Современные бизнесмены ставят памятники своим предприятиям. Отлитые в бронзе символы компаний вряд ли увековечат дела владельцев, но информационный повод создадут точно.
«Для счастья в семейной жизни нужно подержать за хвост лисицу и потереть клюв вороне,– объясняет функциональные возможности памятника сырку „Дружба” Максим Бударин, ведущий менеджер по рекламе московского завода плавленых сыров „Карат”,– по крайней мере, так считают московские молодожены». Памятник сырку «Дружба» как самому успешному брэнду «Карата» установлен напротив завода год назад. Никто не знает, откуда взялся «свадебный» миф, но его уже превратили в рекламную акцию. Каждой молодой семье, приехавшей к памятнику, дарят корзину с продукцией завода. «Для создания позитивного ассоциативного ряда,– объясняет Бударин.– За два месяца к сырку приехало около 20 пар».
В Ижевске целых четыре «профессиональных» памятника. Большой пельмень на вилке стоит около бывшей пельменной, огромные ножницы – около парикмахерской, есть также бронзовый водопроводчик возле «Ижводоканала» и крокодил – у НПО «Электромаш». Крокодилами за длинные зеленые кафтаны еще до революции называли местных оружейников.
«Кафе „Позимь” единственное в городе согласилось на наше предложение поставить памятник пельменю,– рассказывает Алексей Шкляев, автор проекта.– Зато теперь люди приезжают из других городов посмотреть на местное чудо. Разумеется, и в кафе заходят». Алексей считает, что «коммерческие» памятники – эффективная технология брэндирования территорий, и сегодня она привлекает больше внимания общественности, чем сугубо культурные мероприятия.
Мировыми чемпионами по бронзовым воплощениям, скорее всего, являются водопроводчики. Памятники им стоят во многих городах мира. Стокгольм, Братислава, Чикаго, Екатеринбург, Красноярск, Омск, Ижевск, Сочи, Пермь, Бердянск – вот далеко не полный список. Мода на профпамятники распространяется повсеместно. В Екатеринбурге один из хозяйственных магазинов планирует установить перед входом памятник тюбику, а магазин электротоваров – монумент в виде лампочки.
По-своему предприниматели правы. Бронзовая реклама долговечнее щитов и уличных перетяжек и в силу своей необычности охват обеспечит больший. Но, с другой стороны, что делать, если владелец решит перепрофилировать бизнес? Не посягать же на искусство.
ЛУЧШЕЕ ИЗ БЛОГОВ Тим Сандерс, автор книги «Любовь – лучшая приманка» Андре Дюран, создатель компании Jabber |