Что ждет Google в Рунете?

26.07.2007

Российский рынок контекстной рекламы продолжает уверенный рост. В 2006 г. его объем составил $110 млн. и превзошел показатель 2005 г. почти в 2,5 раза. На сегодняшний день подавляющую часть рекламных бюджетов в Рунете делят местные игроки. Однако все большую активность в России проявляет мировой лидер рынка онлайн-рекламы — компания Google

Сможет ли интернет-гигант повторить свой успех на отечественном рынке и что противопоставят ему локальные игроки? Этот вопрос CNews задал российским компаниям — лидерам рынка контекстной рекламы.

Рунет, без сомнения, один из наиболее перспективных и важных для корпорации Google рынков. Однако ее положение в нашей стране пока довольно незавидное. Если в зарубежных секторах интернета компания в большинстве случаев чувствует себя более чем уверенно — как в Европе, так и в Азии, ресурсы Google по популярности среди интернет-пользователей сумели занять как минимум третье место, — то в России сильные локальные игроки пока не дают американскому гиганту взобраться на пьедестал.

Недостаточно высокая популярность рекламных площадок в Рунете даже заставила Google рекламировать себя, что для интернет-гиганта вовсе не свойственно. Компания начала продвигать российским пользователям свой поисковик и почтовый сервис Gmail. Участники рынка считают, что усилия Google смогут принести свои плоды: «В настоящее время Google на рынке контекста занимает третье место, — считает Лев Глейзер, генеральный директор AdWatch. — В действительности все зависит от того, какую долю от поисковых запросов в Рунете обрабатывает поисковик Google. И если на данном рынке он занимает около 24%, то логично было бы предположить цифру на рынке контекстной рекламы, равную примерно 10%».

Соглашается с ним и Мария Черницкая — генеральный директор компании iContext. «Не стоит думать, что если именно сейчас в отношении данного рынка со стороны Google в России не видно каких-то суперактивных действий, то компания плохо представлена на рынке — это еще ничего не значит. Просто у компании несколько другая стратегия: не тратить время и ресурсы на "сиюминутную" гонку на рынке и борьбу за сегодняшних клиентов, а создавать лояльную аудиторию». Тихое и незаметное завоевывание рынка, по ее мнению, в итоге приведет к тому, что однажды Google займет серьезную долю рынка. «Вряд ли это произойдет в краткосрочной перспективе, а вот в долгосрочной — Google наверняка серьезно потеснит нынешних лидеров рынка», — говорит г-жа Черницкая.

Светлана Гусева, руководитель отдела продаж 2Sun, оценивает долю Google на российском рынке контекста еще оптимистичнее — в 15-17%. Правда, г-жа Гусева не очень верит в перспективы дальнейшего развития: «Если и будет увеличение доли рынка, то незначительное, скорее всего до 20%».

Однако далеко не все участники рынка оценивают перспективы Google столь оптимистично: «На настоящий момент и в ближайшем будущем, думаю, вряд ли Google стоит рассчитывать на заметную долю рынка интернет-рекламы, — говорит Сергей Шкарупа, генеральный директор Rokwell. — Тому причиной много факторов — как, например, проблемы с юридическим оформлением рекламных кампаний Google (разница между российским и зарубежным законодательствами практически сводят на нет все усилия по нормальному проведению рекламных кампаний с помощью Google). К этому стоит добавить и ряд технологических препон — с использованием рекламных инструментов Google очень трудно серьезно планировать рекламные кампании, далеко не самые лучшие инструменты мониторинга, отчетности и т.д. Кроме того, у рекламной платформы в Google практически отсутствует поддержка — нет людей, которые могли бы адекватно консультировать клиентов, решать их вопросы в процессе сотрудничества и т.д.».

Ему вторит г-жа Гусева: «Из минусов отмечу отсутствие нормальной обратной связи с представителями Google, перечисление средств на клиентский аккаунт занимает порой до 7 дней, договор заключается посредством публичной оферты».

С чрезвычайно низкой оценкой текущей доли Google согласен и Алексей Басов, генеральный директор компании «Бегун»: «В настоящее время доля Google на российском рынке интернет-рекламы весьма невелика; можно даже сказать, что он на этом рынке вообще никак не представлен». Тем не менее г-н Басов позитивно оценивает шансы Google: «Да, безусловно, Google — это потенциально опасный противник, который может серьезно потеснить на рынке интернет-рекламы нынешних лидеров и, так сказать, поменять ландшафт данного рынка. Пока никаких особенных действий в этом направлении со стороны Google не видно, но российские участники рынка весьма пристально следят за ним. Google, пожалуй, единственная транснациональная корпорация, довольно успешно действующая на российском интернет-рынке. То, что текущая политика и действия компании на нашем рынке могут показаться не слишком эффективными, в общем-то еще ничего не значит».

Однако эксперт не исключает и совершенно противоположного варианта развития событий: «Google может как очень серьезно заявить о себе в Рунете, так и не заявить никак — как, например, это случилось в Бразилии, чей интернет-рынок, кстати, имеет много сходств с нашим, и где сильные локальные игроки так и не дали Google занять достойное место». Среди прочих причин возможной неудачи Google на российском рынке — не слишком высокий приоритет нашего рынка в глобальной стратегии Google и, как следствие, недостаточная гибкость российского офиса. «Есть и ряд технологических проблем — в частности, серьезные различия российского и американского банковского законодательства приводят к тому, что те же расчеты по рекламным кампаниям Google, которые так удобны почти во всем мире, в России осуществить на практике очень трудно, и механизм нужно как-то менять».

Не особенно позитивно о доле Google на россйиском рынке отзывается и Елена Молчанова, генеральный директор Promo Interactive: «Я не думаю, что Google входит в первую десятку ведущих площадок, особенно если говорить о цифрах по 2006 г. За последние месяцы российских объявлений в самом Google и на сайтах-участниках Adsense явно прибавилось, но до оборотов «Яндекса» и «Бегуна» там явно еще очень далеко (наверняка на порядок меньше)». Что касается перспектив, то г-жа Молчанова также высказывается о них довольно осторожно: «Если говорить о ближайшем годе, то потолок здесь — это вход в десятку крупнейших рекламных площадок России (хотя это очень оптимистичная оценка). Более же реальная цель на этот год — окончательно утвердиться в качестве поисковика №2 в Рунете».

«Конечно, можно считать, что Google немножко подстроился под Россию — в конце концов, мы единственная страна, под которую дорабатывалась принятая в компании схема финансовых расчетов (безналичные платежи для юрлиц, предоставление бумажных документов и т.д., это, кстати, не могло не повлиять на серьезный рост российских доходов Google). Но в целом я бы не сказала, что это какое-то кардинальное изменение», — говорит Елена Молчанова. По ее мнению, очевидные основные плюсы Google — очень сильный бренд, теперь уже хороший поиск, глобальное лидерство в поисковых технологиях, постоянная генерация новых сервисов, огромные инвестиционные возможности и т.д. Главный же минус очевиден — сильные локальные конкуренты. Даже «ударные» сервисы Google часто подхватывает тот же «Яндекс», причем его версии часто лучше, чем локализованные Google, а уж продвигаются они на порядок активнее.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке