Обзор: Веб-разработчики Челябинска

27.02.2008

Разработка сайтов становится цивилизованным бизнесом, рынок по­степенно очищается от непрофессиональных игроков. Одновременно падает рентабельность, поэтому крупнейшие компании вынуждены предлагать дополнительные услуги и развивать параллельные направления деятельности. Студии веб-дизайна из мастерских, штампующих шаблонный продукт, превращаются в агентства, занимающиеся полноценным продвижением клиентов в виртуальном пространстве.

эксперты
Иван Алексеев
руководитель проектов Lab.NET
Дмитрий Батраков
директор интернет-агентства DEXTRA
Николай Жуков
директор компании «Флексайтс»
Александр Расин
генеральный директор компании «Урал Медиа»
Андрей Ситко
директор интернет-агентства Sitko.ru
Сергей Юнг
директор компании FreshLabs

Сколько сайтов появляется в Челябинске за год?

Куда уходят бывшие лидеры челябинского сайтостроения?

На чем будут зарабатывать веб-разработчики через 2-3 года?

Челябинский рынок веб-дизайна зародился в начале 2000-х гг. – именно тогда в городе появились первые профессиональные студии, такие, как «Мировая паутина» (сейчас известна как «ИГ 74»). Однако за свою недолгую историю этот сегмент успел стать одним из ведущих в регионе. По мнению СЕРГЕЯ ЮНГА, директора компании FreshLabs, бурный рост рынка прежде всего связан с быстрыми темпами развития Интернета в Челябинске в 2006-2007 гг. (город вышел на четвертое место в России по скорости увеличения сети). Массовый спрос ведет к росту предложения. Эксперты отмечают, что сегодня ежегодный прирост мест­ного рынка веб-дизайна составляет не менее 30% и в дальнейшем этот темп не снизится. «Мы проводили анализ четыре года назад, тогда на весь Челябинск было 800 сайтов, причем из них реально работало только 10%. Сегодня в городе примерно 4 тыс. сайтов, и около тысячи из них появились только за последний год», – отметил НИКОЛАЙ ЖУКОВ, директор компании «Флексайтс».

Бурный рост числа пользователей всемирной паутины привлекает на рынок все новых и новых игроков. Сегодня в России число одних только официально зарегистрированных дизай-студий перевалило за 2 тыс. По оценкам экспертной группы «Тэглайн» (занимается исследованиями российского рынка веб-разработок), объем рынка веб-строительства в прошлом году составил $90-95 млн, однако, как оговариваются сами эксперты, эта цифра может оказаться несколько заниженной из-за того, что часть рынка находится в налоговой тени. Отсутствие точных аналитиче­ских данных объясняется еще и тем, что сама отрасль создания сайтов очень молода. Более 70% всех веб-разработчиков сегодня сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, а региональные рынки отстают не только по объему, но и по уровню развития на несколько лет.

Недобросовестные веб-разработчики сдают позиции

По оценке г-на Жукова, годовой объем челябинского рынка разработки веб-сайтов составляет 50 млн руб. Свои услуги в этой области сегодня предлагает порядка 60 компаний, однако серьезными игроками можно считать не более полутора десятка. Крупнейшие компании, выполняющие наибольшее число проектов (30-50 в год) – DEXTRA, «Флексайтс», «Урал Медиа», Uni-logic, Lab.NET. Эксперты также выделяют некоторые студии, обладающие большим потенциалом, – это «Янтарное небо», Sitko.ru,­ «АРБ-Консалтинг» и некоторые другие. По заверению профессиональных участников рынка, большой конкуренции между ними нет. АНДРЕЙ СИТКО, директор интернет-агентства Sitko.ru, объясняет отсутствие соперничества тем, что рынок веб-дизайна в Челябинске еще не до конца сформирован: «Разработчики изредка сталкиваются в каких-то крупных тендерах, но почти никогда не конкурируют друг с другом на небольших проектах. Спрос на сайты еще очень велик, рынок не насыщен – и поэтому работы хватает всем».

В высшем ценовом сегменте сегодня работают «Флексайтс» и DEXTRA – стоимость их сайтов составляет от 50 тыс. руб. В среднем по рынку цены колеблются в диапазоне 30-40 тыс. руб. Нижняя ценовая граница у профессиональных веб-дизайнеров составляет 25-30 тыс. руб., а верхняя вообще не оговаривается: по их словам, цены могут доходить до «бесконечности» в зависимости от сложности проекта. Част­ники же готовы работать за гораздо меньшие деньги. За создание среднего корпоративного сайта они часто берут не более 5 тыс. руб. «Многих клиентов привлекает возможность сэкономить, и среднерыночная стоимость сайта неуклонно снижается», – говорит ИВАН АЛЕКСЕЕВ, руководитель проектов Lab.NET. По словам экспертов, потребителю сложно понять, почему цена на «один и тот же» продукт настолько разнится. Поэтому многим веб-разработчикам приходится проводить просветительскую работу – объяснять заказчикам, что должен из себя представлять качественный интернет-сайт. Игроки заявляют, что их усилия не напрасны – отмечается положительная тенденция уменьшения некачественного предложения, рынок становится более цивилизованным. Во многом этому процессу способствуют сами клиенты – они начинают предъявлять к своему «интернет-лицу» все большие требования. Сегодня даже небольшим компаниям недостаточно иметь сайт-визитку , они хотят получить в виртуальном пространстве полноценную торговую площадку. «Люди начинают понимать, что сайт – это инструмент, с помощью которого можно заработать. К примеру, если развить интернет-магазин до хорошего уровня, то он сможет приносить владельцам порядка 70% всей прибыли. И уже сегодня есть фирмы, которые полностью отказываются от реальных торговых площадей в пользу продаж с сайта», – говорит Сергей Юнг.

Растет количество сложных проектов – интернет-магазинов, бизнес-порталов, причем сделанных не по шаблону, а с учетом индивидуальных особенностей заказчика. Средний срок разработки составляет 1-2 месяца, причем практически во всех случаях требуется работа целой группы людей. По словам экспертов, для разработки и дальнейшего обслуживания качественного сайта нужно как минимум шесть человек: программист, дизайнер, верстальщик, менеджер, копирайтер и человек, занимающийся оптимизацией местонахождения сайта в поисковых системах. Причем желательно, чтобы все специалисты имели профильное образование и опыт работы, что большая редкость на нынешнем рынке труда. В сфере создания сайтов еще не успела сформироваться система обучения персонала, и проблема нехватки квалифицированных кадров перед веб-разработчиками сегодня стоит очень остро. Но именно это обстоятельство способствует вытеснению с рынка частников и фирм-однодневок. «Одиночки больше не могут выполнять растущие требования заказчика, а те сайты, которые они раньше «стряпали», сейчас почти никому не нужны. Поэтому они уходят с рынка или поднимают планку качест­ва. Уровень веб-разработок в Челябинске неуклонно растет», – отмечает АЛЕКСАНДР РАСИН, генеральный директор компании «Урал Медиа».

Веб-строители осваивают смежные отрасли

Низкий порог вхождения на рынок веб-разработок до недавнего времени привлекал множество энтузиастов – в основном студенческой молодежи. Для того чтобы начать работать, нужен был совершеннейший минимум: собрать команду из 2-4 человек, сделать свой сайт, и можно начинать искать клиентов. Наличие офиса и постоянного штата сотрудников необязательно. Занять себе место под солнцем такие игроки пытаются преимущественно за счет демпинга – и многие серьезные веб-разработчики до сих пор видят в этом угрозу для своего бизнеса.

Сегодня местный рынок начинает стабилизироваться, количество игроков здесь уже не растет такими бешеными темпами, как раньше. Более того, некоторые компании, в том числе и крупные, прекращают свою деятельность: одним из главных событий 2007 г. стал уход с челябинского рынка студии «Отражение», бывшей одним из лидеров местного сайтостроения. По сведениям экспертов, ее учредители перенесли офис в Москву и полностью сосредоточились на столичном рынке. Значительного перераспределения сил, по словам экспертов, это событие за собой не повлекло. «Хотя в прошлом году ушли некоторые весомые игроки и появилось несколько новых небольших студий, кардинальных изменений рынок не претерпел. Вообще при росте количества сайтов и их качества существенного увеличения числа веб-разработчиков в последние годы я не наблюдаю», – говорит ДМИТРИЙ БАТРАКОВ, директор интернет-агентства DEXTRA.

По мнению экспертов, относительное затишье связано с тем, что рентабельность собственно изготовления сайтов падает: ресурсов для выполнения проектов требуется все больше, а цены из-за постоянного дем­пинга со стороны фрилансеров растут незначительно. Если раньше на челябинском рынке веб-дизайна считалась нормой рентабельность в 50% (а в некоторых случаях она была еще выше), то сегодня цифры гораздо скромнее. «Рентабельной разработка сайтов получается лишь на первых порах, когда два студента сидят у себя на кухне и за пару недель зарабатывают 40 тыс. руб. А такой фирме, как наша, нужно нести бремя расходов на аренду офиса, налоги, обновление оборудования, разработку софта и т. д., – поясняет Николай Жуков. – И главное, качественно выполненный проект требует больших трудозатрат, поэтому мы часто работаем на грани рентабельности». Иван Алексеев подтверждает, что разработка сайтов сегодня не слишком выгодна: «Некоторые игроки живут за счет крупных, долгоиграющих проектов, которые ежемесячно приносят деньги, но основной массе компаний выжить в условиях недобросовест­ной конкуренции сложно». Практически у каждой компании сегодня есть направления, параллельные производству сайтов, – часть из них так или иначе связана с Интернетом, часть относится к совершенно другим областям. Так, достаточно популярна разработка и поддержка собст­венных интернет-ресурсов – новостных и развлекательных порталов. Студия «Урал Медиа» продвигает проект Kirovka.ru, интернет-агентство Sitko.ru развивает сайт MobiChel.ru, DEXTRA – проекты Jobway.ru, Zavedi.ru.

Часть экспертов заявляет, что более сложные проекты, напротив, благоприятно сказываются на рентабельности и что, если она падает, дело скорее в неправильном построении внутренних процессов компании. «Чтобы сделать 40 сайтов, нужно 10 человек, а руководитель фирмы задействует 30 – естественно, такая работа не приносит прибыль, – приводит пример Андрей Ситко. – Вообще, мы постоянно сталкиваемся с тем, что нет отработанной технологии по созданию сайтов, ее приходится продумывать ежедневно».

По словам Александра Расина, его компания предлагает и другие продукты: «Низкую рентабельность основного бизнеса мы компенсируем за счет различных дополнительных проектов – с самого начала работы занимаемся мультимедийными технологиями: от простой flash-анимации для сайтов до презентаций на компакт-дисках». Компания Lab.NET в последнее время значительно сократила направление разработки веб-сайтов, которое когда-то приносило студии основную прибыль. «В планах у нас – продвигать GPS-навигацию и биометрию, также мы продолжим писать софт для зарубежных заказчиков, – говорит Иван Алексеев. – Возможно, мы вообще прекратим заниматься мелкими проектами в области веб-дизайна. Наши подсчеты показывают, что на них уходит 60-70% всего времени, а в структуре доходов они составляют менее 50%». Эксперты не исключают, что в будущем многие челябинские разработчики переключатся на другие виды бизнеса, как поступил ранее один из лидеров рынка Paramon Online.

Те из игроков, кто останется на рынке, сосредоточатся в основном не на создании, а на дальнейшей поддержке и продвижении сайтов, у некоторых компаний уже сегодня половина оборота приходится на обслуживание реализованных проектов. «Через год-два значительно вырастет сегмент сетевой рекламы и продвижения. Большое внимание будет уделяться проектированию, интернет-маркетингу и аудиту отрасли сайтостроения. Студии веб-дизайна должны будут перейти от формы работы «мастерских по подгонке и ремонту» сайтов к лабораториям с отлаженными методиками и процессами», – прогнозирует Дмитрий Батраков. Здесь сфера их деятельности нач­нет пересекаться с рекламными агентствами, считают эксперты. Последние тоже обращают внимание на смежный рынок и начинают предлагать услуги по разработке сайтов, однако серьезной конкуренции профессиональным веб-дизайнерам они пока не составляют.

Несмотря на то что сегодня в Челябинске есть иногородние разработчики, к примеру, екатеринбургские Ample и «Студия Бурусова», заметной роли на рынке они не играют. Местные игроки, у которых есть представительства в других городах, также пока не завоевали там серьезных позиций. Николай Жуков полагает, что причина в том, что сотрудничество разработчика с клиентом получается наиболее эффективным, когда оба они находятся в одном населенном пункте и могут общаться вживую. «Также не заметно особой активности моск­вичей. Правда, некоторым крупным компаниям, руководство которых переехало в столицу, делают сайты московские студии, но это скорее исключение», – добавляет г-н Жуков. Эксперты не опасаются прихода в Челябинск федеральных игроков – для них это слишком бедный рынок, цены здесь в десятки раз ниже.

В целом, будущее челябинского рынка веб-строительства оценивается его участ­никами довольно оптимистично: хотя у некоторых студий уменьшается количество проектов, в ближайшие 8-10 лет рост рынка продолжится. «Существует такое непрофессиональное мнение, что сайты есть уже у всех, кто в них нуждался. Но они устаревают, и сейчас многие клиенты обращаются за модернизацией старого или разработкой нового сайта. Этот процесс продолжается, и поэтому спрос на услуги веб-разработчиков будет стабильным», – считает Андрей Ситко.

Топ-лист


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке