Цели и содержание маркетинговых исследований

21.09.2007

Маркетинг, как говорят, — начало начал

Автор: Анатолий Данилович Шеремет, доктор экономических наук, руководитель кафедры учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Экспертного совета Фонда НСФО, председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество».

В условиях развития рыночных отношений основными задачами, которые ставят перед собой фирмы, осуществляя производство и реализацию продукции, являются:

  • выяснение желаний потребителей;
  • выбор товаров и услуг, которые предприятие может производить;
  • определение количества продукции, которое можно продать;
  • организация продвижения товара на рынке и рекламы;
  • поиск рынков сбыта и способов распространения продукции;
  • определение критического объема продаж и пороговой цены реализации;
  • анализ качества и конкурентоспособности продукции;
  • выбор ценовой политики.

Выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (его объектами являются сам товар, рынок, т е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель.

1. Цели и содержание маркетинговых исследований

В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого и планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции.

Маркетинговые исследования помогают предприятию решить следующие задачи:

  • определить возможность массового производства товаров или услуг;
  • установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке;
  • провести анализ типологий и мотиваций имеющейся и потенциальной клиентуры;
  • определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг.

Целью маркетинговых исследований является разрешение следующих проблем предприятия:

  • изучение и установление потенциала рынка или продукта о возможном объеме его продаж, условиях реализации, уровнях цен, способности потенциальной клиентуры;
  • исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегии формирования цен;
  • исследование сбыта с определением территории, являющейся наилучшей с точки зрения продаж, объема продаж на рынке, который является наиболее эффективным.

Компании разрабатывают общий план маркетинговых исследований, который составляется в разрезе маркетинга отдельных товаров или услуг, по типу покупателей, по регионам.

Таким образом, можно сказать, что маркетинговые исследования — это комплексная система изучения организации производства и сбыта товаров и услуг, которая ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка. Наиболее сложными задачами маркетинговых исследований являются анализ и принятие решений по ценообразованию и стимулированию сбыта.

Итогом маркетинговых исследований является разработка маркетинговой стратегии фирмы, целью которой является выбор целевого рынка и маркетингового комплекса, соответствие которых помогут обеспечить максимальный эффект продаж продукта и услуг.

При выборе целевого рынка необходимо обосновать ответ на вопрос: в каком продукте нуждается потребитель? Для этого необходимо установить рациональные сегменты концентрированного, дифференцированного или недифференцированного рынка, которые будет обслуживать организация.

Выбор маркетингового комплекса связан с установлением оптимального сочетания его элементов: наименования продукта, его цены, места распространения и стимулирования сбыта. На базе принятой маркетинговой стратегии разрабатываются основные управленческие решения, ориентирующие деятельность фирмы на разрешение проблем, которые возникают или могут возникнуть у потенциального потребителя товаров, работ и услуг. Этот принцип может быть осуществим в том случае, если основой принятия решений по организационным, технологическим, социальным и производственным вопросам является результат анализа потребностей и запросов потенциальных покупателей.

2. Объекты маркетингового анализа

Многочисленные объекты маркетинговых исследований можно свести к трем основным группам:

  1. потребители товаров, или рынок;
  2. товар и его свойства;
  3. конкуренты.

Говорят, что «бизнес — это что-то такое, у чего есть потребители». Исследование рынка, т.е. потребителей товаров, означает:

  • изучение мотивов поведения потребителей;
  • анализ рыночной конъюнктуры;
  • анализ «ниши» рынка, т.е. области деятельности, в которой предприятие имеет наибольшие возможности по реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения продаж (оборота);
  • анализ наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке, форм и каналов сбыта;
  • анализ тенденции изменения цен;
  • анализ эффективности рекламной деятельности.

Товар — следующий объект маркетинговых исследований. Изучение товара означает:

  • исследование свойств продукта или услуги, потребительских свойств товара, отличие его от товаров конкурентов;
  • анализ объема товарооборота предприятия по отраслевым (продуктовым) и географическим (территориальным) сегментам;
  • определение жизненного цикла товара, т.е. продолжительности периода вхождения товара на рынок, периода насыщения рынка товаром, периода падения спроса, когда наступает необходимость модернизации товара или его замены новым товаром;
  • разработку эффективного сервисного обслуживания товара у потребителей (послепродажное обслуживание);
  • определение производственных и финансовых потенциальных возможностей по расширению производства товара.

При исследовании конкурентов необходимо:

  • проанализировать положение дел в отраслевых и географических сегментах продаж;
  • изучить реальных и потенциальных конкурентов, оценить объемы их продаж, доходов, финансовое положение;
  • проанализировать политику цен конкурентов, возможность увеличения рыночной доли;
  • дать основные характеристики свойств товаров конкурентов, уровень качества и дизайна, в связи с чем приобретаются товары конкурентов;
  • сравнить сильные и слабые стороны своей фирмы и конкурентов.

9731
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :