Сколько стоит разработка веб-сайта в Ростове-на-Дону?

30.08.2006

Компания «Экстатика» решила провести небольшое региональное исследование данного вопроса

Для этого сотрудники компании решили обзвонить с десяток ключевых игроков ростовского рынка веб-разработок. В каждом случаи сотрудник «Экстатики» представлялся менеджером логистической компании, перед которым руководство поставило задачу сбора информации о ценах, сроках разработки веб-сайта в Ростове. Задача перед разработчиками формулировалась следующим образом – оценить разработку простого корпоративного сайта со стандартной информационной структурой (о компании, услуги, новости, партнеры, контакты, форма обратной связи и т. д.)

Сроки решения данной задачи в разных компаниях колебались от 3 недель до 3 месяцев. Правда, в одной из студий уверяли, что сделают все за три дня, если им только мешать не будут.

Что касается стоимости разработки, то результаты оказались следующими:

Компания

Последние работы*

Цена (руб.)

1

Design Maximum
http://demax.ru/

http://zatea.ru/
http://uness.ru/

от 133 000

2

Интерно
http://interno.ru/

http://www.konord.ru/

60 000 – 213 000

3

ВебСтрой
http://webstroy.ru/

http://www.raflorex.ru/
http://www.rtcomm-yug.ru/

от 50 000

4

Plan-B
http://plan-b.ru/

от 40 000

5

Медиа-Арт
http://mediaart.ru/

http://rostovopera.ru/
http://kuhni-driada.ru/

от 40 000

6

ААА-Форсайт
http://forsite.ru/

http://www.arendarostova.ru/
http://www.djanfida.ru/

27 000 – 67 000

7

Экстатика
http://extatica.ru/

http://panavto-rostov.mercedes-benz.ru/

25 000 – 50 000

8

Adlogic Systems
http://adlogic.ru/

http://kreibriko.ru/

от 25 000 – 30 000

9

Miracle
http://m-design.ru/

от 20 000

10

Мибок
http://mibok.ru/

http://www.ikro.ru
http://www.djdosaeff.com

от 19 000

* Корпоратинвные веб-сайты разработанные в этом году для ростовских заказчиков

Получить информацию от компании «Информа» не удалось. В компанию звонили три раза, и каждый раз на месте не было необходимого менеджера. Но можно предположить, что «Информа», скорее всего, заняла бы место в первой тройке.

Как видно, основная масса игроков работает по относительно очень скромным ценам, что, по-видимому, еще говорит о не развитости рынка веб-разработок в Ростове-на-Дону. В связи с этим Re-port.ru попросил прокомментировать экспертов результаты данного исследования, а также, оценить ситуацию на рынке в целом.

Комментарии экспертов:

Олег Любченко, медиа-агентство «Design Maximum»

Состояние ростовского рынка веб-дизайна. Рынок можно оценивать двояко: с точки зрения предложения услуг, и с точки зрения спроса на эти услуги. Если говорить о спросе, то в Ростове сейчас есть достаточное количество крупных и средних компаний, потенциально готовых заказать сайт, по крайней мере, за 10 000 у.е.  Слово «потенциально» следует понимать в том смысле, что выше обозначенная сумма вполне сопоставима с ежемесячными рекламными бюджетами компании, или же, например, в десятки раз меньше сумм, выделяемых на обустройство интерьера компании, или же сравнима с затратами на одно выездное совещание совета директоров компании.

Тем не менее, подавляющее большинство руководителей этих компаний с большим трудом расстаются со значительно меньшими суммами. Переговоры длятся несколько месяцев, мучительно сравниваются предложения нескольких студий. В конце концов, утверждается минимально возможный бюджет. Для большинства руководителей интернет пока еще не стал привычным рабочим инструментом, соответственно нет понимания, за что платятся деньги и почему качественный корпоративный сайт может стоить именно столько. И наоборот: чем активнее руководители используют интернет в своей работе, тем проще протекает процесс переговоров и определение бюджета, а в дальнейшем сама работа над сайтом.

Вторая подмеченная особенность ростовского рынка  – если компания решается на крупнобюджетный (по ростовским меркам) сайт, то Заказчик начинает считать, что Исполнитель в ходе работы над проектом должен исполнять все его прихоти, иначе за что он деньги платит. Однако деньги платятся за готовый продукт, который решает задачи, поставленные Заказчиком, и этот продукт может не полностью соответствовать ожиданиям Заказчика. Если компетентность Заказчика ставится выше компетентности Исполнителя, то «свежие креативные идеи» Заказчика могут значительно снизить качество конечного результата.

Характеризовать предложение услуг не буду, думаю, что каждая студия ответит за себя сама.

О медиа-агентстве Design Maximum. Медиа-агентство «Design Maximum» – это дочерний проект компании «MacTime» (http://www.mactime.ru/).

За время нашей работы было реализовано более 20 уникальных интернет-проектов. Среди наших клиентов – компании из Ростова-на-Дону, Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга, США, Канады и Голландии.

Главное отличие наших работ – высокий уровень качества, который подтверждается успешностью выполненных нами проектов, а также победами наших работ на всероссийских и международных интернет-фестивалях (Золотой сайт 2003, 2004, 15-ый Московский международный фестиваль рекламы, 2005).

Наши цены действительно отличаются от расценок ростовских веб-студий, но, в данный момент, ни одна из них не может предложить тот уровень качества, который предлагаем мы.

В подтверждение этих слов давайте рассмотрим одним из недавних проектов – музыкальный сервис http://www.legalsounds.com/. Проект позволяет пользователям через интернет  выбирать,  покупать и скачивать музыку в формате mp3 максимально удобным способом.

Следует отметить, что продажа музыки через интернет являются чрезвычайно конкурентной областью, в которой действуют такие компании как Apple, Microsoft, MTV, Sony и другие.

Для успешной конкуренции проект необходимо было правильно спозиционировать, создать креативный дизайн, продумать вопросы удобства пользования сервисом. В результате все эти задачи были успешно решены. В настоящее время посещаемость проекта составляет порядка 35 000 человек в день, менее чем за год работы сервиса  в общей сложности было продано несколько миллионов песен.

Примеры аналогичных по масштабу проектов среди ростовских студий мне не известны.

Ростовский интернет. Зрелище достаточно печальное, так как ростовские проекты с посещаемостью больше 1000 человек в день можно пересчитать по пальцам.  Прогноз на будущее –  значительно усилится конкуренция со стороны общеросссийских сервисов, в результате чего региональные сервисы будут постепенно проигрывать и сдавать позиции. Конкуренция будет происходить во всех сферах и нишах: сетевые СМИ, желтые страницы, справочные службы, афиша, торговые площадки и интернет-магазины.

Артем Шульгин, директор Adlogic Systems

На наш взгляд, этот «рейтинг» вполне удачно зафиксировал именно участников рынка. В реальности этот список мы считаем лишь незначительно шире, учитывая, что мы говорим именно о бизнесах в сфере веб-разработок.

Относительно развития ростовского рынка, по нашему мнению, присутствует заметный дисбаланс качества спроса и качества предложения. Причем, к сожалению, зачастую, зрелого клиента обслуживает низкоквалифицированный подрядчик и наоборот зрелому разработчику под давлением клиента не просто реализовать объективно качественное решение.

Характеризуя игроков на нашем рынке, мы условно выделаем  3 группы компаний:

1.     Дизайн-ориентированные агентства – с ярко выраженным акцентом на визуальную творческую составляющую решения. В структуре их портфолио наравне с веб-сайтами представлены работы в области фирменного стиля, рекламных материалов, интерфейсов и т.д. Эти компания также могут и работают на рынке всех видов визуальной рекламы.

2.     Интеграторы  (с натяжкой)  –  новое, но потенциально самое многочисленное сословие компаний. Как правило, предлагают традиционные решения на базе сторонних продуктов, активно используют в работе фрилансеров. Заметным конкурентным преимуществом этих компаний является бюджетные предложения, возможность обеспечить высокую скорость решения.

Неотъемлемыми атрибутами этой модели являются ссылки на авторитетные брэнды (дилеры, официальные партнеры и т.д.).

3.     Разработчики – это группа сейчас (но временно) наиболее многочисленна, но сильно неоднородна. В значительной степени присутствие таких компаний основывается на отсутствии ярко выраженной конкуренции, в первую очередь, с интеграторами. За редким исключением, эти компании способны обеспечить качественный баланс творческой и технологической составляющей разработки. При уплотнении рынка и усилении конкуренции подавляющее большинство таких компаний перейдет в категорию интеграторов, многие просто уйдут с  рынка.

Безусловно, вне зависимости от модели, ключевым остается человеческий фактор и только после этого вопросы организации и стратегии деятельности.

Александр Букуров, интернет-агентство «Битек»

Мне кажется, что подобный рейтинг не совсем корректен и мало что говорит о ситуации на ростовском интернет-рынке. На это есть две причины.

Во-первых, может я кого, и удивлю, но ростовский интернет-рынок – это, прежде всего, ростовские заказчики, а не ростовские студии. Состояние регионального интернет-рынка определяется готовностью региональных компаний вкладываться в интернет, а не стоимостью создания сайта в региональных студиях. Если внимательно посмотреть, например, на портфолио у Demax и Интерно, то мы увидим, что доля ростовских заказчиков у них невелика. Поэтому спорить о цифре в 133000 просто некорректно.

Во-вторых, делать рейтинг по стоимости не совсем корректно. Сравнивать студии по ценам, все равно, что сравнивать продажи элитных авто и продажи автомобилей средней ценовой категории. Это разные виды бизнеса. Есть клиенты, которым нужны сайты класса premium: у них есть большие деньги, они обязаны заботиться об имидже и готовы платить, лишь бы получить достойный результат. Есть клиенты, и в Ростове их подавляющее большинство, которым не нужно вкладывать в сайт 133000, просто потому что он не окупится. Сайт для них – инструмент прямых продаж, а значит вкладываться они готовы не в бренд исполнителя, а в эффективность. Тоже самое с авто: кто-то может себе купить дорогую машину, а кто-то покупает доступную, лишь бы была надежна и быстро ездила.

Поэтому если сравнивать студии, то нужно сравнивать и их бизнес-модели. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Те, кто делают сайты класса premium имеют высокую добавочную стоимость, но при этом число их клиентов очень ограничено и имеет место серьезная конкуренция. Те, кто работает в средней ценовой категории, получают небольшую прибыль с каждого проекта, но компенсируют это большим количеством заказов, поддержкой большего числа уже сделанных работ. Каждая модель имеет право на существование, и какая из них прибыльнее покажет время.

Андрей Савельев, директор по маркетингу компании Медиа-Арт

С нашей точки зрения, существует несколько основных тенденций рынка разработки сайтов для Ростова-на-Дону и области:

Во-первых, демпинг со стороны некоторых разработчиков, часто это молодые коллективы. У многих из них (и не только у них) бытует мнение, что это сверхприбыльный бизнес, нужно только «влезть» в него. Ведь «высокие технологии развиваются, за этим будущее» или «креатив деньгами не оценишь».

Демпинг развивается волнообразно: массовый приход на рынок новых разработчиков с тенденциями к обвалу рынка – их уход с рынка с повышением доходности бизнеса до среднерыночной – далее по кругу.

Есть еще и качество разработок. Но зачастую заказчик не может его оценить. Кроме того, у заказчиков (за счет демпингующих) формируется мнение, что «это должно быть очень дешево в любом случае».

Во-вторых, постоянный рост стоимости жизни и, соответственно, издержек. Это вынуждает разработчиков оптимизировать процесс разработки (снижать себестоимость) и повышать стоимость разработки (но динамика цен сильно отстает от роста стоимости жизни).

В-третьих, в дополнение к п. 2: растет платежеспособный спрос на грамотных IT-специалистов и коммерческих специалистов в «реальных» секторах экономики, из других регионов. Это также повышает издержки разработчиков. И снижает интерес к этому бизнесу у разработчиков.

В-четвертых, заказчики все менее склонны давать талантливым менеджерам по продажам и супер-креативным дизайнерам «вешать себе лапшу на уши». Все чаще проводятся тендеры (правда, дающие порой плачевный результат для Заказчика из-за стремления сэкономить любой ценой).

Пятое, у российских региональных заказчиков психология все еще зачастую такова: «если я покупаю железку, я могу ее пощупать и заплатить требуемые деньги, если я покупаю программный продукт (услугу), то я не покупаю ничего».

Из-за достаточно низкого порога вхождения на рынок разработки сайтов и, соответственно, высокой конкуренции, этот рынок уступает и в будущем будет значительно уступать по доходности более «серьезным» сферам деятельности: разработке и внедрению коробочных систем автоматизации масштаба страны, строительству... Даже, несмотря на растущую популярность интернет.

Это обычный высококонкурентный малый бизнес с вынужденной опережать общеэкономическую оптимизацией бизнес процессов и достаточно высокой текучестью кадров из-за конкуренции с высокодоходными отраслями. Часто этим бизнесом занимаются подразделения провайдеров услуг связи или компьютерных компаний «по совместительству», «на карманные расходы» (что, правда, по-разному отражается на стоимости разработок).

Алексей Кравцов, директор студии Miracle

Что касается проведенного исследования, результаты его видели. Но, честно говоря, с нашей позиции целиком объективным назвать не могу.

Прежде всего, наша студия на 90% работает с заказчиками из Москвы, а цены там и тут отличаются. Можно сказать, что в Ростове мы сайты делаем очень дешево – можем себе это позволить.

Само рейтингование студий по цене в глобальном масштабе носит, по моему мнению, скорее развлекательно-информационный характер, нежели практический. А в региональном масштабе вообще теряет смысл, потому как многие студии, берущие адекватную цену на сайт, не предлагают комплексного интернет-маркетинга. Соответственно становится вопрос качества веб-разработок. Причем качества не на примитивном уровне нравится/не нравится, усложненного в ряде случаев понятиями вроде «юзабилити». А качества именно комплексного, включающего весь комплекс мер, вплоть по приведения целевой аудитории на сайт. Т.е. проще говоря, чтобы сайт «работал». А у нас это мало кто предлагает даже из тех, кто считает себя «лидерами» рынка.

Мое отношение к рейтингу – «развлекаловка» для любопытных. Если составлять адекватный рейтинг, который будет интересен не только самим вебмастерам, но и потенциальным заказчикам, то тут нужен в корне иной подход.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке