Полная информация о регулировании рекламного рынка в России


История вопроса, позиции, проблемы, решения

Первый закон РФ "О рекламе" был принят 25 июля 1995 года. До этого отдельные нормы, регулирующие содержание рекламы, можно было найти в законах "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О защите прав потребителей", "О сертификации", "О печати", а также в Конституции РФ и в "Основах законодательства об охране здоровья граждан".

Закон "О средствах массовой информации", в частности, устанавливал, что в СМИ, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна была превышать: 40% объема номера периодического печатного издания; 25% объема вещания для радио- и телепрограмм. Редакция не была вправе взимать плату за помещение рекламы под видом авторского материала. В соответствии со статьей 4 было запрещено использование в теле- и видеопрограммах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей.

Необходимость принятия закона "О рекламе" неоднократно обсуждалась представителями законодательной и исполнительной власти. Основной темой была реклама табачных и алкогольных изделий, точнее ее пагубное влияние на население.

В начале 1994 года обсуждался проект закона "О недобросовестной рекламе", подготовленный Антимонопольным комитетом (ГКАП). Он предлагал существенно расширить поле ответственности закона "О защите прав потребителей", распространив ее на рекламодателей и производителей рекламной продукции. Этот законопроект вызвал критику Ассоциации рекламных агентств, и она занялась разработкой собственного альтернативного законопроекта.

В июле 1994 года в Государственную думу группой депутатов был внесен проект закона "О рекламе". Он был подготовлен ГКАП, и в его разработке приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, а также независимые эксперты.

Принципиальное отличие проектов АРА и ГКАП состояло в определении органа, контролирующего соблюдение рекламного законодательства в России. Согласно проекту Антимонопольного комитета, таким органом должен был быть сам комитет, а в альтернативном проекте закона контроль за соблюдением требований законодательства возлагался на Национальный Совет по рекламе, в который вошли бы представители Министерства печати и информации, Антимонопольного комитета, Торгово-Промышленной палаты, а также общественных организаций и журналисты. Предполагалось, что Национальный Совет будет создан Указом Президента или постановлением Правительства.

Согласно правительственному варианту контроль за рекламной деятельностью возлагался на Антимонопольный комитет, что означало финансирование из бюджета. Согласно альтернативному законопроекту, контроль над соблюдением закона осуществляет Национальный совет. При этом затраты из бюджета составят 1/6 от того, что предполагается правительственным проектом.

Законопроект "О рекламе", подготовленный антимонопольным комитетом РФ, предлагал сократить допустимый объем рекламы в неспециальных изданиях с 40% площади до 25%, на радио и ТВ она не должна, по проекту, превышать 15% эфирного времени (на тот момент - 25%).

Документ предусматривал ряд запрещений и ограничений в области рекламы финансовых, страховых и инвестиционных проектов.

Проект АРА-ТПП предлагал для печати норму в 40%, а для электронных СМИ, как и ГКАП, 15%. Однако для электронных СМИ, на 40% или более процентов принадлежащих государству, и соответственно имеющих его поддержку, предлагалось снизить общее время трансляции рекламы до 10% эфирного времени внутри любого одночасового периода трансляции.

В ходе обсуждения наибольшее количество возражений вызвали статьи проекта, запрещающие рекламу алкоголя и табака, и статья о сокращении объемов рекламы.

ГКАП предусматривал полный запрет такой рекламы. Представители рекламного бизнеса предлагали запретить такую рекламу только на первой полосе газет и на первой и последней страницах журналов.

Торгово-Промышленная Палата провела экспертизу обоих вариантов законопроекта "О рекламе" и были разработаны замечания и предложения по их совершенствованию. По оценкам специалистов ТПП, вариант Антимонопольного комитета апеллирует к традиционному российскому менталитету, предпочитающему механизмы государственного контроля, в то время как ассоциация делает ставку на американизированную модель, в которой существует только два элемента – так называемая саморегулируемая организация (Национальный совет по рекламе) и суд.

Торгово-Промышленная Палата предложила свой вариант создания Национального Совета. В отличие от предложения Ассоциации рекламных агентств Национальный Совет по замыслу ТПП должен представлять собой общественную организацию с представительскими функциями в которую войдут Общество потребителей, Союз журналистов и сама ТПП.

Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении правительственный вариант законопроекта. Он предусматривал полный запрет на рекламу табачных изделий и алкогольных напитков.

Вариант законопроекта, принятый Госдумой во втором чтении, стал несколько мягче. Были учтены пожелания участников рекламного рынка, полный запрет на рекламу алкоголя и табака предлагалось ввести не сразу, а только с 1996 года и лишь на телевидении. Также были расширены возможности трансляции рекламы для электронных средств массовой информации.

Если в первоначальном варианте устанавливался запрет на прерывание рекламой передач государственного вещания продолжительностью менее 45 минут, то в принятом во втором чтении законопроекте это время сокращено до 15 минут. Запрет же на двойное прерывание рекламой стал распространяться на передачи, длящиеся от 15 до 60 минут, а не более 45 минут, как в первом варианте. Кроме того, разрешенный размер рекламных наложений, включая способ "бегущей строки", был увеличен с 5 до 7% от площади кадра. Что же касается рекламы табака и алкоголя, то, несмотря на снятие полного запрета на такую рекламу в СМИ, на телевидении она запрещается с 7 до 22 часов местного времени. А с 1996 года должна быть запрещена вообще.

Органом контроля за рекламной деятельностью остался Антимонопольный комитет.

Несколько смягчилась и статья о санкциях, налагаемых за нарушение законодательства о рекламе. В первоначальном варианте взыскание штрафа производилось антимонопольными органами с юридических лиц в безакцептном порядке. В новом варианте взыскание производилось и с физических и с юридических лиц по решению суда - в том случае, если уплата штрафа не произведена добровольно.

Окончательный вариант закона, подписанный Президентом РФ, так и не ввел запрета на рекламу табака и алкоголя в периодических печатных изданиях.

Депутаты III Думы неоднократно пытались ограничить рекламу пива, но до третьего чтения дошли лишь депутатские поправки к закону о рекламе, которые приравнивали рекламу крепкого пива (с содержанием спирта более 8,6%) к алкогольным напиткам и предусматривали дополнительные ограничения на рекламу пива с содержанием спирта в 1,21-8,6%. Но по настоянию профильного комитета этот законопроект вернули в первое чтение.

В мае 2004 года два депутата-одномандатника из фракции "Единая Россия" Андрей Скоч и Зелимхан Муцоев направили на имя спикера Бориса Грызлова проект своих поправок в закон о рекламе. Законопроект распространял ограничения, действующие для рекламы алкоголя и табака, на рекламу пива с содержанием спирта более 0,5%. Рекламировать безалкогольное пиво можно лишь при специальном указании на низкое содержание в нем спирта.

В августе 2004 года Госдума в третьем окончательном чтении проголосовала за ограничение рекламы пива, запретив транслировать ее в теле- и радиопрограммах с 7.00 до 22.00. Законопроект также не допускает использования в рекламе пива образов людей и животных. Реклама не должна содержать и информацию о том, что употребление пива "имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха". Кроме того, реклама не должна утверждать, что пиво "улучшает физическое или психическое состояние и утоляет жажду".

На прошлой неделе Владимир Путин подписал федеральный закон "О рекламе", принятый Госдумой 22 февраля 2006 года и одобренный Советом Федерации 3 марта. Таким образом, прежний закон о рекламе, который действует с 1995 года, утратил свою силу.

В подписанном документе вводятся несколько новых статей, определяется понятия "спонсора".

В законе прописывается сокращение количества рекламного времени на телевидении.

Так, с 1 июля 2006 года по 1 января 2008 года общая продолжительность размещенных в телепрограммах рекламных передач (разных видов) не может превышать 20% времени вещания в течение часа (а с 1 января 2008 года - 15%) и 15% времени вещания в течение суток.

В детских и образовательных теле- и радиопрограммах продолжительностью не менее 15 минут реклама будет идти в начале и в конце передачи 1 минуту, при продолжительности не менее 25 мин –1,5 минуты, соответственно, не менее 40 мин – по 2,5 минуты, 1 час и более – по 3 минуты.

Большое внимание в новом законе уделено понятию "зонтичного бренда", когда, например, под видом минеральной воды рекламируется водка.

Запрещена реклама алкогольной и табачной продукции на телевидении и наружная реклама данной продукции. Также запрещается демонстрация в рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.

Согласно закону, реклама пива не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени, на радио – с 9 до 24 часов, при кино- и видеообслуживании – с 7 до 20 часов.

Реклама основанных на риске игр, пари допускается в теле- и радиопрограммах только с 22 до 7 часов.

Вводится статья о защите несовершеннолетних в рекламе, а также дополнительное ограничение на использование их образов в рекламе социально опасных товаров. Не допускается реклама в учебниках начального и основного общего образования, школьных дневниках и тетрадях начального общего образования.

Уровень звука рекламы и звука сообщения о предстоящей рекламе не будет превышать средний уровень звука прерываемой радио/телепрограммы.

Продолжительность рекламного блока в художественных фильмах и других телепередачах не должна превышать 4 мин.

Реклама не должна прерывать трансляции спортивных передач, когда не нужно. При этом продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Не допускается распространение рекламы в теле- и радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

В законе подробно определяется порядок распространения наружной рекламы. Не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре и другом приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. С 1 января 2007 года запрещается реклама в виде передвижных мобильных конструкций.

Большое количество поправок внесено законом в правила подачи экономической рекламы (банки, страховые, строительные компании).

Закон предусматривает создание саморегулируемых организаций в сфере рекламы - объединений рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, осуществляющих производство, размещение и распространение рекламы, в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства, созданного в целях представительства и защиты интересов своих членов.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке