена определяется в зависимости от времени работы над сайтом, но в России это не практикуется», — сетует руководитель проектов компании Megapeople Максим Березкин. Это невыгодно студиям, поскольку в процессе согласования с заказчиком приходится многое переделывать, но дополнительная работа, как правило, не оплачивается. Алексей Раменский приводит основные критерии, повышающие стоимость сайта. «Во-первых, это качество работы с клиентом, обычно клиент контактирует с личным менеджером, а для сложных проектов выделяется целый штат специалистов. Второй критерий — масштабируемость. Сайт должен быть достаточно емким для того, чтобы его могло посещать любое количество пользователей одновременно, и была возможность дописать любое количество модулей и дополнительных сервисов. В-третьих, наличие сопроводительной документации. Это необходимо, чтобы любой программист мог разобраться в работе сайта. И в-четвертых, стоимость решений на сайте. Картинки или анимации должны быть качественными, а не стандартными клипартами», — говорит Раменский. «У новосибирских заказчиков очень редко есть адекватное представление о цене разработки качественного продукта, — говорит Марков. — Однако ситуация начинает меняться, и в ближайшей перспективе все больше серьезных заказчиков могут принять решение о создании более масштабных веб-сайтов как инструментов ведения бизнеса».

Разработчики выбирают между «коробочными» и собственными CMS

С помощью каких систем создавать сайты — один из основных вопросов, встающих перед разработчиками. Среди «коробочных» предложений наиболее популярным является Битрикс-1С, но многие веб-студии идут по пути разработки собственных систем. По словам Михаила Демешко, собственная система более гибкая — это дает с одной стороны, возможность эффективнее создавать сайты с нестандартным дизайном, а с другой — проще дописывать модули в процессе доработки сайта.

А вот «Дипсайн», по словам Дениса Болтикова, применяет только сертифицированные коробочные продукты для разработки сайтов. «Во-первых, качество коробочной CMS выше, потому что для фирмы-разработчика эта CMS является основным продуктом, и на ее разработку, оптимизацию и тестирование потрачено значительно больше ресурсов, чем может позволить себе любая студии. Во-вторых, «коробочные» сайты легко расширить, а большинство необходимых модулей — интернет-магазин, форум или раздел обратной связи — уже создано», — рассуждает Болтиков. Еще одним «плюсом» коробочной системы является наличие API (Application Programming Interface — описание программирования приложений). Это позволяет легко заменять веб-студии при работе над сайтом.

«Условием некоторых клиентов является разработка  сайта на сертифицированных программах, исходя из опасений, что компания — веб-разработчик может закрыться, а студиям проще разработать сайт заново, нежели разбираться в оригинальной системе», — добавляет Роман Петров. В числе преимуществ «коробок» — доступность документации, соглашается с Петровым директор интернет-агентства «Дипсайн» Денис Болтиков: «В открытом доступе есть документация пользователя, разработчика, техническое сопровождение по API для создания модулей. В большинстве студийных CMS этого нет или есть, но за отдельную плату», — поясняет Болтиков.

Сайты становятся более функциональными

По словам участников рынка, стоимость проектов увеличивается почти вдвое ежегодно. Это связано с более широким использованием дополнительных сервисов. «Еще 3-4 года назад клиентов интересовали сайты-визитки в 3-4 страницы, на которых размещалась информация о компании, лента новостей и каталог продукции. Сайты становятся все более функциональными. Сервисы позволяют размещать на сайтах документацию, клиентам — подавать заявки, участвовать в форумах. Некоторые активно используются как внутренний портал общения между сотрудниками и службами», — рассказывает Михаил Демешко.

Максим Березкин приводит пример разработки сайта для «Инвестиционного городского банка» и систему «Мой Банк», представляющую собой закрытый раздел сайта, где по номеру кредитной карты и кодовому слову клиент банка может посмотреть информацию об остатке на счете, выплаченным процентам по кредиту и т.д. «Эта служба, по сути, дублирует call-центр и разгружает его. Так компания решает несколько задач одновременно», — рассказывает Березкин.

Михаил Мельников отмечает, что компания изначально делает сайт интегрированным с другими системами предприятия — бухгалтерской, складской, системой документооборота и т.д. «Нашим клиентам необходимо решать свои бизнес-задачи, и они сегодня рассматривают сайт как полноценный медийный продукт, который должен формировать образ, репутацию компании и одновременно являться эффективным маркетинговым инструментом. Все начинается с совместного поиска решений, в процессе которого мы вместе создаем и концепцию проекта, и разрабатываем информационную составляющую», — говорит Евгений Юкетчев, креативный директор студии «Март-Дизайн».

«В России развитие сервисов вида SoftwareAsService — когда вебсайт решает какую-то бизнес-задачу пользователей, например, ведения базы клиентов организации, — пока мало популярно, в то время как на Западе они активно используются, — говорит Марков. — Руководители российских компаний с недоверием относятся к тому, чтобы отдавать данные компании на хранение третьему лицу, предпочитая использовать коробочное ПО».

Еще один источник доходов веб-разработчиков — продвижение сайта и рекламы (например, контекстную), создание предпосылок для цитирования сайта (покупка ссылок, форумы, блоги), а также собственно сопутствующие работы: SEO- оптимизация и т.д. «Затраты на продвижение в интернете должны быть сопоставимы с бюджетами на рекламу в печатных СМИ», — полагает Демешко.

Средняя стоимость продвижения сайта в компании IT-Construct, по словам Петрова, составляет 15 тыс. руб. за три месяца. «Цена зависит от рода деятельности компании и конъюнктуры рынка. Например, стоимость продвижения для компании, занимающейся торговлей автомобилями, будет очень высокой из-за насыщенности рынка, а компании, продающей узкоспециализированное оборудование, можно вообще не тратить деньги на продвижение», — утверждает Петров.

По словам Маркова, затраты на продвижение небольшого сайта составляют от 10 до 20 тыс. руб. в месяц. Привлечение одного зарегистрировавшегося пользователя могут составлять от 10 до 100 руб., в зависимости от направленности сайта. Около 70-80% тратится на рекламу, остальные 20-30% — на вознаграждение веб-разработчика.

Веб-студии ищут клиентов в Москве

По словам Березкина, московские рекламные агентства часто отдают на аутсорсинг проекты по созданию сайтов региональным компаниям. «Работа с региональными студиями позволяет московским агентствам сэкономить, потому что качество работы новосибирских и столичных студий сопоставимо, а стоимость работы значительно ниже», — поясняет Березкин.

Сейчас доля заказов московских рекламных агентств в портфеле компании IT-Construct составляет 10-20%, компания Icon предпочитает сотрудничать с новосибирскими рекламными агентствами, Megapeople ищет клиентов самостоятельно.

«Начинающие веб-студии могут просто выложить свое портфолио на сайтах фрилансеров типа http://www.weblancer.net/, покрупнее наработанные контакты в профессиональном сообществе помогают найти клиентов, в том числе и в столице», — уточняет Денис Болтиков. Интернет-агентство «Дипсайн» входит в рекламную группу «Петра», от которой получает около 60% заказов. Остальные 40% заказов агентству приходится искать самостоятельно, в основном среди местных компаний. «Сейчас мы ведем переговоры с одной из московских компаний о том, чтобы она передавала проекты дешевле $5 тыс. нам на аутсорсинг. Это простые корпоративные сайты», — рассказывает Болтиков. По словам менеджера проектов компании «Космос-web» Михаила Мельникова, высокая стоимость московских проектов привлекает крупных новосибирских разработчиков: «Если в Новосибирске «потолок» цен находится на уровне $23 тыс., то в Москве он составляет 70-80 тыс. евро», — говорит Мельников. Это стимулирует региональные компании активизировать поиск клиентов на столичном рынке. «У «Космос-web» с сентября прошлого года в Москве работает представитель компании. Его основная цель — налаживание контактов с рекламными агентствами и прямой поиск клиентов, в перспективе мы подумываем об открытии собственного офиса в Москве. По итогам прошлого года количество иногородних заказов составляло всего 10% от всех проектов компании, в планах на 2008 г. — получать треть заказов со столичного рынка. Собственный представитель в Москве есть и у студии «Март-Дизайн». «Он отвечает за коммуникации и администрирование московских проектов. Порой недостаточно переговоров по телефону. Есть вопросы, связанные с совместной генерацией решения или с решением нетривиальных задач в проекте», — рассказывает Евгений Юкетчев. Он отмечает, что доля московских проектов в портфеле компании уменьшается. «Если раньше это было 30-50%, то сейчас максимум 5-10%, а в денежном выражении и того меньше», — говорит Юкетчев. Два-три года назад московские компании обращались за услугами в регионы из соображений существенной экономии. Средняя стоимость проектов разнилась в два-три раза, а региональные компании не располагали бюджетами, которые были бы интересны разработчикам. Сейчас ситуация стремится к равновесию.

Топ-лист


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке