"Ляпы" в рекламе

30.10.2006

Каждый из нас не раз был в недоумении от оригинальной мысли рекламистов. Одна реклама нас раздражает, другая - удивляет несуразностью, а третья воспринимается как откровенный "ляп" рекламистов

Все мы имеем право на ошибку, но ошибки рекламистов, делающих публичный продукт, замечает большее число людей. Когда оригинальный рекламный ход превращается в провал? Как к этому относятся сами рекламисты - переживают свои неудачи или учатся на чужих ошибках?

На такую непростую тему высказываются наши эксперты.

КОМЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ирина Безуглова,

начальник отдела маркетинга Компания Информатика:

- "Ляпы" в рекламе встречаются достаточно часто и имеют естественную закономерность, т.к. люди не могут работать как машины и периодически допускают ошибки. Вопрос, на мой взгляд, очень серьTзный, нужно учитывать коэффициент ущерба, который, безусловно, выражается в последствиях. Особое внимание стоит уделить "ляпам" в средствах массовой информации. Ошибка может быть как этической - часто орфографической, так и перетекать в юридические рамки - это крайняя степень. Возникает такое явление по нескольким причинам, основополагающими в данном случае являются следующие факторы: профессионализм сотрудника, инструментарий, которым он пользуется, и мера ответственности, которую на него возложило руководство. Далее можно отметить, что сотрудник может допустить ту или иную ошибку по незнанию или по забывчивости, невниманию. Этот фактор и частота, с которой он повторяется с данным сотрудником, говорит о его профессионализме. Так же ошибка может заключаться в неграмотном подборе инструментов, будь то кадровое направление или информационная площадка, или рекламный слоган, или текст, ошибки на данных этапах работы также можно считать "ляпами". Основополагающей является всегда ошибка руководителя, который неправильно оценил силы сотрудника и, возможно, не должным образом осуществил контроль. 

Искусственными "ляпы" в рекламе быть могут, вопрос в идее и еT исполнении. На мой взгляд, это ситуация на грани "фола", т.к. ты либо будешь мыслить нестандартно и все это оценят, либо рискуешь быть смешным. Нужно всT взвесить, проанализировать и оценить. Думаю, чаще можно найти решение лучше. Т.к. помимо самой идеи есть ещT схема еT воплощения и зачастую, чтобы искусственный "ляп" заметили, его нужно выводить в рамках рекламной компании, и при этом, очень часто, ошибка не подтолкнTт покупателя к приобретению, и более того, не факт, что положительно отразится на имидже. На другую сторону весов ложится рекламный бюджет, который необходимо использовать с наибольшей эффективностью, думаю, именно поэтому мы встречаемся на практике с таким явлением не часто. Некоторые исключения могут составлять рекламные компании алкоголя, табака и товаров и услуг, направленных на развлечение. 

О результатах естественных ошибок - зачастую это ошибки "лTгкие", те, которые считываются не сразу и, соответственно, не являющиеся критичными, однако бесспорно то, что любой "ляп" наносит ущерб репутации и имиджу компании. Другой случай, юридический, его необходимо рассматривать отдельно. И, безусловно, все "ляпы" исчисляются в финансовом эквиваленте, чем он выше, тем более серьезными будут последствия для компании.

По поводу документальной точности, вопрос очень прост. Господа, какая точность в  рекламе, о чTм речь? Нам нужно, чтобы Работало, с большой буквы. Вопрос в корректности, орфографии с пунктуацией и соблюдении антимонопольных норм и прав потребителей.

О примерах ростовской рекламы с ошибками. Навскидку не помню таких. У нас в основном и смотреть на неT не хочется, может, поэтому не вспомню.

О личных примерах ошибок. Да, у нас были примеры и бывают, это работа, не скрою. Например, в рекламе для газеты "Ва-Банк" нам один раз обозначили "бесплатную доставку" как "бесплатную достАваку", было очень смешно, "ляп" получился с юмором, мы сразу ощутили возросший интерес и оценили реальную отдачу от рекламы. В этом случае ошибка произошла в макете, который выходил из номера в номер, и его просто не вычитали на 100 %. С ошибкой у нас вышел один номер, т.е. сразу после выхода мы услышали о нашей ошибке. На мой взгляд, это тоже показатель. Всегда нужно задавать вопрос - сколько раз ты успел допустить ошибку, прежде чем еT заметили, этот фактор говорит об эффективности компании. Ошибки неизбежны, в нашем случае они обычно происходят в местах, где есть поток, избежать их можно при многоуровневой фильтрации активности и количество фильтров должно быть пропорциональным бюджетам. 

В завершении стоит отметить основной момент, который должен проходить красной нитью в любых неудачах - я всегда пытаюсь сделать позитивные выводы из любой ошибки, таким образом, превращая их в опыт, а опыт является основой профессионализма.

Константин Левченко,

руководитель отдела медиапроектов РА PRЭксперт:

- "Ляпы" в рекламе? 

Их не больше, чем в других отраслях людской деятельности.  

Досада в том, что здесь каждый из них очевиднее и тем более нелеп. 

Если речь идет о явных ошибках (опечатках, нарушении норм грамматики) - их не так много. 

Много ошибок технологических. Безграмотных действий. 
    
Примерно треть имиджей наружной рекламы не читаются - выполнены безграмотно с точки зрения элементарных составляющих  визуального восприятия.  
    
Примерно треть вербальных сообщений  -  либо общие места, либо неумелая игра с пафосом,  трогательная попытка высечь искру убийственного глубокого слогана без признаков понимания нужных для этого литературных механизмов.  
    
Иными словами, один большой современный ляп местной рекламы -  нелепая доморощенность и частая бесталанность. Непрофессионализм, если угодно.  
    
Еще, пожалуй, некое хамство и антикультурность - часто просто жалкие и смешные, вызывающие раздражение всерьез. Мне иногда жаль воспитанных в скучных традициях ее величества нормы стариков и просто людей в  интеллигентных семьях, живущих и, что главное, вынужденных растить детей среди таких священных образцов русской вербальности как "не тормози - сникерсни", "застрахуй свой-" и других продукт-шедевров  коммуникационного либерализма.    
    
Будь я родитель, мне было бы гораздо более неловко за это перед своими детьми, чем за хорошо сделанный эротический фильм любой степени откровенности - секс объяснить и оправдать куда легче. Он легче объясним, потому что естествен;  за рядом исключений - вполне красив и закономерен.  
    
Каждый энный рекламный материал - вот реально лютая порнография. 
    
Рекламисты, действительно, частые авторы ляпов. Беспечные и лихие.  
    
Крайне плохо, что ляпают там, где должны создавать обратное - идеальную, образцовую картину в сфере массового языка и визуальной общественной среды. 
    
Крайне хорошо, что симпатичной и приличной рекламы с каждым днем больше. 
    
Цензором становится заказчик, все больше понимающий элементарную неэффективность типичного для многих "креаторов" рекламного вздора. 
    
Свободный рынок, в конце концов, перерастает диковатую стадию созревания и становится тем, чем быть призван -  источником приличного и полезного для экономики и культуры. 

Андрей Кириченко, 

директор РА "Гринвуд":
    
- "Ляпы" возникают не просто так на пустом месте, всему есть причина. Огромное количество "ляпов" возникает из-за неправильно поставленных сроков, из-за непрофессионального подхода к делу. Нереальные сроки выполнения задачи - это основная причина всяких казусов.
    
Как искусственный инструмент, т.е. рекламный прием, конечно, может использоваться. Прием привлечения аудитории, как замаскированный "ляп", направлен на то, чтобы шокировать определенную группу людей, не всегда это попадает в точку, но тут масса условий, которые надо обязательно принимать во внимание. "Испортить жизнь" рекламируемому товару могут, но "ляпы" тоже бывают разные. Не указанная лицензия в полиграфии, например, пропущенная буква в фамилии на визитке и т.д. - все это исправляется, но потеряно время, которого всегда не хватает.
    
Реклама - искусство условности, и поэтому не нужно требовать от нее документальной точности? Ни в коем  случае, реклама - это математическая точность, внимание, отлаженная структура с четкой обратной связью.
    
Были ли  у нас рекламные "ляпы"? Конечно, были, они бывают у всех. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Бывают иногда смешные ситуации с этими казусами, а иногда "ляп" превращается в преимущество, но трансформировать "ляп" в позитив - это уже искусство. Человеческий фактор еще никто не отменял. Но очень часто нам приходится исправлять ляпы других. Для московских филиалов иногда приходят рекламные материалы с "ляпсусами" и очень срочно приходится их исправлять на местном уровне, бывает, в общении кто-то кого-то неправильно понял, и на сдаче заказа выясняется: " а мы думали, это будет выглядеть по-другому"  и т.д. Главное, не унывать, всегда можно найти выход и сначала нужно выправить ситуацию, а только потом искать виновных, если они кому-то нужны! Есть одна формула, которая очень часто работает в таких ситуациях. "Отсутствующие - всегда виновны!" Напоследок небольшая история на тему: "Возлагая большие надежды на встречу с Мастером, посетитель был разочарован: он услышал лишь несколько адресованных ему банальных фраз. - Я пришел сюда в поисках Мастера, - жаловался он ученику. - А нашел обычного человека - такого, как все. Ученик ответил: - Мастер - это сапожник, у которого неиссякаемый запас кожи. Но кроит и шьет он по размеру твоей ноги".

Екатерина Вакула,

генеральный директор ООО "Елан-Р":
    
- Условно я бы разделила "ляпы" в рекламе на несколько видов.
    
Первые - ленивые информационные, это когда исполнители элементарно не проверяют свои творения на точность передачи информации. Досадная ошибка в номере телефона, адресе, ФИО наносят ущерб и на материальном и на моральном уровне. Чаще всего исправления вносятся за счет виновного, но оценить последствия очень трудно. И, как правило, с автором "ляпа" стараются расстаться. 
    
Вторые - ленивые процессионные, когда ситуация в рекламном обращении претендует на правдоподобность, а детали выдают непрофессионализм. Пример: на плакате бравый хлопец заливает новое супер-пупер масло в автомобиль. Присматриваешься и с удивлением замечаешь, льет-то он его в районе бачка омывателя, а канистру с маслом забыл открыть. Или человек в белом халате слушает сердцебиение пациента фонендоскопом с закрытой крышкой. Вроде мелочь, а "осадок остался". Безусловно, нельзя требовать от рекламиста знания всех деталей, но необходимо консультироваться со специалистами.
    
Третьи - алогичные, когда демонстрируются процессы, нарушающие законы элементарной логики. Вариант:  наполнитель для кошачьих горшков убивает запах, но именно на него ориентируются кошки, выбирая место для своего туалета (об этом говорится в первые секунды рекламного ролика). Так куда ж им бедным теперь податься? Будут гадить где попало?
    
Четвертые - трудности адаптации к национальному менталитету. Этикетки на китайских товарах уже давно стали предметом шуток. Но попадаются и вовсе не смешные варианты: компания Clairol представила в Германии свои сухие дезодоранты, используя слоган Mist Stick (примерное значение "Туманный Дезодорант"). В Германии выяснилось, что слово Mist ("туман") на немецком сленге означает "навоз". Я думаю, уровень продаж стремился к нулю.
    
Или, например, когда для "Чупа-чупс" снимали ролики с Евгением Плющенко, то представители компании-заказчика настаивали на слогане "Чемпионы тоже сосут!", который использовался на Западе. Они долго не могли понять, почему в России такой слоган не пройдет. Через некоторое время подобное "сотворила" сеть по продаже бытовой техники. Была "бита" антимонопольщиками, и, на мой взгляд, справедливо.
    
Пятые - технические. Классический пример - слово "мебель" с отвалившейся или негорящей первой буквой. Сначала веселит, потом печалит. Если долго не исправляют, то закрадывается мысль, а король-то голый. 
    
Искренне считаю, что допускать ошибки в рекламных обращениях нельзя. Ведь, по мнению психологов, коммуникацию можно считать успешной, только если переданное сообщение адекватно принято. А можно ли правильно понять сообщение о том, что качество одной из минеральных вод, произведенной в Ростове, "проверено здоровьем предков"? Или о том, что "СПИД не передается, когда мы сидим с тобой в одном классе" на фоне картины "Опять двойка"? 
    
Ляп в рекламе, как и экспромт, должен быть хорошо подготовлен. Удачных примеров - единицы. А может быть, и нули, что-то на память ничего не приходит.

Марина Сергиенко,

менеджер по рекламе ПК "Металл Профиль Ростов":
    
- Почему случаются ляпы в рекламе? А почему люди допускают ошибки? Из-за невнимательности, некомпетентности, спешки- Из-за невозможности элементарно отойти от темы и взглянуть на нее со стороны, разложить общее на частное,  проанализировав все детали и опять объединить в целое. Ведь сама реклама должна в первую очередь основываться на определенной философии, для продвижения которой и выбираются те или иные инструменты. 
    
Проблема в том, что креативщик в процессе разработки рекламы, собрав  и обработав массу информации, выстроив определенные ассоциативные ряды (пока только в своей голове) не всегда может трезво и адекватно взглянуть на свой продукт. Просто взглянуть глазами человека со стороны, потребителя. Просчитать все составляющие своего творения и продумать нюансы  его реализации.
    
Для избежания ляпов существуют фокус-группы, тестирование рекламы, опросы- Весьма доступные всем инструменты. Поэтому непонятно наличие ошибок в масштабных рекламных кампаниях, разработанных организациями с развитыми отделами рекламы, маркетинга , отделами по работе с клиентами-
    
Еще одна причина  - разрыв с целевой аудиторией, незнание местных особенностей, особенностей восприятия и  "сидящих" в головах людей установок и ассоциаций. И опять же, отсутствие всестороннего анализа рекламного сообщения. Поэтому и возникают сообщения типа "Мы обуем всю страну!" (реклама обувного предприятия).
    
За последнее время поразил жизнеутверждающий слоган воды "Джусинда" - "Утоли жажду жизни". Учитывая сокращающуюся с геометрической прогрессией численность населения нашей страны, фраза воспринимается как вражеская диверсия. А внешний вид бутылки и химический цвет воды подтверждает опасения за жизнь ее потребителя. Рекламируя  "утоляющую жажду жизни" воду, компания сама может просто разориться - в конце концов ее некому будет покупать.
    
Любой ляп - это ошибка. Поэтому о ляпах как о способе привлечения внимания к рекламе говорить, конечно, можно. Но нельзя ограничиваться только этим. За вниманием и интересом  должно следовать побуждение к действию, ответная реакция, укрепление образа. Привлечь внимание стоит меньших усилий, чем ликвидировать негативные последствия. 

Ирина Гуськова, 

региональный менеджер по маркетингу Южного региона ОАО "ВымпелКом": 
    
- Почему возникает такое явление - "ляпы в рекламе"? Причины появления "ляпов" разные: это может быть и непреднамеренный неудачный каламбур по причине неграмотности ее создателя и намеренная ошибка для привлечения большего внимания, некий дополнительный eye-stopper, как в случае рекламы тарифного плана "Атличный" ростовского "Билайна".
    
Главное в использовании искусственных "ляпов" - уместность и мера. Помимо всего прочего, любая реклама - это определенный вклад в создание бренда. Это значит, что реклама должна поддерживать один и тот же имидж год за годом, в ней должна быть преемственность.      Особенно важно создать продукту имидж качественности. Если реклама выглядит дешевой или глуповатой, то это незамедлительно скажется на имидже продукта/услуги. Никто не захочет пользоваться "глуповатыми" вещами.
    
Реклама - искусство условности, и поэтому не нужно требовать от нее документальной точности?
    
Все зависит от задачи, рекламируемого продукта и носителя. Очень многие компании предпочитают детальный рассказ о преимуществах своих продуктов/услуг, например, P&G. В частности, реклама "Билайн" при выводе нового продукта или услуги является обучающей и очень подробной. Здесь важно сохранить баланс между рациональными и эмоциональными аргументами. Также есть нормы допустимой условности в рекламе, установленные государством, которые очень жестко контролируются.
    
Из всего многообразия и пестроты ростовской рекламы запомнился только один каламбур, который я считаю удачным: это слоган "лайт покуппинг".
    
Были ли лично у нас неудачные рекламы или "ляпы"?
    
Человеку свойственно ошибаться и ни один специалист по рекламе не является исключением из этого правила:-)

Сергей Смирнов, 

политтехнолог:

- Я КАК ГЕНЕРАЛ...     
    
Во время первой предвыборной кампании в Государственную думу в конце 1993 года мы с моим коллегой Юрой Гиренко использовали для кандидата от "Демократического выбора" Аллы Амелиной рубрикацию ее программы работы в парламенте: "Я как женщина", "Я как журналист", и т.д. Через несколько месяцев в области проходили выборы в Законодательное собрание и мне принесли плакат кандидата (обойдемся без фамилий), агитационные материалы которого совпадали с листовками и плакатами Амелиной по макету, но даже по тексту. Только вместо слов "Я как женщина" там написали "Я как мужчина", а вместо "Я как журналист" - "Я как генерал".
    
ЛИЦО МЕКСИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
    
В 1996 году один из кандидатов в президенты России на своих значках выглядел как-то по-латиноамерикански и смутно напоминал героев популярных мыльных опер. Потом оказалось, что значки были изготовлены в Мексике, где, видимо, местный дизайнер и доводил до ума изображение заказчика, естественно, в соответствии со своими национальными понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо.
    
УССУРИЙСКИЙ БУМАЖНИК
    
Во время выборов в Уссурийскую городскую думу мы выпускали для наших кандидатов агитационную газету "Горожанин". Соперник одного из них решил так же  воспользоваться этой технологией и выпустил свою газету. А так как ему принадлежала местная картонажная фабрика, то "газету" выпускали на толстом рыхлом картоне сероватого оттенка формата А3. В результате ее было практически невозможно свернуть и уж тем более - засунуть в почтовый ящик. Вдобавок, ее зачем-то назвали "Бумажник" (что послужило основой для многочисленных шуток по поводу финансового положения этого местечкового олигарха).
    
КАК ПРОЕХАТЬ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК
    
В 1998 году в Ростовской области в отличие от Краснодарского края выборы проходили по многомандатным округам. Например, краевой центр представлял из себя единый округ, по которому одновременно выбирали несколько депутатов. Один из краснодарских кандидатов выписал себе московских политтехнологов, что по тем временам считалось очень престижным. Один из первых агитматериалов, который они подготовили - слоган-карточка, на одной из сторон которой была схема, как проехать на Центральный рынок (информация, может быть и полезная, но только для иногородних избирателей, которые за этого кандидата проголосовать не могли ни при каких обстоятельствах).
    
СКОЛЬКО ЖЕ У ВАС КОЛОМЕЙЦЕВЫХ
    
Во время очередных выборов к нам область приехали политтехнологи из известной московской PR-компании. Слабо разбираясь в реалиях ростовской политики, их райтер неоднократно исправлял инициалы Виктора Коломейцева, путая его с тогдашним депутатом Государственной думы Николаем Коломейцевым. Еще более удивил его тот факт, что у ростовских коммунистов есть еще два однофамильца, точнее брата - Бессоновы.
    
ЖЕВТО-БЛАКИТНЫЙ ПРАПОР
    
В самом начале последней президентской предвыборной кампании в Украине приглашенные московские политтехнологи выпустили большую партию плакатов с изображением Виктора Януковича на фоне государственного флага Украины. Причем этот флаг нарисовали так, как он и произносится - "жевто-блакитным" - вверху желтая полоса, внизу - голубая. А на самом деле у государственного флага Украины голубая полоса, символизирующая бескрайнее небо - вверху, а желтая, символизирующая бескрайние пшеничные поля - внизу. Ошибку заметили уже когда плакаты были развешены.
    
ОДНО И ТО ЖЕ ДЕРЕВО, ОДНО И ТО ЖЕ ОКНО...
    
В прошлом году мой бывший коллега Владислав Волков одновременно вел две предвыборные кампании в разных районах Ростовской  области. И не обратил внимания на то, что дизайнер использовал одни и те же фотографии в агитационных материалах двух разных кандидатов. Зато на это обратили внимание кандидаты-оппоненты и долго иронизировали по поводу одного и того же дерева, одного и того же окна-

Влад Машинцев,

НЛП-тренер, руководитель "Ростовского центра НЛП", консультант: 
    
- Предложение редакции написать про "ляпы" в рекламе вызвало из памяти массу воспоминаний и размышлений про ЭТО. И, прежде всего, появился вопрос. О чем писать? Что такое "ляпы"- и что такое реклама, кстати?   
    
Говорить о "ляпах" как об ошибках, очепятках и оговорках? Так это, в прямую, к рекламе вообще не относится. Это, скорее, ближе к управлению и подбору персонала.
    
Говорить о всяких милых несуразностях типа обещания амнезии: "попробовав нашу кухню, вы забудете обо всем!", или раздачи хоккейных клюшек летом и солнцезащитных очков - зимой? Так газета вроде не юмористическая и я не Михаил Задорнов. Да и говорить на этом уровне о каких-то ляпах вообще сложно. Ибо восприятие - штука субъективная. И то, что нам кажется ляпом, другому (особенно разработчику) может казаться шедевром и вообще самым большим достижением жизни-творчества. И вообще, он это сделал специально. Задумано так! 
    
И эти "ляпы", как мне кажется, особо на результат не влияют. Если, конечно, это не опечатка в слове "буй". Да и то- будут смеяться и запомнят на всю жизнь- 
    
Тогда о каких "ляпах" говорить? Думаю, о тех, которые могут, так или иначе, повлиять на результат. Потому как всT является воздействием. От объявления в газете размером в пол-коробка спичек "Кактусы. Недорого" (что вроде еще не реклама) до дорогущего клипа с участием звезд мирового футбола (что вроде уже скорее пиар). От наличия туалетной бумаги в нужном месте до тренинга продаж. Все это можно назвать комплексом мер-средств-мероприятий по оказанию воздействия на сознание (а скорее, бессознательное) человека с целью получения определенного результата. 
    
А результат, если мы говорим о бизнесе, нужен один. Чтобы купил. Или хотя бы чтоб пришел, а там уже наши подготовленные продавцы закончат обработку.  И мало того, чтобы купил. Чтобы потом пришел еще раз и знакомых привел (ну или хотя бы порекомендовал).
    
Привлечь и удержать! Вот две главных задачи.
    
И вот тут "ляпы" имеют очень большое значение.
    
Первый пример. Вам нравится, когда Вами командуют? То есть приказывают. Говорят, что Вам делать. Скорее нет, чем да. И думаю, что большинство людей думают так же. И тем не менее разработчики рекламных сообщений, как сговорившись, перешли на повелительное наклонение. "Купи!", "Зайди и получи!", "Выбери!" Почему они решили, что это будет лучше работать я не знаю. Есть там, правда, один приказ, который выполнить-то хочется, только он, к сожалению, невыполним - "Выиграй!" В теории-практике косвенного (непрямого) воздействия есть простой закон: "Сознание не сопротивляется воздействию, о котором не знает, что оно происходит". Директивному гипнозу подвержено по разным оценкам от 10 до 20 % людей и это у специалистов жанра. Разговорному (недирективному) - практически все. И тем не менее они продолжают раздавать нам команды. Ляп? Не знаю- И все же команды не люблю- 
    
Еще пример. Молодые программисты разработали модульную технологию изготовления сайтов. Сайты собирают как конструктор. Да, низкая цена. Да, вполне приличное качество. И рассказано обо всех этих преимуществах на сайте компании. Только сайтик тот "hand-made" из "красного дерева". Т.е. мы вам это продаем, но сами пользуемся другим. Ляп? Конечно! Это такой же ляп, как директор салона недорогих иномарок, приезжающий на работу в "ландо" за 100 тыщ евро.
    
Все является воздействием. Любой контакт организации с внешним миром есть акт внешнего пиар, так же как любой контакт организации со своими сотрудниками есть акт внутреннего пиар. И корпоративная культура, с этой точки зрения, не мода, а средство управления, то есть воздействия.
    
Захожу в маленький салон мобильной связи. Высокая стойка-прилавок, за ней, где-то внизу, симпатичная девушка-продавец. Сидит в пол-оборота ко мне. Смотрит на монитор. Подхожу. Стою секунд 5-10. Никакой реакции. Тихонько стучу по прилавку. Девушка (не отрывая взгляд от монитора!), голосом компьютера: "Я вас слушаю".  Разворачиваюсь. Ухожу. Из вредности. Ляп? Не то слово!
    
Нужна система воздействия, в которой учитывается все, что только можно учесть. Самая убойная и креативная реклама будет коню под хвост, если продавцы хамы. Быть милым и обаятельным человеком - профессиональный навык. И если этого нет, все остальное будет работать до поры до времени. Потому как главная реклама для организации - это когда люди начинают рассказывать о компании-товаре-услуге-фильме своим знакомым. Сетевой маркетинг великая вещь! Просто у нас "канадская оптовая компания" его в извращенной форме представила- 
    
Вот еще. Какое-то средство из бытовой химии. Известного, кстати, производителя. Видимо, изготовители посчитали, что наши люди информацию на задней стороне бутылочки не читают. Потому как любой, попытавшийся прочесть, начнет тихо ненавидеть и средство, и его производителя. Дело не в нечеткости, не в размазанности красок (что еще можно списать на брак). Дело в том, что напечатано это таким мелким шрифтом, что я при своих 100 % зрения прочесть не смог! Даже не думал, что шрифт такой мелкий бывает. Ляп? Конечно, ляп!!! Это насмешка, неуважение и издевательство над покупателем! О чем они думали?! Ведь тот, кто попытается прочесть и испытает вполне понятные эмоции, будет рассказывать об этом другим! Работая ПРОТИВ!!!
    
И становится понятным, что в ситуации, когда и товары-услуги у всех приблизительно одни и те же, и цены, в общем-то, на одном уровне, отличиться-выделиться можно не товаром и даже (о ужас!) не его качеством, а УСЛУГОЙ по продаже этого товара. И вот когда эта услуга на уровне, на компанию начинают работать ПОКУПАТЕЛИ! Рассказывая-рекламируя ее своим друзьям-знакомым. 
    
Мелочи! Мелочи играют огромную роль! И впечатление от самой что ни на есть замечательной выставки может быть испорчено отсутствием в нужном месте туалетной бумаги. "ложечки нашлись, но осадочек остался!"
    
Итак. Было всего две мысли. Все является воздействием-рекламой-пиаром. Для получения результата воздействие должно вестись по всем направлениям. Точнее, со всех направлений в одну цель. Остальное - выводы.


1
17977
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :
Комментарии
0
Гость ( IP: 188.*.*.159 ) 07.03.2012 14:39
ужассссссссссссссссссс