Редизайн банковских сайтов

18.04.2007

Банковскую сферу сейчас можно назвать одной из самых конкурентных сфер бизнеса. Банки активно развиваются, их становится все больше, поэтому обостряется конкуренция и возникает необходимость в создании сильного бренда с ярко выраженной индивидуальностью. В этой статье мы остановимся на одном из инструментов построения бренда и формирования имиджа компании — корпоративном сайте. В частности, разговор будет касаться редизайна банковских сайтов — насколько это необходимо, эффективно и каковы общие тенденции в редизайне современных банковских сайтов

Смелые и консервативные

Банки в сети появились достаточно давно, можно сказать, почти одновременно с началом развития Рунета.  Десять лет спустя карта банковских сайтов, безусловно, изменилась, но некоторые ее единицы застряли в глубоком прошлом и много лет не меняют дизайн и функционал своего виртуального офиса.  

Многие банки не торопятся с переменами, если дело касается сайта или фирменного стиля. Особенно это касается небольших банков, которые работают с юридическими лицами. Сайт для них — что-то вроде таблички около входа – банк такой-то, график работы такой-то, если хотите знать больше, приезжайте по такому-то адресу. 

Зачастую процесс редизайна затягивается из-за текучки и постоянной смены сотрудников, ответственных за сайт. В некоторых банках сайтом занимается технический отдел. В этом случае сайт рисует какой-нибудь программист  в перерывах между обычными делами, совмещая таким образом работу и разновидность хобби. Главное, чтобы руководство было довольно. Сайт есть (сделанный на коленке), худо-бедно обновляется, работает. И достаточно. Брешь закрыта.

Многие сотрудники банков соглашаются: «Да, сайт пора менять». Или признаются, что клиенты не могут ничего найти на сайте и поэтому не прекращаются гневные звонки с требованием срочных инструкций. Такие обстоятельства, естественно, не способствуют хорошей работе и поэтому требуют перемен. Но даже такая ясность проблемы ничего не меняет. Принятие решения может усложняться многоуровневой структурой и, по сути, внутренней бюрократией. Пока бумажка с предложением кочует по корпоративным уровням, много воды может утечь.

Самый крупный банк из числа таких «консерваторов» — Сбербанк России (http://www.sbrf.ru/).  Банк давно имеет репутацию надежного и стабильного, по большей части за счет государственного статуса. Своеобразную стабильность можно проследить и в облике сайта банка. Как можно заметить из скриншотов, с 2001 сайт Сбербанка почти не изменился, за исключением нескольких современных фишек — на сайте появились рекламные баннеры и информация о курсах и котировках. Но даже эти новшества не украшают неприглядную картину.

Что забавно,  сайт Сбербанка обнаружился в «народном» рейтинг самых несимпатичных сайтов Рунета (смотреть на  http://www.ki4.ru/). Радует то, что движение в сторону прогресса и улучшения все-таки было сделано. Сбербанк провел тендер на редизайн сайта среди крупнейших веб-разработчиков, и выбор пал на студию «РБК-софт». Как изменится сайт великого и могучего Сбербанка и как это отразится на его имидже, мы сможем узнать как минимум через год.

2001

2007

Существенная динамика в изменении облика корпоративного сайта наблюдается у крупных коммерческих банков, которые давно на лидирующих позициях и тратят немалые бюджеты на всевозможные ребрендинги, редизайны и прочие маркетинговые процедуры. Финансовые гиганты образуют партнерские союзы с не менее «шумными» студиями.

Одним из таких тандемов можно назвать почти десятилетнее сотрудничество «Альфа-Банка»  и Студии Артемия Лебедева. Маркетологи часто называют «Альфа-Банк» смелым банком. Видимо, поэтому компании находят общий язык. Последняя версия сайта от 2006 года (http://www.alfabank.ru/) , на мой взгляд, придает облику банка такие черты, как понятность, близость и прозрачность. Стоит несколько раз обновить главную страницу  —  и я уже знаю сотрудников банка в лицо, более того, они мне симпатичны.  Рекламные образы на баннерах небанальны, но в то же время понятны. Через несколько минут пребывания на сайте финансовая махина превращается в старого знакомого. Так, наверное, и возникает доверие и лояльность к бренду.

  Сайт «Альфа-банка» 2006 г.

О чем спорят маркетологи

На тематических форумах и порталах часто встречаются горячие дискуссии специалистов в области рекламы и маркетинга о том, насколько банки могут уходить от присущего им консерватизма и ломать стереотипы в рекламе своих услуг и в процессе создания своего имиджа.

С одной стороны, банки – это большие консерваторы. И отчасти не по своей воле. Специфика бизнеса такая, что если увлечься с оригинальностью, то можно вызвать подозрение в несерьезности и, как следствие, в ненадежности. А надежность для банков — просто ядро бренда и наивысшая ценность. Еще не выветрились из сознания воспоминания о кризисах и лопнувших как мыльные пузыри банках. К тому же есть Всевидящее око Центробанка, который сочиняет инструкции и директивы, что  должно быть на сайте и в какой форме. Творческая мысль просто зажата со всех сторон. Но это не мешает банкам экспериментировать, совершать ошибки и пробовать дальше.

В качестве примера приведу эксперимент банка «Союз» — ориентированный на молодых проект «Союзник».  Сайт для проекта был разработан уже упомянутой студией Лебедева. Идея — «создать сайт в виде восклицательного знака». Одна из фишек  концепции —  текст был написан  на нескольких языках, точнее сказать, жаргонах. Особенно жестко звучал раздел для «быков». Думаю, это было сделано для того, чтобы максимально охватить целевую аудиторию — подростков всех тусовок и мастей.

Не знаю, насколько эта идея понравилась тинейджерам, но, по крайней мере, дизайнерская тусовка свежесть и нестандартность идеи оценила и долго восхищалась «кислотной» обложкой сайта и, главным образом, текстами. Пока не случилось так, что сайт «Союзника» (http://www.soyuznick.ru/ru/)  изменился. На этот раз дизайн сайта разработала другая крупная столичная компания — «РБК-софт». Все там теперь чинно и скромно, без экстрима.

Возникает вопрос  —  что было причиной редизайна  — то, что идея была слишком нестандартной для банка и потому не сработала? Возможно, руководство банка «Союз» наслушалось критичных отзывов в адрес такой смелости. На форумах маркетологов и рекламистов есть мнения о том, что даже в том случае, если клиенты банка — подростки, решение по серьезным финансовым вопросам они принимают, либо советуясь с мудрыми и консервативными взрослыми, либо тоже вспоминают про стереотип «Банк  — это надежность» и выбирают серьезные финансовые учреждения. Возможно, «Союзник» сменил дизайн просто в силу «сезонности»,  либо предыдущий вариант сайта должен был создать некую шумиху для быстрого и масштабного пиара проекта.  Надо заметить, что эта цель была, бесспорно, достигнута.

 «Союзник от Студии Лебедева» 

«Союзник» от «РБК-софт»

Слияние и поглощение

Редизайн сайта иногда является следствием структурных изменений в финансовой организации, например, в результате всякого рода слияний и поглощений.

Пример такого случая — Финансовая Группа «КОНВЕРСБАНК». За последний год  финансовая группа активно скупала российские и зарубежные банки.  Сейчас в ее состав входят девять банков, в том числе три иностранных. Сайты этих банков поменяли свой облик после смены статуса. И надо сказать, в лучшую сторону.

Как мне удалось выяснить, редизайном сайтов занималась московская студия «Делаформ».  Заметен общий стиль всех сайтов, которые после обновления посвежели, стали удобнее в плане навигации и привлекательнее по цветам и образам (смотреть на  http://kak.ru/columns/redesign/a3243/ )

Похоже на то, что Финансовая группа «Конверсбанк» выстраивает единую имиджевую политику, способную расширить круг клиентов за счет населения. Думаю, что редизайн сайтов в этом случае был удачным шагом в этом направлении.

Тенденции редизайна банковских сайтов

По итогам исследований, проводимых компанией SpyLOG,  банковские сайты в 2006 году посетили более 800 тыс. россиян.  Банковский сектор лидирует по количеству запросов в поисковых системах. Это говорит о том, что с каждым годом увеличивается интерес к банковским услугам. Повышается уровень лояльности к банкам у населения. В этом ключе банки меняют стратегии рекламных компаний, стараются использовать понятные и яркие образы, сбивают спесь официальности и стараются таким образом быть ближе к людям.

Эта тенденция распространилась и на сайты. Заметно движение к легкости, простоте, особенно в навигации. Когда высока конкуренция, счет идет на секунды. Чем быстрее и понятнее поиск на сайте, тем выше вероятность того, что виртуальный посетитель превратится в реального клиента.  Можно заметить отказ от избыточности, нагромождения в пользу удобства, простоты и лаконичности.

Пример присутствия всех названных свойств – сайт банка «Юниаструм» (http://www.uniastrum.ru/) , который разработала известная студия «DEFA». Воздушный и чистый дизайн, много свободного и пространства, удобное меню и легкие акценты. Если на сайте «Альфа-банка» мы знакомились с симпатичными сотрудниками, то на сайте «Юниаструма» клиенты банка делятся приятным опытом работы с банком. Некое интерактивное «сарафанное радио», которое, возможно, кому-то помогает принять решение, с каким банком сотрудничать.

Было

Стало

Заключение

В заключении попытаемся ответить на вопрос: нужен ли банковским сайтам редизайн?

Полагаю, что редизайн нужен любому сайту, не дотягивающему до уровня компании, которую он представляет, и не выполняющему никаких полезных функций.

Несомненно, редизайн банковских сайтов имеет свои особенности. Сайт банка в первую очередь должен быть дополнительным паззлом в образе  компании, составляя с другими элементами фирменного стиля целостную картину сильного и жизнеспособного бренда.

Круглосуточная доступность сайта позволяет клиенту получить информацию в любое удобное для него время, а не только в часы работы банка. К сожалению, на большинстве банковских сайтов невозможно разобраться, где искать нужную информацию. Это вызывает понятное недовольство клиентов, которые вынуждены ехать за консультацией в банк или терзать операторов «горячей» линии. В худшем случае недовольные клиенты в поисках более комфортных условий могут просто поменять банк.  

Поэтому необходимо качественное изменение подхода к работе с посетителями сайта, предоставление им информации в быстро распознаваемой форме. Для этого на сайте нужна удобная структура и интуитивная навигация.

Банки активно рекламируют свои услуги по всем каналам, при этом упуская удобный и, самое главное, бесплатный канал — собственный сайт.  Превращая свои сайты в нагромождение официальной информации, банки зачастую игнорируют Интернет, как рекламную площадку. И напрасно, так как нетрудно заметить, что реклама в Интернете переживает сейчас бурный рост и имеет колоссальные перспективы.

Объединив все эти моменты, можно с уверенностью сказать, что редизайн — это не просто модное словечко. Сейчас это необходимое для многих компаний мероприятие, что особенно важно для такого высоко конкурентного бизнеса, как банковский.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке