Термокружки

«Омолаживание» web-лица компании

19.10.2005

Похоже, бизнес окончательно поверил в возможности интернета и стал системно развивать свои представительства в сети

Если 5 лет назад большинство предпринимателей создавали сайты своих компаний, лишь отдавая дань моде и не рассчитывая на быструю окупаемость подобных проектов, то сейчас, похоже, бизнес окончательно поверил в возможности интернета и стал системно развивать свои представительства в сети. Вопрос "зачем?" для многих уже не стоит, главные вопросы сейчас: "Как?" и "Почем?"

"Еще несколько лет назад многие люди бизнеса вообще не знали, что такое интернет. У меня, например, произошел такой случай, — рассказывает директор интернет-компании "Р52.РУ" Алексей Ряжкин. — Мы подписали договор о создании корпоративного сайта с директором одной из нижегородских гостиниц. Он был в восторге. Давно, говорит, хотел. А то, что это такое — у всех есть сайт, а у меня нет. Сразу подписал счет, чтобы деньги прошли без проволочек. Собрал необходимые материалы и документы. Все довольные мы расстаемся, и он задает последний вопрос: "Это будет по какому каналу и во сколько?"

Наверное, на заре становления нижегородского интернета с такими проблемами сталкивались многие сотрудники интернет-компаний. Иногда было невозможно убедить людей, что сайт может дать хоть какую-то отдачу. Как результат — инвестиции на развитие интернет-ресурсов выделялись по остаточному принципу и сами сайты создавались на скорую руку, нередко силами знакомых или студентов. Эти аляповатые произведения до сих пор раскиданы по просторам интернета, но посещаемость подобных страниц, как правило, стремится к нулю.

Похоже, что сейчас ситуация кардинально изменяется — предприниматели начинают переделывать маленькие и самодельные сайты, созданные в конце 90-х. "Люди убедились, что это работает. Сейчас клиентов уже не приходится уверять, что сайт может быть полезен, — делится наблюдениями Алексей Ряжкин. — Разговор идет о том, сколько это стоит и как сделать получше. Предприниматели более серьезно начинают подходить к проблеме. На сайт уже не просто выкладывается прайс-лист в архивированном виде, а создаются большие каталоги, интернет-магазины".

"Интернет подвержен моде, — считает директор интернет-компании "НН.РУ" Михаил Иосилевич. — Проходят 2–3 года, и вы замечаете, что сайт компании уже не соответствует духу времени. И пора сделать редизайн, свежую версию. Например, не так давно появились флэш-технологии, и многие начали их использовать. Завтра появится еще что-нибудь, способное изменить моду. Более того, многие компании до сих пор не имеют собственных сайтов, и это заблуждение, что у всех они есть. Так что рынок неминуемо будет расти".

Кому не нужен сайт?

Найти бизнес, которому совсем не нужен корпоративный сайт, достаточно сложно. Очевидно, что для любого предприятия, контактирующего с массой розничных потребителей или множеством компаний в сфере business-to-business, корпоративный сайт — это недорогой и эффективный инструмент, без которого никак не обойтись. Более того, нередко сайт может реализовывать такую функцию, которую от него и не ожидали.

"У нас был клиент — небольшое ателье. Спорный вопрос — нужен им сайт или можно без него обойтись, — приводит пример Алексей Ряжкин. — Но именно через интернет на них вышел крупный поставщик эксклюзивных тканей и предложил стать региональным представителем на очень выгодных условиях… Другая ситуация — небольшая компания, продававшая мелким оптом макаронные изделия в магазины, решила сделать сайт. Естественно, конкуренция на этом рынке огромная, и фирма практически не развивалась. Но через сеть к ним обратилась компания с известным брэндом и предложила работать под своей торговой маркой. Предприниматели, естественно, были в восторге — их компания получила импульс для развития".

Сайт необязательно должен напрямую продавать или рекламировать услуги компании. Он может служить источником информации для потенциальных поставщиков, партнеров, коллег. Нередко крупный бизнес ищет поставщиков или контрагентов через сеть. В таком случае сайт может посетить всего один человек в месяц, но данный посетитель окажется "золотым".

Помимо контактов с потенциальными партнерами ресурс может оказать неоценимую помощь в налаживании обратной связи с потребителями. Например, ИП Каргин, владелец маршрутных такси №171, через интернет получает информацию о качестве своих услуг, претензиях пассажиров, ищет сотрудников и т.д.

По мнению Михаила Иосилевича, без представительства в сети вполне может обойтись лишь локальный районный бизнес, который не стремится выйти на новые рубежи. В общем, сайт станет лишней тратой денег, если предприниматель не планирует развивать свой бизнес. Но что же это за предприниматель?

С другой стороны, оценить возврат инвестиций, потраченных на корпоративный портал, непросто. "А как оценить затраты на визитки — окупились они или нет? — спрашивает Михаил Иосилевич. — Ведь можно обойтись и без них. Иметь с собой визитки удобно и солидно, равно как и обладать качественным корпоративным сайтом".

За ценой не постоим?

Вопрос цены виртуального представительства для многих пока непонятен — можно встретить предложения как за $100, так и за $10 000. Причем не очень сведущий человек не всегда сможет отличить первое от второго. Реальная стоимость качественного корпоративного портала примерно посередине — $3–5 тыс. "Самый трудный момент наступает, когда клиенты спрашивают, сколько стоит сайт, — делится наблюдениями Алексей Ряжкин. — Это все равно что позвонить в автосалон, где рядом стоят "Ока" и Ford Expedition, и спросить: "Сколько стоит автомобиль?" И как ответить на этот вопрос? Сайты, как и автомобили, могут быть очень разными".

Нижегородские интернет-студии проводят различную ценовую политику. Некоторые берутся сделать сайт за любые деньги, другие готовы работать только за суммы от $500 или $1000 и лишь с "продвинутыми" компаниями. Например, "НН.РУ" может отказаться от выгодного заказа, если представления заказчика о дизайне расходятся с философией бизнеса компании. "На рынке веб-дизайна очень низкая цена входа. Не имея опыта работы, офиса, юридического лица, любой студент может объявить себя интернет-студией и начинать работать, — рассказывает Михаил Иосилевич. — При этом клиенты не всегда в состоянии реально оценить качество проделанной работы. Если сайт понравился самому предпринимателю, его супруге, то это еще не значит, что он понравится потребителям".

Как же отличить качественный и дорогой интернет-ресурс от посредственного и дешевого? Алексей Ряжкин предлагает в первую очередь обращать внимание на информационную проработку сайта. Дизайн может нравиться и не нравиться, однозначных критериев оценки качества здесь нет. Однако сразу видно, насколько подробно устроен каталог, легко ли находить информацию, все ли необходимые данные выложены, учтены ли все мелочи. Сайт служит заменителем живого общения, им пользуются люди, которые не хотят звонить в компанию, но планируют в удобное для себя время получить необходимые сведения. Поэтому, когда интернет-ресурс предлагает узнать подробности по телефону или факсу, то это несерьезно — сайт не выполняет своих базовых функций.

Впрочем, можно попытаться оценить и такую субъективную вещь, как дизайн. "Есть некие признаки, которые позволяют судить, что за этот дизайн заплачено много денег, — говорит Михаил Иосилевич, — Самый явный признак — это лейбл известной студии. Второе — прослеживаются тенденции, которые сейчас в моде. Увидеть эти тенденции неискушенный заказчик может на порталах крупных компаний и известных студий. И последний признак — соблюдаются ли законы композиции, которые свидетельствуют о том, что сайт делали люди с классическим дизайнерским образованием".

Впрочем, хороший сайт, то есть справляющийся со всеми возложенными на него задачами, необязательно должен быть дорогим. Например, бывает, что сайт создается вообще для одного посетителя. В "Р52.РУ" рассказали такой случай — предприниматель из Дзержинска продает "железки" некой компании в Самару. Руководители этой компании захотели убедиться, что цены не завышены и предприниматель не "накручивает" лишнего. Этот дзержинский бизнесмен решил проблему просто — выложил прайс-лист из 10 позиций в интернете, несмотря на то что никому, кроме компании из Самары, эти детали не нужны. "Разве можно брать за изготовление такого сайта $1000, если он состоит из двух страниц?" — удивляется Алексей Ряжкин.

Есть ли жизнь после старта?

Для создания популярного интернет-ресурса недостаточно сделать лишь сам сайт, необходимо его продвигать на безмерных просторах интернета. "Ставить точку нельзя никогда, необходимо выделить портал среди конкурентов, — говорит Алексей Ряжкин. — Раскрутка сайта включает в себя несколько этапов: во-первых, необходимо изначально правильно его составить, чтобы ресурс "видели" поисковые системы. Нужно, чтобы "поисковики" находили сайт именно по тем словам, которые вы считаете ключевыми. Во-вторых, нужна контекстная реклама, когда "покупаются слова", и тогда ссылка на сайт появляется в первых строчках при запросе потенциального клиента. И в-третьих, не обойтись без традиционной банерной рекламы на "видных местах" — в популярных электронных СМИ".

Проблема в том, что зачастую продвижением интернет-ресурса занимаются люди, которые не вникают в особенности интернет-рекламы. Михаил Иосилевич сравнивает эту ситуацию с тем, как если бы рекламу на ТВ размещали люди, которые не смотрят телевизор. Многие в результате тратят деньги неэффективно. "Если заказчики начинают смотреть на цифры, думать и анализировать (а в сети, в отличие от других СМИ, всегда можно посмотреть цифры независимых счетчиков), то становится очевидным, где имеет смысл продвигать сайты", — говорит директор "НН.РУ".

Рекламируй или не рекламируй сайт, но если он не "живет", не обновляется, люди посещать его не будут. Поэтому одна из последних тенденций в сайтостроении — использование технологий, позволяющих переделывать сайт своими руками. Такие системы управления дают возможность людям, далеким от программирования, не просто добавлять новости, но и целые разделы, форумы, анкеты, изменять стилевые решения, стирать кнопки и добавлять новые. Все чаще в компаниях появляются люди, занимающиеся информационным сопровождением бизнеса. Эти сотрудники хотят иметь возможность перестраивать корпоративные порталы.

"Секрет успеха удачных интернет-проектов прост — посетители идут туда, где сосредоточены интересные им люди или находится важная для них информация, — считает Михаил Иосилевич. — Надо быть проще и понятнее. Если человек запутался, не понял, как устроен сайт, то он уйдет. Если нет возможности для творчества, для участия в жизни сайта, то его никто не будет посещать. Необходим целый комплекс мер, благодаря которым портал становится популярен".

Многие предприниматели понимают, что корпоративный сайт нельзя бросать на произвол судьбы, тем не менее огромное количество ресурсов не обновляется, новости появляются раз в полгода, так как всегда есть рутинные дела, которые отвлекают владельцев сайта от участия в его жизни. По мнению Алексея Ряжкина, выходом может стать сотрудничество с какой-либо интернет-компанией, которая возьмется за долгосрочное обслуживание ресурса и оперативное наполнение его информацией.

Еще 3–4 года назад на многих корпоративных сайтах появлялись форумы и чаты, которые по мнению их создателей должны были привлекать посетителей. Однако практика показывает, что это не работает — найти "живой" форум на сайте какой-либо компании практически нереально. Обычно там красуется всего одно сообщение вроде "Ура, все работает!", написанное системным администратором. "Не нужно скрещивать бульдога с носорогом, — считает Михаил Иосилевич. — Каждый ресурс должен выполнять свою функцию. Многие пытались внедрить развлекательные проекты на корпоративных порталах, но ни к чему хорошему это не привело".

Другое дело — промо-сайты, которые создаются специально под рекламную кампанию. На таких порталах, как правило, нет деловой информации, зато представлены разнообразные развлечения для посетителей.

По словам Алексея Ряжкина, в сети нет строгих правил, стандартов и аксиом. Ничто не мешает придумать что-то новое и учесть все возможные пожелания при интернет-продвижении бизнеса. Так что фантазия и необычные идеи только приветствуются.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке