Пороки зависти

31.10.2006

Почему стремление повторить успех конкурента в большинстве случаев обречено на неудачу

Зависть – страшное чувство.  Видимо многие завидуют  Apple. Зависть – это готовность поменяться судьбой. Многие хотят получить судьбу  iPod.

Недавно Microsoft представил новый цифровой медиаплеер с жестким диском Microsoft Zune, который «может поколебать позиции гиганта индустрии mp3-плееров Apple iPod». «Основным достоинством нового гаджета, которое поможет ему завоевать долю давно поделенного рынка плееров, является наличие модуля беспроводной сети Wi-Fi. Этот модуль, впервые используемый в плеерах, позволит ему присоединяться к любому устройству, поддерживающему Wi-Fi, перекачивать фото и демоверсии песен и вести беспроводную трансляцию музыки». [1]

«Nokia планирует создать в 2007 г. интернет-магазин по продаже цифровых записей наподобие музыкальной службы iTunes, подконтрольной корпорации Apple Computer. И хотя iTunes действует с 2001 г. и уже стала лидером многомиллиардного рынка онлайновой музыки, организаторы проекта Nokia тоже рассчитывают на успех. «Мы хотим быть мировым лидером рынка продажи музыки для мобильных пользователей, и, если это означает необходимость потеснить Apple, значит, нам предстоит это сделать», — заявил журналистам Financial Times вице-президент подразделения Nokia Multimedia Ансси Ваньоки». [2]

Меня лично очень развеселили и удивили эти новости. Несмотря на множество книг, статей, разговоров корпорации продолжают наступать на давно знакомые грабли. Столкнувшись с успехом конкурента,  корпорации первым делом пытаются предложить копию успешного продукта, так и не уловив, а за счет чего именно продукт конкурента достиг таких результатов.

Я сомневаюсь, что iРod является в первую очередь техническим новшеством. Его покупали и покупают отнюдь не техно маньяки. Я даже видел iРod  у блондинок! Зачем тогда Microsoft делает ставку на технические способности своего детища, тем более используя технологию, которой еще вряд ли можно назвать всеобще доступной.

Я так же не уверен, что меломанам нужен второй itunes. Они возможно вполне не отказались бы от наличия альтернативного магазина, но тогда, наверное, им нужно предлагать альтернативу.

Будут ли новые продукты так же интуитивно понятны как iРod? А будут ли они так же привлекательны внешне. Или они все же будут просто более технически развитыми. А кому- нибудь нужен более технически совершенный iРod? Сам Apple как мне показалось, считает, что пользователю нужен более красивый или компактный, с большим объемом памяти.

Далее больше. Ряд изданий утверждает, что новый плеер будет стоит дешевле iРod. Если это правда, то у меня вопрос: Ой, а разве мы говорим о хлебе и молоке? Разве покупатель выбирает iРod по цене? Или это признание, что новинка на несколько долларов хуже?

И самое главное, я не помню, чтобы Apple бросала кому-нибудь вызовы с целью потеснить кого-либо.  Видимо потому, что четко понимает ценность инициативы, которую как раз они и захватили на рынке цифровой музыки и четко удерживают. Конкуренты же инициативу перехватить не собираются. Они предпочли бы просто поменяться судьбой. Доказательством является хотя бы и то, что они достаточно долго ждали, чтобы убедиться, что iРod успешен. Почему-то, предполагаю, что когда iРod появился, менеджеры этих компаний явно пророчили ему провал.

Есть ли такие примеры в Украине? Конечно, вспоминаем так называемый «белый пакет» (правда громких анонсов было меньше и возможно предположить, что сам производитель не думал, что выпуская по его мнению, более дешевый сок получит лояльность и отношение как самому натуральному продукту на рынке).

Вспоминаем бои операторов связи, когда по мере выхода предложения конкурента компании начинали заклеивать свои щиты дополнительными стикерами, пытаясь угнаться за соперником (а почему не возникало желание создать адекватную альтернативу – не понятно).

Вспоминаем рынок водки, когда все активно выпускать водки с добавлением чего бы только ни было,  и даже рьяно судились по этому поводу.

Перед тем как отвечать, удостоверьтесь, что вы знаете, каким именно должен быть ответ, в чем именно есть успех противника. Копии формы никому не нужны. Не вникнув в суть, вы просто не будете услышаны.

Дополнение по поводу копирования и заимствования

Заимствование отличается тем как раз, что используется суть решения, содержание. В заимствовании может возникать только один аспект – аспект интеллектуальной собственности, аспект морали. Но в своем большинстве это будет касаться только исскустве, рекламы.

В бизнесе удачное заимствование может сэкономить кучу денег. Принцип заимствования – зачем выдумывать то, что уже существует.

Мобильные операторы в свое время, к примеру, могли бы сэкономить кучу денег, проведя аккуратное изучение других рынков, выбрав наиболее подходящую модель для заимствования (модель обещания, стратегии, чего угодно). Это в принципе можно сделать в любом бизнесе, тем более в Украине, где большинство рынков только начинают развиваться.

Но это уже другая история.

 

Алексей Паламарчук,
управляющий партнер консалтинговой компании ЛЮДИ



[1] «Microsoft рассекретила оружие против Apple»// Газета «Коммерсант» № 125, 24.07.2006

[2] «Nokia бросает вызов iPod»// Газета «Вечерние Вести»  №149 (1676), 14.08.2006


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке