Ростовский рынок полиграфии близок к насыщению. Здесь наметилась тенденция к специализации типографий, повышению качества выпускаемой продукции и сервиса. Но цивилизованным рынок назвать нельзя: основными инструментами конкурентной борьбы остаются демпинг и переманивание клиентов. Ростовские печатники полагают, что в скором времени ситуация изменится: рынок постепенно выравнивается и становится более предсказуемым за счет иногородних заказчиков и увеличения количества периодических изданий.
Некоторые местные полиграфисты по своему техническому оснащению достигли уровня московских типографий – самых развитых в стране. К ростовчанам не раз обращались заказчики из столицы, стремясь получить качественную полноцветную полиграфию в короткие сроки. Остальные игроки ростовского рынка постепенно подтягиваются к уровню лидеров, переоснащая свои цеха современными печатными машинами, секциями
Ростовские полиграфисты не пускают москвичей
Рынок полиграфических услуг в
Объем российского рынка полиграфических услуг в 2005 г., по оценке информагентства «РосБизнесКонсалтинг», превысил $3 млрд. Объем местного рынка эксперты оценить затрудняются, ссылаясь на закрытость информации и сложность проведения исследований. Но участники рынка полагают, что ежегодно производство полиграфической продукции в Ростове увеличивается на
Производство, по оценкам специалистов, растет в офсетной печати, рынок цифровых типографий пока находится в стадии формирования. «В Ростове цифровые типографии стали появляться только в последние
Особенность ростовского рынка полиграфии, как считают специалисты, заключается и в том, что он практически не подвержен экспансии столичных игроков и сохраняет локальность. Эксперты объясняют это географическим положением города и историей развития этого бизнеса: в советское время в Ростове создали несколько крупных типографий, которые до сих пор остаются лидерами в
К тому же, выход на рынок недешев. Чтобы открыть небольшую офсетную типографию в
По словам участников рынка, москвичи сегодня незначительно влияют на ростовский рынок полиграфических услуг: более 90% продукции печатается в Ростове. В московские типографии «уходят» лишь иногородние филиалы компаний или те, кто нуждается в огромных тиражах печатной продукции. Елена Каменева: «К примеру, ни одна ростовская типография не возьмется за печать полноцветной
Наибольшим спросом пользуется рекламная полиграфия: буклеты, брошюры, календари, флаеры, открытки. Это направление развивают практически все участники рынка, кроме «газетных» типографий. Долю производства рекламной полиграфии от общего тиража продукции, выпускаемой ростовскими типографиями, участники рынка оценивают в 50%.
Растет спрос на высококачественные отделочные операции: тиснение, конгрев, выборочную
Рентабельность рынка «роняют» мелкие игроки и клиенты
Эксперты уверены, что ростовский рынок полиграфических услуг развивается по тем же законам, что и российский. А главная тенденция на российском полиграфическом рынке – снижение рентабельности производства. В начале
Участники рынка уверены, что в точных цифрах оценить рентабельность полиграфического бизнеса невозможно: она находится в «плавающем» состоянии и имеет тенденцию к снижению. Прежде всего это связано с тем, что большинство игроков ведут достаточно гибкую ценовую политику по отношению к своим клиентам. «Серьезный долгосрочный контракт естественно заставляет типографию идти на определенные ценовые уступки, предоставлять бонусы и льготы», – говорит Ольга Журавлева.
Появление большого числа мелких типографий, которые не задумываются о качестве выпускаемой продукции и выставляют очень низкие цены на свои услуги, по оценке участников рынка, снижает рентабельность. По мнению Елены Каменевой, на рынке установились буквально демпинговые цены: стоимость заказа падает, а себестоимость остается прежней. «В Ростове есть клиенты, которые просчитывают заказ в типографиях, зарекомендовавших себя высоким качеством печати, а размещают его там, где стоимость ниже. В итоге, мы вынуждены постоянно снижать стоимость заказа, чтобы не потерять клиента», – поясняет
Как отмечает Ольга Журавлева, наряду с демпингом, снижению рентабельности способствуют и такие компании, которые нечестно работают на рынке: «У многих нет собственного оборудования. Они занимаются перераспределением: принимают заказы у многих клиентов, а потом оптом заказывают печать в более крупной типографии. При этом клиент даже и не подозревает, кто и за какую цену печатал ему, к примеру, буклеты».
Основным клиентом типографий остается конечный заказчик. Эксперты связывают это с тем, что многие компании имеют собственные маркетинговые отделы и считают себя компетентными в вопросах полиграфии. «Основная тенденция сегодня на рынке: клиенты стали обращать внимание на качество исполнения заказа и требовать минимальных сроков его осуществления», – замечает Ольга Калинина. Это заставляет типографии модернизировать оборудование и внедрять новые технологии в производство.
По мнению экспертов, складывается парадоксальная ситуация, когда, снижая цены вслед за большинством игроков, крупные компании должны приобретать новую технику не на собственные оборотные средства, а в кредит. По сведениям «ДК», так поступают практически все крупные типографии
Рынок будет развиваться за счет специализации и иногородних заказчиков
Со временем основной тенденцией на рынке полиграфии, по мнению его участников, может стать более глубокая специализация типографий по секторам рынка. Эксперты отмечают, что специализация на рынке есть и сейчас. Особенно ярко она проявляется в
Ольга Журавлева полагает, что в ближайшие
Участники рынка считают, что в ближайшие два года бурное развитие ждет и сегмент цифровой печати. По словам Натальи Филоновой, здесь может появиться достаточно много игроков, чему способствуют приемлемая рентабельность и незаполненость ниши. «Проведенное нами исследование показало, что услуги цифровых типографий, которые могут качественно печатать малые тиражи за короткое время, уже сейчас востребованы на рынке небольшими фирмами, бюджетными организациями и учебными заведениями», – рассказала
Еще одной перспективной тенденцией, которую отмечают участники рынка, станет увеличение тиражей рекламной продукции и повышение ее качества: экономика растет, и клиенты хотят получать более эксклюзивные вещи, большим тиражом. Увеличение тиражей будет происходить и за счет того, что филиалы иногородних компаний, в том числе и иностранных, уже начали заказывать рекламную полиграфию в Ростове.