Феномен Gallery


Год назад Gallery Group в Москве не было. Компания работала только в регионах, а оператор «наружки» национального масштаба в стране был только один — News Outdoor Russia. Но гендиректор Gallery Салим Тарани обещает, что через год компания опередит главного конкурента

Помешать этому может только недостаток средств: из $175 млн, привлеченных компанией в мае после размещения еврооблигаций, осталось только $50 млн. При этом Gallery должна выплачивать $18 млн в год. Не исключено, что в ближайшее время компания будет продана крупному иностранному профильному инвестору. 

Стремительное развитие Gallery началось год назад, когда финансовым директором дочерней компании «Гэллери сервис» стал Салим Тарани, бывший заместитель управляющего директора по финансам ЦБК «Волга», затем финдиректор крупнейшего оператора рынка наружной рекламы News Outdoor Russia. За время работы в News Outdoor Тарани привлек ряд крупных кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). 

В Gallery Тарани пришел с «приданым»: во время его работы в News Outdoor шли переговоры о покупке компаний Soviet Urban Image и Rika. От покупки второй в News Outdoor отказались, и обе компании приобрела Gallery. Soviet Urban Image у Умара Джабраилова компания купила в конце сентября прошлого года за $34,3 млн. Soviet была второй компанией на столичном рынке «наружки»: по оценкам агентства «ЭСПАР-Аналитик», ее оборот составлял $20–25 млн в год. Для приобретения Soviet Urban Image Gallery Group использовала деньги ЕБРР — в июле банк предоставил ей кредит в размере $18 млн и стал акционером компании, выкупив за $5 млн 9,37% ее акций. 

До этого ЕБРР трижды кредитовал крупнейшего оператора рынка — News Outdoor. В конце 2003 года банк предоставил компании $20 млн, в июне 2004-го — $65 млн, в мае 2005го — $130 млн. «Наружная реклама была непрозрачным сектором, до недавнего времени мало каким банкам хватало смелости туда вкладываться. Мы были первыми. Но мы не можем помогать одной компании, наша обязанность — стимулировать конкуренцию»,— говорит пресс-атташе ЕБРР в России Ричард Уоллес. 

Несмотря на то, что Gallery после приобретения Soviet Urban Image стала вторым национальным оператором российского рынка «наружки», ее отрыв от крупнейшего игрока — News Outdoor Russia — оставался очень значительным. Если, по данным «ЭСПАР-Аналитик», Gallery на тот момент принадлежало около 4,5 тыс. 

поверхностей в 27 городах, то News Outdoor к июлю 2005 года — 27,5 тыс. поверхностей в 85 городах. 

Компания продолжила увеличивать долю рынка. Помимо Soviet Urban Image, Gallery купила за $2,4 млн московскую фирму Rika (крышные рекламные установки); $300 тыс. она заплатила за волгоградскую TV1 Reklama; $200 тыс.— за владивостокскую Pacific Media; $700 тыс. за 55% акций московской «Трансрекламы-Алмаз» (реклама на железнодорожных вокзалах). С 2004 года инвестиции Gallery в скупку операторов достигли $49,75 млн, а активы выросли втрое— с 2184 до 6337 поверхностей, из них 1586 — в Москве. У News Outdoor в декабре 2005 года было 28044 поверхности, 10593 — в Москве. У второй по величине московской компании, «Вера & Олимп», в декабре 2005 года было 3331 поверхность в столице. 

На этом Gallery решила не останавливаться и в мае 2006 года разместила на люксембургской бирже еврооблигации на сумму $175 млн. Размер заемных средств, привлеченных Gallery Group, стал рекордным для российского рынка: объем привлеченных Gallery средств более чем десятикратно превосходил EBITDA компании ($16,37 млн в 2005 году). Тогда же ЕБРР выдал компании новые кредиты на общую сумму $75 млн. Незадолго до этого, в апреле, Салим Тарани стал гендиректором Gallery. 

В этом году Gallery пообещала потратить на скупку операторов еще $110 млн, а остальные средства пустить на реструктуризацию долгов. За первые шесть месяцев компания приобрела небольшие агентства «Ремас Сити», «Овионт-реклама», A-DVA, PVG-Media и MTM, потратив на это $5,9 млн. 

Кроме того, за $900 тыс. Gallery приобрела 135 рекламных конструкций в Екатеринбурге. За неполное второе полугодие Gallery купила 66,7% акций столичного оператора «Вестдиа-медиа» (6,7 тыс. поверхностей) за $40,2 млн, 100% акций московских «ТВ-проект» (781 конструкция, $12,1 млн) и «Эллен-медиа» (2 тыс., $8,5 млн). «Через год мы перегоним News. Сейчас по количеству поверхностей мы занимаем 8% рынка, у News Outdoor— 17%, но у нас есть еще пара сделок, которые мы завершим до конца октября»,— обещает Тарани. 

Тарани признает, что после октябрьских сделок средства компании будут исчерпаны. 

По итогам первого полугодия в распоряжении Gallery осталось $143 млн наличными. 

Последние сделки обошлись группе еще в $62 млн, кроме того, она приобрела офисное здание на Павелецкой набережной за $16 млн. По словам Тарани, компания располагает всего $50 млн. 

Gallery уже пришлось привлечь одного из своих акционеров, Baring Vostok Capital Partners, к покупке 33,3% акций «Вестдиа-медиа». У участников рынка приобретения Gallery вызывают сомнения: при том, что наиболее востребованными конструкциями в России считаются щиты 3 х 6, две крупные покупки Gallery «Вестдиа-медиа» и «Элленмедиа» владеют большим числом поверхностей, не востребованных рынком. «Это форматы, которые не покупают клиенты, откуда у них такие финансовые показатели, непонятно. Рынок измеряется в деньгах, а не в числе поверхностей. Это все для потенциальных инвесторов»,— уверен топ-менеджер крупной компании. 

По словам Тарани, компания рассматривает две возможности: провести IPO в Лондоне или привлечь в качестве инвестора крупного оператора наружной рекламы. 

«Через два года проведем IPO. 

Еврооблигации были первым шагом»,— говорит Тарани. 

«Есть медийные компании, которые разместились очень успешно, например, „СТС-медиа”. Мы растем, мы второй игрок на рынке, а через год, думаю, будем первым»,— говорит Тарани. 

Однако аналитики сомневаются и в этом. «Проценты, под которые они разместили облигации, очень высоки, им приходится выплачивать около $18 млн в год. Долговой коэффициент выглядит удручающе. После приобретений нужно время, чтобы снять долговую нагрузку. Провести IPO можно, но вряд ли оно будет успешным»,— полагает старший консультант вашингтонского офиса Ernst & Young Стас Тисенко. 

Он считает, что у компании два пути: продаться целиком или оставить все как есть. 

Продажи компании или, по крайней мере, крупного пакета, не исключает и Салим Тарани. По его словам, он уже несколько раз встречался с крупнейшими мировыми операторами «наружки», в частности, с немецкой Stroer и американской Clear Channel. В обеих компаниях отказываются комментировать переговоры с Gallery, но признают, что российский рынок им интересен. 

Продажа Gallery кажется логичной и другим европейским операторам. CEO крупнейшего в Европе оператора JCDecaux Жан-Франсуа Деко говорит, что его компания, недавно вышедшая на российский рынок, не рассматривает Gallery как конкурента: «Это ненадолго: они финансисты, и то, что они делают, не работа в „наружке”, а наращивание активов». 

Российские операторы также не исключают возможности продажи Gallery, но оценивают их шансы скептически. 

«Они ведут переговоры с серьезными людьми, так что вряд ли из них что-то выйдет. Стратегический инвестор, в отличие от финансового, смотрит на качество активов»,— говорит представитель крупной компании. По его словам, Gallery привлекла деньги, много купила. Он добавляет, что в дальнейшем все это «выстрелит». Салим Тарани действительно говорит, что рассчитывает на рост рынка на ближайшие несколько лет и его прогнозы более чем оптимистичны. «В этом году рынок будет больше $1 млрд и расти будет не меньше чем на 25% в год. 

По прогнозу „Видео интернэшнл” и ZenithOptimedia, объем всего рекламного рынка к 2010 году — $10 млрд. Я думаю, будет побольше и наружная реклама через четыре года получит $2 млрд». 

Однако при покупке других компании Gallery создает себе дополнительные сложности. 

Так из-за активности компании цены на рынке существенно выросли. «Если год назад в городе-миллионнике цена $10 тыс. за сторону щита 3 х 6 считалась завышенной, сейчас ожидания локальных операторов поднялись до $15 тыс. 

И это результат активности Gallery»,— говорит гендиректор агентства «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. 

Стремительному росту компания могут помешать и действия государства. Недавно комитет по экономполитике внес в Госдуму поправки к закону «О рекламе», ограничивающему долю компаний на рынке 20%. Не исключено, что к этому прибавятся еще и ограничения на участие иностранного капитала. «На рынке пять крупных российских компаний. Если придут иностранцы и купят крупные компании, получится пять операторов. 

Как показывает практика, на каждом рынке должны быть три-четыре сильных игрока. 

А сейчас в России 400 компаний, только в Москве— 67. Их количество уменьшается»,— говорит Тарани.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке