Термокружки

Новый закон «О рекламе»: Изменения глазами бухгалтера


Изменения в Законе о рекламе будут интересны не только тем бухгалтерам, которые работают в рекламных компаниях. Их коллегам не помешает уточнить, какие расходы можно отнести к рекламным по Закону и в соответствии с Налоговым кодексом

Что можно отнести на затраты?

Затраты на рекламу Налоговый кодекс позволяет отражать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Однако учесть в полном объеме можно только:

- расходы на рекламу в СМИ (объявления на радио, телевидении, в прессе и телекоммуникационных сетях);

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Все прочие рекламные расходы нормируются. При налогообложении прибыли их можно учесть только в пределах 1% от выручки. К таким расходам относится, например, реклама на наземном транспорте, в метро.

Вот почему очень важно то, что в новом Законе стало более четко прописано, на какие виды информации он не распространяется. Так, например, не признают рекламой:

- справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;

- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

- объявления, «не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности»;

- любые элементы оформления товара, помещенные на его упаковке;

- упоминания о товаре, его изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства.

О сроках и документах

Старый Закон требовал хранить рекламные материалы и их копии в течение года со дня последнего распространения. Это касалось не только рекламных агентств, но и рекламодателей.

В новом законе это требование сохранено и введено дополнение. Теперь фирмы обязаны хранить в течение года не только рекламные материалы, но и договоры на производство, размещение и распространение рекламы. Однако это правило не касается тех документов, «в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное». Например, по требованию Закона о бухгалтерском учете фирма должна хранить «первичку» не менее пяти лет. А нормы, прописанные в Налоговом кодексе, обязывают хранить бумаги, подтверждающие «налоговые» расходы, четыре года. Поэтому бухгалтеру для определения сроков хранения придется руководствоваться прежними нормами.

Транспортная реклама

Существенные изменения коснулись рекламы на транспорте.

Во-первых, законодатели уточнили: использование отличительных знаков, которые указывают на принадлежность автомобиля конкретной фирме, рекламой не считается. Получается, компания может нарисовать свой логотип хоть во весь борт машины — и это не будет рекламой.

Во-вторых, изменены правила оформления сделок на размещение рекламы на транспорте. Новый Закон требует, чтобы рекламодатель заключал договор с «собственником транспорта или уполномоченным им лицом…». В старом Законе такого требования не было.

Получается, что рекламодателям придется заключать сделки не с рекламными агентствами, а с непосредственными владельцами машин. А поскольку собственник транспортного средства заключает договоры на размещение рекламы, то он оказывает платные услуги «по размещению и распространению рекламы на транспорте» И, значит, должен платить ЕНВД (разумеется, только в том случае, если местные власти ввели этот налог).

Обратите внимание: «вмененка» касается только той рекламы, которая размещена на машине (на крыше, боковой поверхности кузова и т. п.). То есть рекламы, размещенной снаружи транспортного средства. А распространение рекламы внутри транспорта этой статей не предусмотрено. Значит, такая деятельность не подпадает под ЕНВД.

Реклама — прочь с экрана!

В самое ближайшее время реклама на телевидении станет слишком дорогим удовольствием для многих представителей малого бизнеса. Дело в том, что с подачи законодателей рекламное время на телевидении сократилось до 12 минут в час. А с 1 января 2008 года его и вовсе уменьшат до 9 минут в час. Всего же на рекламу отводится не больше 15% эфирного времени в сутки. Очевидно, что когда спрос превышает предложение, цены неумолимо ползут вверх. Поэтому готовьтесь к тому, что эфирное время на телевидении станет еще дороже.

Законодатели сохранили ограничения на рекламу алкогольных напитков, пива и табачных изделий, но ужесточили их. Так, рекламу алкогольной продукции и сигарет мы больше вообще не увидим по телевизору (в теле- и радиопрограммах она запрещена). Старый Закон запрещал телевизионную рекламу этих товаров только с 7 до 22 часов (стало быть, ночью она была разрешена).

Казалось бы, можно обойти все эти запреты. Например, фирма, которая производит водку, могла бы начать выпуск одноименной воды. Достаточно разлить ее в похожие бутылки, и реклама этой воды станет продвигать водку. Однако законодатели предупредили подобные уловки. Они назвали такую рекламу недобросовестной. А недобросовестная реклама не допускается, также как и недостоверная.

Что касается пива, то по его телерекламе сохранилось старое ограничение: после 10-ти часов вечера и до 7 утра.

«Спам»… и другие запреты

Ваши электронные почтовые ящики больше не будут переполнены сообщениями от неизвестных людей с предложениями пойти на курсы иностранных языков, купить автоматический водонагреватель или магнитный уничтожитель насекомых. Теперь наконец-то введен запрет на «спам».

Распространять рекламу по электронной почте можно только «с предварительного согласия абонента или адресата». Причем «спаммер» должен будет доказать, что действительно получил ваше согласие на «переписку» с ним. Если же вы не захотите больше получать сообщения от этой компании, то распространитель обязан будет прекратить высылать материалы на ваш адрес сразу после того, как вы этого потребуете.

Не допускается также реклама в школьных тетрадях, учебниках, и дневниках. В транспортных средствах запретили распространять звуковую рекламу, а на дорожных знаках — наружную.

Коротко о БАДах

Впервые законодатели уделили внимание продвижению биологически активных добавок. Реклама этих товаров не должна создавать впечатление, что они обладают лечебными свойствами. Также недопустимо ссылаться на случаи улучшения здоровья людей, их благодарность, побуждать к отказу от здорового питания и создавать впечатление о преимуществах добавок. А информация о продуктах детского питания не может представлять их в качестве полноценных заменителей грудного молока.

Новинки мобильной рекламы: Как обмануть строгий закон?

Участники рынка наружной рекламы озабочены тем, как избежать вступающего в силу с 1 января 2007 года запрета на мобильные биллборды. На сегодняшний день это один из самых доходных видов рекламы, поэтому предприниматели начинают внедрять в дело различного рода хитрости. В частности, размещают «наружку» на велосипедах и прицепах — по сути, выдают одно и то же содержимое под разной оболочкой. По всей видимости, если рекламщикам удастся убедить контролирующие инстанции в праве существования нового вида транспортной рекламы, она станет весьма перспективным бизнесом, несмотря на грядущие изменения в законе.

Рынок и его игроки

Объем нижегородского рекламного рынка, по оценкам УФАС по Нижегородской области, в 2005 году составил около $60 млн, рынка наружной рекламы — $8 млн. О привлекательности этого бизнеса говорит рост числа желающих зарабатывать на рекламе: ежегодное увеличение рынка участники оценивают в 30%. При этом свободные ниши на этом рынке, по мнению экспертов, будут оставаться еще 3-4 года, а ужесточение законодательства только подстегнет игроков находить все новые рекламные решения и воплощать их в жизнь.

На сегодняшний день в Нижнем Новгороде работает около 120 рекламных агентств. Рекламой на мобильных биллбордах занимаются примерно 15 компаний. Совокупный объем мобильных биллбордов — более 170.

Прицепная реклама

Одним из первых смекалку проявило рекламное агентство «Мобиком», начав использовать в качестве носителей рекламы транспортные прицепы и позиционировать данный вид транспортной рекламы как альтернативу биллбордам. «Мобильные прицепы — принципиально новый вид транспортной рекламы, отличный от размещения информации на мобильных биллбордах, — говорит Марина Смирнова, руководитель рекламного отдела компании. — На сегодняшний день нет ни одного судебного решения по мобильным прицепам, поэтому я не вижу оснований для запрета рекламы на этом носителе. Наказывать владельцев прицепов имеет право только ГИБДД, и только за нарушение правил дорожного движения». Известно, что первые контракты на размещение рекламы агентство заключило еще в сентябре с мясоперерабатывающим комбинатом «Атяшевский» и розничной сетью OBI.

Мобильный прицеп представляет собой рекламную конструкцию размером 5х3 м, обладающую, по сути, всеми достоинствами мобильного биллборда. На официальном сайте компании «Мобиком» указано, что стоимость размещения рекламы на обеих сторонах мобильного прицепа составляет 32 тыс. руб. в месяц. Правда, не исключено, что цены на такую рекламу будут в дальнейшем понижаться.

Реклама на велорикшах

Размещением рекламы на велосипедных биллбордах (велорикшах) занялось в Нижнем Новгороде ООО «ЭкоГрад». В этом году компания смогла поучаствовать в промоакциях корчмы «Пиво-раки» и сотового оператора «Теле 2», что принесло ей в общей сложности чистой прибыли около 40 тыс. руб. Конкурентными преимуществами данного вида рекламы является способность велорикш беспрепятственно перемещаться в любом направлении, а также отсутствие необходимости получать лицензию.

Директор компании Иван Лобашов рассказал, что изначально «ЭкоГрад» планировал заниматься исключительно извозом пассажиров по центру Нижнего Новгорода, однако в фирме быстро поняли, что это неприбыльная затея и решили заняться привлечением рекламодателей.

В организацию бизнеса было вложено более 200 тыс. руб. Основная доля всех затрат пришлась на изготовление велотележек: каждая из 10 колясочных конструкций (велосипед и коляска) обошлась приблизительно в 20 тыс. руб. Тележки оборудованы крышей и боковыми стенками и рассчитаны на вес двоих взрослых пассажиров и одного ребенка. Изготовление рекламных поверхностей обходится в 7 тыс. руб. для одной тележки, хранение тележек на нижегородских автостоянках города стоит от 50 руб. в день, оплата «водителям» — от 50 рублей в час.

Перспективы новинок

На сегодняшний день, когда новые виды рекламы только начинают осваивать нижегородский рынок, дать точный прогноз об их перспективах довольно непросто. Мнения участников рынка и экспертов здесь расходятся.

К примеру, в компании OBI Russia, которая дала согласие размещать рекламу на прицепах, считают данную рекламу оригинальной и способной на хороший охват аудитории при нехватке площадей стационарной рекламы. Ну и, разумеется, велика роль мобильности носителя.

Конкуренты по рекламному бизнесу полагают, что услуга будет востребована исключительно небольшими компаниями-рекламодателями, для которых настоящие биллборды слишком дороги. Малые габариты прицепов не интересны для серьезных рекламодателей и представляют собой нестандартное рекламное поле. Генеральный директор московской рекламной группы «Автомедиагрупп» Игорь Гурский считает, что велорикши не будут востребованы рынком. Об этом, по его словам, свидетельствует опыт деятельности подобных компаний в Москве и Санкт-Петербурге. «Данный вид рекламы носит сезонный характер и имеет завышенные расценки на услуги – в Москве в среднем около $450 за 1 кв. м в месяц, — говорит он. — Правда, с учетом поправки в федеральный закон о рекламе, ограничивающей использование транспортных средств для рекламы, ряд агентств рассматривают возможность размещения информации даже на скутер-мобилях».

Директор рекламного агентства «Паровоз» Андрей Лагутов также считает рекламу на велотележках «малозаметной». «Такой проект может окупиться только при условии, что в распоряжении компании будет не менее 20 велоколясок, а затея с велорикшами в Нижнем Новгороде, не являющемся туристическим центром, все равно обречена – в городе просто нет такого большого спроса на эту услугу», — полагает он.

По мнению медиа-директора рекламного агентства «Бегемот» Алексея Оклягена, велосипедная реклама интересна и эффективна только в зонах отдыха. «Свою нишу она найдет, но стоить она должна столько же, сколько и на автомобилях», — уверен эксперт.

Проблема, однако, заключается в том, что мобильный прицеп подпадает под понятие «транспортное средство» и с января (по идее) станет запрещенной рекламной конструкцией. По закону, нарушение данной нормы предусматривает наложение штрафа до 5 000 МРОТ. Сумма, в общем-то, немалая.

Между тем эксперты полагают, что рекламные компании, занимающиеся мобильными биллбордами, могут уйти от ответственности, расширив функционал автомобиля — формально использовать его для перевозки грузов, но продолжать продавать рекламные услуги.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке