Ростовский рынок полиграфии


Почему ростовский рынок полиграфии не пускает чужаков? Зачем типографиям снижать цены? Кто возродит самиздат?

Ростовский рынок полиграфии близок к насыщению. Здесь наметилась тенденция к специализации типографий, повышению качества выпускаемой продукции и сервиса. Но цивилизованным рынок назвать нельзя: основными инструментами конкурентной борьбы остаются демпинг и переманивание клиентов. Ростовские печатники полагают, что в скором времени ситуация изменится: рынок постепенно выравнивается и становится более предсказуемым за счет иногородних заказчиков и увеличения количества периодических изданий.

Некоторые местные полиграфисты по своему техническому оснащению достигли уровня московских типографий – самых развитых в стране. К ростовчанам не раз обращались заказчики из столицы, стремясь получить качественную полноцветную полиграфию в короткие сроки. Остальные игроки ростовского рынка постепенно подтягиваются к уровню лидеров, переоснащая свои цеха современными печатными машинами, секциями пре-пресс и пост-пресс, улучшая качество продукции и сокращая издержки.

Ростовские полиграфисты не пускают москвичей

Рынок полиграфических услуг в Ростове-на-Дону, по мнению специалистов, сформировался: сейчас в городе работает от 150 до 200 типографий. Около 15% из них – государственные, остальные – коммерческие предприятия. В подавляющем большинстве типографий используют технологию офсетной печати, и лишь в некоторых работают на цифровых машинах. К крупнейшим игрокам на рынке можно отнести «Военный вестник СКВО» и «Молот» в сегменте книжно-газетного производства, «Омегу-принт», «Аверс», «Принт-Сервис» и «Печатный Двор» – в сегменте журнально-рекламного производства. «Печатная мануфактура» лидирует по выпуску этикеток и упаковки.

Объем российского рынка полиграфических услуг в 2005 г., по оценке информагентства «РосБизнесКонсалтинг», превысил $3 млрд. Объем местного рынка эксперты оценить затрудняются, ссылаясь на закрытость информации и сложность проведения исследований. Но участники рынка полагают, что ежегодно производство полиграфической продукции в Ростове увеличивается на 20–25%. «Рынок постоянно растет. Появляются новые небольшие типографии, их создают люди, которые считают, что типография – это быстрый возврат денег», – считает ЕЛЕНА КАМЕНЕВА, директор студии «Аверс». По мнению директора типографии «Печатный Двор» ОЛЬГИ КАЛИНИНОЙ, объемы рынка растут благодаря новым клиентам: «В последнее время появилось большое количество предприятий, которые хотят получать качественную рекламную полиграфию. За счет этого увеличивается совокупное количество заказов, их тираж и сложность изготовления».

Производство, по оценкам специ­алистов, растет в офсетной печати, рынок цифровых типографий пока находится в стадии формирования. «В Ростове цифровые типографии стали появляться только в последние два-три года. Но точно назвать объемы производства и количество игроков в этом сегменте достаточно сложно: любая фирма, в которой стоит цветной цифровой дубликатор, в принципе, может назвать себя цифровой типографией. Однако, как и в офсетных типографиях, качественное производство полиграфической продукции требует более серьезных машин и хороших специалистов», – полагает НАТАЛЬЯ ФИЛОНОВА, начальник отдела маркетинга рекламного агентства «Резон».

Особенность ростовского рынка полиграфии, как считают специалисты, заключается и в том, что он практически не подвержен экспансии столичных игроков и сохраняет локальность. Эксперты объясняют это географическим положением города и историей развития этого бизнеса: в советское время в Ростове создали несколько крупных типографий, которые до сих пор остаются лидерами в газетно-книжном сегменте. Появившиеся первыми коммерческие типографии, специализирующиеся на этикетке и полноцвете, в свою очередь, прочно заняли значительную долю в своих нишах.

К тому же, выход на рынок недешев. Чтобы открыть небольшую офсетную типографию в Ростове-на-Дону, нужно потратить около $3 млн, а чтобы выйти в сегмент цифровой полиграфии, необходимо инвестировать не менее $300 тыс. Как считает коммерческий директор типографии «Принт-Сервис» ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА, рынок уже давно негласно поделен между игроками. Несмотря на это, большинство типографий все еще далеки от цивилизованности: «Они переманивают клиентов низкими ценами и несбыточными обещаниями выполнить заказ в кратчайший срок». Поэтому участники рынка уверены: столичным и иногородним типографиям просто нет смысла открывать в Ростове свои представительства. Они не смогут предложить более низкие цены на свои услуги и заполучить крупных ростовских заказчиков.

По словам участников рынка, москвичи сегодня незначительно влияют на ростовский рынок полиграфических услуг: более 90% продукции печатается в Ростове. В московские типографии «уходят» лишь иногородние филиалы компаний или те, кто нуждается в огромных тиражах печатной продукции. Елена Каменева: «К примеру, ни одна ростовская типография не возьмется за печать полноцветной 100-страничной брошюры тиражом более 20 тыс. экземпляров. В Ростове этот тираж будет печататься месяца два, в то время как московская типография выполнит такой заказ за два дня».

Наибольшим спросом пользуется рекламная полиграфия: буклеты, брошюры, календари, флаеры, открытки. Это направление развивают практически все участники рынка, кроме «газетных» типографий. Долю производства рекламной полиграфии от общего тиража продукции, выпускаемой ростовскими типографиями, участники рынка оценивают в 50%.

Растет спрос на высококачественные отделочные операции: тиснение, конгрев, выборочную УФ-лакировку и их совместное использование. Ольга Журавлева: «Послепечатные технологии достигли такого уровня, что позволяют делать шикарные вещи». Все чаще заказчик требует нестандартный разворот или арт-перфорацию. Например, «окошки» в полосе, сквозь которые видна часть следующей, или хитрым образом сложенную конструкцию, объемно раскрывающуюся перед читателем. Одна из последних европейских модных тенденций – светящиеся краски и краски с запахом – в Ростове-на-Дону пользуется ограниченным спросом.

Рентабельность рынка «роняют» мелкие игроки и клиенты

Эксперты уверены, что ростовский рынок полиграфических услуг развивается по тем же законам, что и российский. А главная тенденция на российском полиграфическом рынке – снижение рентабельности производства. В начале 90-х она достигала 200%. С 2000–2001 гг. наблюдается устойчивое падение прибыльности. Сегодня, в среднем по отрасли, рентабельность этого бизнеса не превышает 15%.

Участники рынка уверены, что в точных цифрах оценить рентабельность полиграфического бизнеса невозможно: она находится в «плавающем» состоянии и имеет тенденцию к снижению. Прежде всего это связано с тем, что большинство игроков ведут достаточно гибкую ценовую политику по отношению к своим клиентам. «Серьезный долгосрочный контракт естественно заставляет типографию идти на определенные ценовые уступки, предоставлять бонусы и льготы», – говорит Ольга Журавлева.

Появление большого числа мелких типографий, которые не задумываются о качестве выпускаемой продукции и выставляют очень низкие цены на свои услуги, по оценке участников рынка, снижает рентабельность. По мнению Елены Каменевой, на рынке установились буквально демпинговые цены: стоимость заказа падает, а себестоимость остается прежней. «В Ростове есть клиенты, которые просчитывают заказ в типографиях, зарекомендовавших себя высоким качеством печати, а размещают его там, где стоимость ниже. В итоге, мы вынуждены постоянно снижать стоимость заказа, чтобы не потерять клиента», – поясняет г-жа Каменева.

Как отмечает Ольга Журавлева, наряду с демпингом, снижению рентабельности способствуют и такие компании, которые нечестно работают на рынке: «У многих нет собственного оборудования. Они занимаются перераспределением: принимают заказы у многих клиентов, а потом оптом заказывают печать в более крупной типографии. При этом клиент даже и не подозревает, кто и за какую цену печатал ему, к примеру, буклеты».

Основным клиентом типографий остается конечный заказчик. Эксперты связывают это с тем, что многие компании имеют собственные маркетинговые отделы и считают себя компетентными в вопросах полиграфии. «Основная тенденция сегодня на рынке: клиенты стали обращать внимание на качество исполнения заказа и требовать минимальных сроков его осуществления», – замечает Ольга Калинина. Это заставляет типографии модернизировать оборудование и внедрять новые технологии в производство.

По мнению экспертов, складывается парадоксальная ситуация, когда, снижая цены вслед за большинством игроков, крупные компании должны приобретать новую технику не на собственные оборотные средства, а в кредит. По сведениям «ДК», так поступают практически все крупные типографии Ростова-на-Дону, кроме «Молота» и «Военного вестника СКВО». В последние полтора года в «Омега-принте», «Аверсе» и «Принт-сервисе» отказались от традиционного фотовывода и установили системы цифрового фотовывода Heidelberg CTP (computer-to-plate). Лидеры рынка постоянно обновляют печатные машины: сейчас их парк пополняется пятикрасочными Heidelberg, в то время как у остальных игроков до сих пор в ходу двухкрасочные. По мнению Елены Каменевой, машины нового поколения уменьшают издержки на предпечатную подготовку, улучшают качество печати и сокращают сроки выполнения заказа.

Рынок будет развиваться за счет специализации и иногородних заказчиков

Со временем основной тенденцией на рынке полиграфии, по мнению его участников, может стать более глубокая специализация типографий по секторам рынка. Эксперты отмечают, что специализация на рынке есть и сейчас. Особенно ярко она проявляется в газетно-книжном и этикеточном сегментах: для производства этих видов полиграфии нужны специальные машины, которые приспособить под выпуск рекламной полиграфии невозможно. «Подавляющее большинство типографий пытаются заниматься всем сразу: они берутся и за этикетку, и за буклеты, и за листовки, и за печать журналов,» – говорит Ольга Калинина. По ее мнению, типографский бизнес должен специализироваться на каком-то одном направлении. Это сделает его более устойчивым, более качественным. В будущем, считают специалисты, произойдет перераспределение ролей: типографии займут те ниши, в которых сейчас они наиболее сильны.

Ольга Журавлева полагает, что в ближайшие два-три года рынок может выравняться: «В основном это будет происходить из-за увеличения количества выпускаемых периодических изданий. Они загружают мощности типографий, и нагрузка распределяется более равномерно». Кроме того, отмечают эксперты, есть тенденция распределения заказов на печать сувенирной продукции в течение всего года: представительства иногородних компаний распределяют свои заказы в местных типографиях на печать сувенирной полиграфии на весь год.

Участники рынка считают, что в ближайшие два года бурное развитие ждет и сегмент цифровой печати. По словам Натальи Филоновой, здесь может появиться достаточно много игроков, чему способствуют приемлемая рентабельность и незаполненость ниши. «Проведенное нами исследование показало, что услуги цифровых типографий, которые могут качественно печатать малые тиражи за короткое время, уже сейчас востребованы на рынке небольшими фирмами, бюджетными организациями и учебными заведениями», – рассказала г-жа Филонова. А коммерческий директор московской компании «НИССА-Офитек» ВЛАДИСЛАВ КУРБАТОВ замечает еще одно обстоятельство, которое обусловит развитие цифровых типографий: «В цифровой печати себестоимость оттиска не зависит от тиража. Именно это будет иметь революционное значение для полиграфии, поскольку может принципиально изменить взаимоотношения заказчиков и исполнителей. Приходит эра качественного «самиздата», когда небольшая компания сможет выпускать вполне профессиональный печатный продукт с минимальными затратами».

Еще одной перспективной тенденцией, которую отмечают участники рынка, станет увеличение тиражей рекламной продукции и повышение ее качества: экономика растет, и клиенты хотят получать более эксклюзивные вещи, большим тиражом. Увеличение тиражей будет происходить и за счет того, что филиалы иногородних компаний, в том числе и иностранных, уже начали заказывать рекламную полиграфию в Ростове.

ТОП-ЛИСТ офсетных и цифровых типографий Ростова-на-Дону


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке