Термокружки

Кому достанется эфир

25.06.2007

Медиахолдинги делят новосибирские радиостанции

Новосибирские радиостанции меняют собственников: крупные федеральные медиагруппы стремятся прийти в регионы не как сетевые партнеры, а как хозяева местного радиовещательного бизнеса. На рынке еще обсуждают недавнее приобретение «Региональной медиагруппой» (подконтрольна бизнесмену Ивану Таврину) 100-процентной доли радиостанций новосибирской Группы «Выбери радио» у Андрея Гладченко. А между тем в Новосибирске укрепляют позиции и другие «медиамонстры» — «Русская медиагруппа» (подконтрольна «Интерросу») и «Профмедиа» (близкая компании «ЛУКОЙЛ»). Так, на этой неделе стало известно, что «Профмедиа» готовится открыть в Новосибирске новую радиостанцию «Юмор FM» в рамках Рекламной группы «Форпост». Участники рынка почти уверены, что только расширением партнерства со стороны «Профмедиа» дело не ограничится, и в ближайшее время компания заключит несколько сделок М & A на новосибирском рынке.

Игра на выбывание

Говоря о крупных федеральных компаниях, проявляющих активный интерес к региональным медиаактивам, участники рынка называют пять игроков радиобизнеса. Помимо «Региональной медиагруппы», к ним относят «Русскую медиагруппу», «Европейскую медиагруппу», Холдинг «Профмедиа«, а также «Газпром-Медиа».

«Новосибирск входит в первую тройку приоритетных городов для крупных медиахолдингов с точки зрения приобретения бизнеса, — отмечает бизнесмен Виктор Игнатов, который, по его собственным словам, «прямо или косвенно владеет многими медийными активами в Новосибирской области». — В радио эти процессы неизбежны, и они уже прошли в телевидении — ведь трудно же представить, чтобы, например, Первый канал или канал «Россия» в Новосибирске кто-то ретранслировал, забирая выручку от рекламы себе. Непонятно, почему же тогда в случае с такими радиостанциями, как «Европа Плюс» или «Русское радио«, такое считается возможным».

«Местных станций в регионах становится все меньше, — отмечает глава медиагруппы «Выбери радио» Андрей Гладченко. — Среди радиостанций, вещающих в Новосибирске, если брать в расчет сколько-нибудь значимые для рынка бизнесы, местных осталось на сегодня три — «Мелоди», «Юнитон» и «Радио Сибири». С июля «Мелоди» закрывается, и ходят слухи, что закрывается «Юнитон«. До конца года местных станций может не остаться вовсе».

Тенденцию уменьшения количества местных радиостанций Гладченко комментирует так: «Федеральные игроки все более агрессивно продвигают в регионы свои сетевые продукты. Причем их уже не устраивает чистый франчайзинг, их цель — иметь долю в региональном радиобизнесе. Это повышает управляемость активами, позволяет их консолидировать и к тому же получать прибыль, ранее достававшуюся регионам. Вместе с тем партнерство с федеральными компаниями становится все менее выгодным для региональных вещателей. Например, в силу разности часовых поясов региональному партнеру приходится замещать собственным эфиром ряд программ, в частности, утренних, а это влечет дополнительные затраты. Окупить такой бизнес бывает непросто».

Несколько недель назад Гладченко заключил сделку с «Региональной медиагруппой» по продаже принадлежавшей ему доли радиостанций (около 50%). Однако сделка была скорее вынужденная — Гладченко утверждает, что не собирался уходить из бизнеса. «Региональная медиагруппа» делала предложения многим местным медиахолдингам о продаже принадлежащих им активов, — говорит он. — Переговоры привели к тому, что компания купила долю моего партнера, с которым мы вели бизнес на паритетных началах (физические и юридические лица, близкие Виктору Игнатову. — «КС«). Однако по условиям сделки Таврину требовался контрольный процент в бизнесе, для того чтобы консолидировать приобретенные активы. Я согласился».

Однако уже ближайшие месяцы совместной работы показали, что подход к бизнесу у партнеров разный. Яблоком раздора стали закрытие радио «Мелоди» и перевод на частоту его вещания «Радио 7». Было принято обоюдное решение расстаться. В ходе «развода» рекламное агентство «Альянс Медиа» осталось у Гладченко, а радиоактивы — у Таврина.

Виктор Игнатов смотрит на ситуацию по-другому: «Для того чтобы региональные станции развивались самостоятельно, надо создавать эффективный местный контент, но проблема в том, что доходы от региональной рекламы вряд ли покроют затраты на его создание и содержание. Поэтому все до поры до времени стараются пользоваться федеральным контентом, попадая таким образом в зависимость от его владельцев. А те, соответственно, начинают хотеть более справедливого, с их точки зрения, распределения рекламных доходов«.

Генеральный директор «Авторадио-Новосибирск» Буланкин подчеркивает, что «передел рынка — не всегда плохо, главное, чтобы не было его монополизации. Неважно, работают на рынке местные или московские станции. Гораздо более важное значение для рынка имеет стабильность на рынке рекламы, чтобы однажды не произошло его обвала с приходом какого-либо крупного участника».

Федеральные медиахолдинги, присутствующие в Новосибирске

Компания Радиовещательные активы
«Русская медиагруппа» (подконтрольна компании «ЛУКОЙЛ») — управляющая компания, производящая программный продукт для региональных радиокомпаний и электронных СМИ (Фоменко.ру), также охватывает рынок прессы (мужской журнал «Пингвин») и телевидения «Русское радио», «Максимум», «Хит FM«, FM, Русская служба новостей, Радио «Монте-Карло»
Европейская медиагруппа (подконтрольна французскому медиахолдингу Lagardere) «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7», «Эльдорадио», Канал «Мелодия«
Холдинг «Проф-Медиа» (подконтролен компании «Интеррос»). Объединяет активы в сфере телевидения, кино и издательской деятельности. Также управляет несколькими FM-радиостанциями в Москве и Санкт-Петербурге «Авторадио», Energy, «Юмор FM», «Русские песни»
«Газпром Медиа» — объединяет несколько направлений бизнеса в производстве, кино, радио, рекламе, управлении недвижимостью «Эхо Москвы», Relax FM, «Первое популярное радио», «Радио NEXT«, «СИТИ-FM»
Региональная медиагруппа (подконтрольна бизнесмену Ивану Таврину) Компания приобретает радиовещательные активы в большинстве крупных городов России

Перемена мест

Участники новосибирского рынка радиовещания прогнозируют перемены в структуре собственности и других местных медиагрупп, в частности, в радиостанциях, принадлежащих Рекламной группе «Форпост».

На этой неделе РГ «Форпост» сообщила «КС» о возможном появлении новой радиостанции — «Юмор FM» (радио холдинга «Профмедиа») — при условии принятия соответствующего решения со стороны Федеральной конкурсной комиссии. Она призвана заменить освобождающееся место «Радио 7»: «Европейская медиагруппа» предложила расторгнуть договор по согласованию сторон с «Форпост» в пользу «Региональной медиагруппы».

«На частотах 99,5 и 105,7 (до 1 июля на этой частоте вещает радио «Мелоди») будет проведен кросс-промоушн (предложение аудитории одного продукта вместо другого. — «КС»). На частотах 99,5 и 105,7 в июле будут звучать специальные аудиоролики, которые будут говорить о переходе «Радио 7» на частоту 105,7 и появлении в скором времени на частоте 99,5 новой радиостанции — «Юмор FM», — сообщил «КС» PR-специалист РГ «Форпост» Владислав Бурмистров.

«Под эгидой «Региональной медиагруппы» происходит объединение медиаактивов «Европейской медиагруппы», — поясняет ситуацию гендиректор «Форпост» Евгений Тумашов. — Скорее всего эти радиостанции будут перепроданы «Европейской медиагруппе».

Однако участники рынка считают, что одна из причин — переговоры о сотрудничестве «Форпост» с владельцами радиостанции «Бизнес FM» (бизнесмен Аркадий Гайдамак). По мнению участников рынка, скорее всего эти переговоры стали одной из причин, по которой «Европейская медиагруппа» приняла решение открыть «Семерку» на частоте радиостанции «Мелоди».

В «Бизнес FM» воздерживаются от конкретных комментариев по данной теме. «Наши исследования показывают, что потребность в такой радиостанции есть, поэтому начало работы этой частоты в Новосибирске — это вопрос времени, — заявила корреспонденту «КС» PR-директор радио «Бизнес FM« Елена Быстрова. — Мы настроены вести активную региональную политику, в наших планах — охватить, по возможности, все города-миллионники. Мы не работаем по франшизе, а покупаем частоту и сами формируем редакцию».

Участники рынка уверены, что стоит ждать изменений и в структуре собственников радиостанций «Форпоста». Да и сами акционеры группы этого не отрицают. «Подобных перемен можно ожидать в «Форпосте«, и не только. Скоро выборы, и медиаактивы растут в цене. Легко поддаться соблазну и получить неплохие деньги. Считаю, что на сегодняшний день справедливая цена за радиостанцию в Новосибирске составляет не менее 3 млн евро», — говорит миноритарный владелец «Форпост» Николай Мелехин, недавно оставивший пост гендиректора. Впрочем, при этом он подчеркивает, что свою долю продавать пока не намерен.

Президент Группы компаний «Юнитон Медиа» Борис Комаров конкретизирует: «Насколько мне известно, холдинг «Профмедиа» ведет переговоры о покупке двух радиочастот, где сейчас вещают радиостанции «Радио 7» и «Рекорд».

«Ожидать продажи бизнеса можно, — не отрицает один из совладельцев «Форпоста« Евгений Тумашов. — Это вопрос целесообразности и оптимальности. Стоимость подобных сделок оценивается экспертами $0,4–2 млн за частоту. Потенциальных покупателей не так много, и они все на виду — крупнейшие медиахолдинги». В «Региональной медиагруппе» среднюю цену местных радиостанций оценивают от $150 тыс. до $1,2 млн.

Продолжение следует

«Форпост» — не единственная группа радиостанций, где участники рынка ожидают перемен. Возможны перестановки в структуре собственников радиостанций «Юнитон» и «Авторадио».

«Профмедиа» имеет контрольный пакет в местной радиостанции «Энерджи» и, возможно, будет покупать местное «Авторадио«, — делится информацией Борис Комаров. — Сейчас политика этого холдинга нацелена на то, чтобы скупать местные активы».

Впрочем, генеральный директор «Авторадио-Новосибирск» Виктор Буланкин (также является управляющим радиостанциями «Энерджи-Новосибирск», «Авторадио-Томск», северской телекомпанией «СТ-7» и интернет-порталом «ДП-Новосибирск») отрицает возможность продажи своей доли. «С «Профмедиа« мы работаем на партнерских началах и на этих же условиях планируем развивать бизнес», — подчеркивает он.

Борис Комаров, комментируя взаимоотношения с совладельцем бизнеса — «Русской медиагруппой», также отмечает, что не намерен уступать контроль над бизнесом. В то же время он подчеркивает, что заинтересован в развитии сетевого вещания радиостанции «Юнитон», и для этого ему нужен крупный стратегический партнер. «На региональном рынке ощущается недостаток популярных широкоформатных станций, а мы можем предложить такой продукт и ориентируемся при этом на города-милионники. Однако для развития такого вещания нужны мощные финансовые ресурсы», — говорит господин Комаров. По его словам, в настоящее время стратегический партнер найден: «Это московская ФПГ, обеспеченная не только финансовыми, но и лоббистскими возможностями, которая заинтересована в развитии радиовещания».

Пока Борис Комаров не называет своего партнера. По его словам, с ФПГ заключено соглашение, которое предполагает создание отдельного предприятия. Именно на это юрлицо будет приобретаться лицензия в городах, а владение будет строиться на паритетных началах с московскими партнерами.

Комментируя вопросы консолидации рынка, много говорят о политике. «Накануне президентских выборов и выборов в Госдуму необходимо единое медиапространство, которое пока достаточно размытое и разрозненное, — подчеркивает управляющий партнер маркетингового агентства «Б-52« Дмитрий Кривленя. — Фактически радио идет по пути местного телевидения, которого по сути уже не существует».

«Холдинги, приобретающие бизнес в регионах, различны в своих подходах к его дальнейшему развитию, — отмечает Борис Комаров. — Если «Русская», «Европейская» медиагруппы и «Профмедиа» ведут скупку активов с целью дальнейшего развития, то глава «Региональной медиагруппы« Иван Таврин ни от кого не скрывает, что он наращивает капитализацию для перепродажи крупным сетевым холдингам — одному из конкурентов».

Впрочем, в самой «Региональной медиагруппе» этого не подтверждают. «В настоящий момент у нас собрано немало активов в Самаре, Челябинске, Кемерове, Красноярске и других городах. Могу сказать, что мы довольны финансовыми показателями бизнеса и пока не намерены его продавать», — отметил в разговоре с корреспондентом «КС» директор по развитию «Региональной медиагруппы» Дмитрий Чермошенцев.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке