Термокружки

Низкий старт

26.10.2007

Политические партии начали свои избирательные кампании, несмотря на то что официально агитацию вести еще нельзя. Политологи говорят о неоригинальности и вторичности партийных кампаний

Тихо и незаметно стартовали кампании политических партий по выборам в Госдуму. До официального начала агитационного периода осталось не так много времени, но партии уже начали работу с электоратом тихой сапой. Так, рекламные щиты украсили изображения партийных лидеров (Владимира Жириновского) или слоганы, которые пока прямо не указывают на заказчика (лозунг «Справедливость»), но, очевидно, составляющие элементы кампании «Справедливой России». В квартиры начали звонить агитаторы от СПС и «Единой России». В почтовых ящиках вновь появились партийные газеты и листовки.

Началось и противодействие агитации. Так, билборды портят краской. В ряде районов Перми, по информации источников «bc» в партийных избирательных штабах, вслед за агитаторами прошлись некие люди, вынувшие и уничтожившие газеты, только что опущенные в почтовые ящики.

Характер и особенности начавшейся избирательной кампании, общее и различное с предыдущими глазами профессионалов-политологов.

Начали работу. Поскольку официально партии еще не приступили к агитации, большинство информации о событиях в штабах получено от источников «bc» на условиях анонимности.

«Единая Россия». Лидеры регионального отделения партии принимают участие во всех заметных событиях на территории края. Даже на открытии путепровода Чкалова — Стахановская очевидным был перевес партийной символики над государственной и региональной. Сейчас под патронатом партии проводятся многочисленные массовые акции (в основном развлекательного характера, но также организуются круглые столы по обсуждению «Плана Путина»).

В целом в основе нынешнего этапа кампании партии — работа с «Планом Путина». Брошюра с подобным название распространяется агитаторами на территории края. Но, по словам источника «bc», близкого к руководству «Единой России», «эти агитаторы задействованы под разовую акцию, для распространения брошюры». «В 20-х числах октября будут развернуты районные избирательные штабы партии, набраны постоянные агитаторы, — сообщил источник «bc». — Пока же кампания не вступила в активную фазу. Но строиться она скорее всего будет на тех же краеугольных идеях — план Путина и будущее России».

«Кампанию «Единой России» с трудом можно назвать оригинальной, — считает политолог Олег Лысенко. — Довольно предсказуемые политические лозунги и явная ориентация на использование административного ресурса».

Солидарен с коллегой и Сергей Бойко: ««Единая Россия» эксплуатирует административный ресурс и ориентируется на использование образа Путина».

По словам политолога Романа Авраменко, новые реалии заставили партию перестроить кампанию, а также поднять планку требований к результатам выборов. «Это заставит активнее добиваться результата любыми способами. В таком случае говорить о креативе в кампании не приходится — рисковать нельзя».

ЛДПР. Кампания ЛДПР, по мнению экспертов «bc», достаточно традиционна. В региональной организации идет активная работа с пенсионерами. С этой целью используется проект «Университет третьего возраста», в котором пожилые люди «обучаются жить в современном городе».

Как сообщил «bc» источник в штабе «жириновцев», основой кампании будет печатная агитация. Также, по информации ряда СМИ, ЛДПР первой из крупных политических сил обратилась к интернет-рассылке в качестве средства агитации. Тысячи пользователей Интернета на днях получили в электронных письмах выдержки из программных документов ЛДПР.

«Однако серьезно на планы по проведению кампании повлияло решение Путина возглавить список «Единой России», — говорит источник. — Сейчас корректировку проходят идеологические установки кампании. По информации из федерального штаба, руководство отказалось от целого ряда материалов, которые должны были составить основу кампании».

Подтверждают слова штабника ЛДПР и политологи. «Ранее Жириновский прекрасно играл на том, что «Единая Россия» и Владимир Путин — «две большие разницы», — говорит Олег Подвинцев. — Сейчас Владимиру Жириновскому очень сложно критиковать курс «единороссов»». По словам эксперта, ЛДПР предложила агитацию в традиционном стиле, но с обильным использованием «новых лозунгов и эффектных призывов». «Как ни странно, ЛДПР оказалась в зоне риска», — считает политолог.

«Вся кампания ЛДПР строится на том, что она — партия Жириновского, — считает Сергей Бойко. — По сути «жириновцы» пока не предложили ничего нового».

КПРФ. Кампания партии, по мнению экспертов, основана на активизации собственного электората и будет достаточно традиционной для КПРФ: критика власти (невзирая на персоналии), пути, которым развивается Россия, внешняя и внутренняя политика. Сейчас распространяются региональные и федеральные издания партии, проводятся митинги и пикеты по различным поводам. «Полевая сеть» КПРФ традиционно достаточно стабильна, однако, по мнению специалистов, имеет «довольно солидный возраст», что не всегда дает возможность гибко реагировать на ситуацию.

По словам экспертов «bc», финансовый ресурс КПРФ довольно ограничен, что мешает партии адекватно реагировать на дальнейшее старение активистов (средний возраст членов КПРФ вплотную приблизился к 60 годам).

«У КПРФ, очевидно, довольно ограничен финансовый ресурс, так что я вообще не вижу каких-то проявлений их активной кампании», — считает Олег Лысенко.

Также политологи упрекают коммунистов во вторичности и неоригинальности кампании. «Считаю, что коммунисты не делают ничего для модернизации собственных идей и методик их донесения до избирателей, — считает Роман Авраменко. — У электората КПРФ большая проблема — он вымирает. Для привлечения молодежи и людей среднего возраста в ряды сторонников нужно переориентироваться на более современные установки избирательной кампании, а КПРФ пока работает по-накатанной».

«Различий с кампанией «единороссов» не вижу, — иронизирует Сергей Бойко. — КПРФ просто меняет фото Путина в агитках на фото Зюганова».

С коллегами не согласен Олег Подвинцев, который считает, что решение Владимира Путина дало новые шансы КПРФ. «В случае резкой кампании, основанной на нападках на «Единую Россию» и Путина, коммунисты имеют колоссальный шанс привлечь к себе протестный электорат и выиграть значительное количество дополнительных голосов», — считает политолог.

СПС. Традиционная кампания оппозиционной политической структуры. Вероятно, в крае будут задействованы все элементы кампании прошлого года, давшей партии более 16 % голосов жителей Прикамья и вторую по величине фракцию в Законодательном собрании. Будет проводиться достаточно активная кампания «от двери к двери». Однако аналитики не отрицают, что, возможно, все «тузы СПС еще в рукаве».

Олег Подвинцев считает, что СПС близка судьба КПРФ. «СПС нужно рискнуть и пойти на обострение критики власти (чем они, кажется, сейчас и занимаются), — считает политолог. — Сразу вспоминаются недавние резкие выражения Никиты Белых об олигархах».

«Шансы партии будут зависеть от кампании «правых»», — поддерживает коллегу Роман Авраменко.

«Справедливая Россия». Кампания, по мнению экспертов «bc», базируется на обращении к общечеловеческим ценностям. Свидетельство тому — работа с циклом рекламных щитов «Справедливо — Не справедливо». Значительная часть кампании будет построена на социалистических идеях. Здесь «справедливороссы», по мнению политологов, попали на поле КПРФ. Вполне возможно, что пересечение электоральных полей не пойдет на пользу партии Сергея Миронова ввиду большего «запаса прочности» компартии.

«Шансы «Справедливой России» пройти в Госдуму ввиду решения президента возглавить список «Единой России» резко сократились», — уверен Олег Подвинцев.

Однако не все коллеги г-на Подвинцева разделяют его мнение. «Считаю, что за «Справедливой Россией» стоит достаточно мощный финансовый ресурс, — говорит Роман Авраменко. — Думаю, «эсеры» сделают серьезную попытку перестроить свою кампанию на ходу, тем более, что пока она полноценно не стартовала».

Подводя итоги. В целом политологи солидарны в одном: пока текущая избирательная кампания не блещет оригинальностью. По словам Олега Лысенко, «пока все довольно предсказуемо». «Честно говоря, пока партии никакого креатива не проявляют, — вторит ему Сергей Бойко. — Все работают по проверенным шаблонам».

«На самом деле кампания идет достаточно вяло, — считает Олег Подвинцев. — Все партии пытаются приноровиться к резкому изменению ее рисунка после решения Владимира Путина возглавить список «Единой России». Это вынуждает их изменить планы, иногда даже кардинально, как в случае со «Справедливой Россией»».

«Думаю, что кампания, которую проводят основные претенденты на кресла в новой думе, будет довольно предсказуемой, — считает Роман Авраменко. — Партии привычно начинают работать со «своим» электоратом, особенно не рассчитывая на преодоление запланированных показателей, с оглядкой на ситуацию в «Единой России»».

По словам Олега Подвинцева, вариант, при котором в думе будет всего две партии, КПРФ и «Единая Россия», «пока не самый вероятный». «Но все же 2 октября (в последний день съезда «Единой России») он стал более реальным», — резюмирует эксперт.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке