Термокружки

Есть ли спасение от рекламы в социальной сети?

25.12.2007

Если вы думаете, что разнообразные социальные проекты в сети создаются для вас, и кто-то бескорыстно заботится о вашей потребности пообщаться, то это либо глупо, либо, как минимум, наивно. Любой проект в сети преследует хоть какую-то, но экономическую выгоду, и это главная его задача.

Ну не будет ни одна компания, а тем более, огромная корпорация думать о вас, о ваших чувствах и желаниях. И поэтому когда недавно в сети пронеслась буря негодования по поводу попытки внедрения социальной сетью Facebook нового рекламного сервиса, пришлось даже как-то немного удивиться человеческой наивности.

Участники сети потребовали от собственников сети Facebook закрыть сервис Beacon, который был создан для того, чтобы отслеживать: что, когда и где покупает участник сети, чем интересуется. В результате информация про сделанные покупки и заказанные товары на сайтах-партнерах Facebook вместе с фотографией участника и блоком контекстной рекламы рассылается по ленте друзей участника сети.

Ну, возможно идея изначально была не такая уж и крамольная, но создателями нового рекламного «дива» была сделана одна, но серьезная ошибка: отписаться от сервиса пользователи не могли.

Реакцию американцев (которые в основном и являются пользователями данной сети) предугадать было не трудно. В стране, где могут убивать при попытке ступить на частную собственность, такое посягательство на частную жизнь было воспринято почти истерически. Ну не зря, наверное, во многих голливудских фильмах добропорядочные бизнесмены, на самом деле оказываются маньяками. И двойная жизнь многих пользователей социальной сети после введения нового сервиса оказалась под угрозой. Ведь теперь любой из друзей мог узнать обо всех покупках, и рассекреченные рождественские подарки, наверное, только вершина айсберга…

Результатом протеста стали 70 тыс. возмущенных голосов, что, учитывая общее число участников сети около 50 млн. человек, в принципе, не так уж и много. Но что-то все же екнуло, или какие-то другие причины все-таки заставили руководство сети извиниться за свою промашку. Извиниться, по сути, за то, что решили побольше подзаработать, заманить побольше рекламодателей, да и просто сблизить людей между собой (как это цинично не звучит). Но программа, все-таки, остановлена не была, просто появилась возможность отписаться от навязчивого сервиса.

Во-первых, стоит задуматься: для чего и для кого создаются социальные сети? Ну не альтруистами же и не для альтруистов. Если хотите, чтобы вам ничего не продавали и не предлагали – вообще не регистрируйтесь ни в каких ресурсах, не посещайте Интернет. Читайте книги – там еще рекламы посреди текста нет (и я, надеюсь, никогда не будет) и никто не наблюдает за тем, что и когда вы читаете.

Но Facebook в своих попытках развития рекламных возможностей сети не одинок, он шагает дружно со своим основным конкурентом MySpace, который, в свою очередь, ввел новую систему HyperTargeting. Благодаря этой системе, пользователи видят рекламные сообщения исключительно на те темы, которые указаны в их анкетах в пункте «Хобби и увлечения». Написал, что любишь лыжи и футбол – получай рекламу спортивных магазинов. При этом рекламодатель все равно не может быть уверен на 100%, что реклама его целевая, так как пользователь тоже хитрый, и в анкете может и приврать, чтобы потом в душу не лезли. Все равно, как бы не старались любые исследования, есть вещи, о которых не скажешь и не напишешь никому и никогда. Так что, если не хотите, чтобы о вас знали лишнее – предохраняйтесь.

А вообще, все такие попытки социальных сетей (и не только) подобраться поближе к пользователю, к его пристрастиям и интересам, к его родным и друзьям, вполне обоснованы. Все последние исследования, в частности и проведенные компанией Nielsen, говорят о полном недоверии пользователя к традиционным видам интернет-рекламы, особенно к рекламе баннерной. Доверяют сейчас в основном мнению друзей и знакомых, да и просто отзывам пользователей о том или другом товаре. Поэтому-то такой ценной с точки зрения рекламы и была сама идея Facebook об информировании пользователей о покупках, совершенных их близким окружением. Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Так что выхода другого нет, и если традиционные виды рекламы не работают – нужно искать другие пути к сердцу потребителя, а вот пути эти, к сожалению, не всегда (или почти никогда) не бывают кристально чистыми и не затрагивающими ничьих интересов.

В результате, социальные сети ведут борьбу между собой, ведут борьбу за рекламодателя, за прибыль и, одновременно, против своих пользователей, приватная жизнь которых все чаще становится основным объектом купли и продажи. И в таком случае все более и более точное «попадание» в рекламе приводит к нарушению прав и свобод человека, который и в сети начинает терять ту степень анонимности, которая ранее была ему хоть как-то доступна в виртуальном пространстве.

Нужно просто свыкнуться с мыслью, что всех нас изучают, анализируют, делят на группы и стараются постоянно что-то подсунуть и продать. При чем способы продажи все изощряются, и то ли еще будет…

А если посмотреть еще повыше, то борьба, на самом деле, идет между огромными корпорациями и магнатами, между News Corp, принадлежащей Руперту Мердоку (MySpace) и Microsoft, во главе с Биллом Гейтсом (Facebook). И на кону слишком много стоит, чтобы кто-то учитывал такие понятия как право на свободу и частную жизнь.

Так что будьте осторожны и бдительны, если не хотите, чтобы ваши тайные пристрастия стали достоянием друзей или, тем более, врагов. Потому что мир вряд ли изменит свое направление, нужно как-то приспосабливаться самому.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке