Термокружки

Куда катится телевидение по кривой рейтинга?

06.10.2005

Как ищут людей, по мнениям которых составляются рейтинги, а так же об основных тенденциях на телевизионном рынке России Накануне.RU рассказал руководитель отдела регионального развития компании TNS Gallup Media Дмитрий Колесов

На отечественном телевидении пик популярности "жвачки для мозгов" в виде различных реалити-шоу и сериалов. Это раздражает многих, но, как оказывается, еще большему числу людей это нравится. И, к огорчению противников подобных передач, сторонников оказывается пока гораздо больше. Соответственно, именно эти передачи становятся лидерами рейтингов и приносят телеканалам рекламные деньги. Рассчитывать на перемены вряд ли стоит – пока у передачи высокий рейтинг, ее будут снимать и показывать. А значит, в ближайшее время нас ждут новые реалити-шоу и продолжение старых, а также сериалы – от мелодрам до набирающих в последнее время популярность ситкомов. Как ищут людей, по мнениям которых составляются рейтинги, а так же об основных тенденциях на телевизионном рынке России Накануне.RU рассказал руководитель отдела регионального развития компании TNS Gallup Media Дмитрий Колесов.

Вопрос: Есть ли конкуренция на рынке измерения телевизионного рейтинга?

Дмитрий Колесов: На рынке телевизионных рейтингов конкуренции нет по простой причине: рейтинг - это валюта, которая используется при покупке или продаже рекламного времени. Если будет несколько валют - надо будет вводить какие-то коэффициенты пересчета, а это неудобно для всех игроков на рынке. В большинстве стран компания, которая проводит исследования телезрительской аудитории, на рынке одна. Россия не исключение.

Вопрос: То есть, в данном случае монополия - это благо?

Дмитрий Колесов: На этом рынке монополия - это благо, но в нашем случае это монополия "с человеческим лицом". Монополиста жестко контролирует рынок, и этот монополист несет полную ответственность и жестко отчитывается за все свои
действия.

На данный момент рынок сформировал Группу Пользователей Данных, куда входят представители телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей. Периодически проводятся заседания этой группы, где обсуждается текущая ситуация и раз в неделю мы предоставляем полный и подробный отчет о выборке и плюс сами инициируем всевозможные действия по нашему же контролю. На последнем заседании мы предложили создать постоянно действующий контрольный комитет.

Мы год назад проводили аудит в нашей компании, его делал Питер Миинер (Великобритания) - крупнейший в мире эксперт по проверкам именно компаний, которые занимаются измерением рейтингов. В итоге был сделан вывод, что наши данные надежны, достоверны и технологии полностью соответствуют мировым
стандартам.

Вопрос: Планируются ли какие-то нововведения в ближайшее время?

Дмитрий Колесов: С 1 января у нас увеличится выборка. Как итог, наши данные будут точнее отражать тенденции в более узких нишах, как, например, у канала РБК. Его сейчас очень сложно отследить по рейтингу, потому что в выборке мало людей,
которые входят в его целевую группу.

Вопрос: В скольких городах России Вы работаете?

Дмитрий Колесов: В России наши приборы установлены в 52 городах, в 25 из них выборка достаточна, чтобы анализировать данные по городу. А вот данные по 27 городам никто не увидит - среди них есть города, где оборудование стоит всего в 8 домохозяйствах - но они участвуют в создании целостной картины по стране.

Вопрос: Есть ли какие-то минимальные лимиты по количеству городов или респондентов на страну?

Дмитрий Колесов: Количество городов по стране не лимитируется. Лимитируется лишь количество домохозяйств в городах. Но при этом есть достаточно жесткие правила формирования выборки и если их соблюдать, то можно получать достоверные данные.

Вопрос: Как происходит поиск новых домохозяйств?

Дмитрий Колесов: Достаточно просто. Главный принцип - случайность попадания человека в выборку. Для этого рекрутеру ставится задача вида: встать, скажем, на центральной площади города, повернуть налево, пройти пять дворов, в шестой свернуть, там зайти в третий подъезд и постучать в среднюю квартиру на пятом этаже. Если там не открывают или отказываются - ему дается новая подобная инструкция.

Вопрос: Насколько сложно уговорить людей принять участие в исследованиях?

Дмитрий Колесов: Очень сложно. Причем это проблема не только России, эта проблема существует во всем мире. У нас есть свои секреты, как ее решать, но мы их раскрывать не будем. По статистике, у нас соглашаются на сотрудничество около 40% из тех, кому мы это предлагаем. Причем денег за участие мы не платим. Первое время данные от новой семьи не идут в итоговые, чтобы люди успели привыкнуть к новому оборудованию и начали воспринимать участие в исследовании как обыденность.

Вопрос: Есть ли ротация среди ваших респондентов?

Дмитрий Колесов: Да, есть, но небольшая. Если брать причины, связанные с самими семьями, с какими-то внешними условиями, то она составляет 10-15%.

Вопрос: Насколько равномерно распределены домохозяйства по России в географическом смысле?

Дмитрий Колесов: По данным Госкомстата, которые мы постоянно используем, в европейской части России живет около 62% населения. Соответствующие цифры и у нас.

Вопрос: Какие основные тенденции можно выделить в сегодняшнем телеэфире?

Дмитрий Колесов: Первое и главное направление - это реалити. Это оказался действительно очень интересный продукт, причем ТНТ, например, его очень удачно адаптировал. "Дом-2", например, телеканал продал компании Sony Pictures. Причем в пакет вошли и SMS-голосование, которое приносит большие деньги. На сегодняшний день существуют только три проекта, которые Россия смогла вывести на мировой телерынок. Это "Что? Где? Когда?", КВН и "Дом-2".

Следующая тенденция - уменьшение политических передач и развитие развлекательного телевидения. На всех каналах увеличивается доля тех же комедий, в том числе и на федеральных. Ведь по сути, у телевидения всего три функции. Это развлечение, это информация и обучение. Информации все меньше, соответственно, развлечений все больше.

Вопрос: Какие тенденции существуют на региональном телевизионном рынке?

Дмитрий Колесов: Общая тенденция - это уменьшение региональных телеканалов, которые занимались бы собственным программированием эфира и увеличение подключающихся к сетевым партнерам. Если даже они не "чистые" ретрансляторы,
а партнеры, то все равно их собственная доля в эфире все меньше и меньше.

Вопрос: А насколько это оправдано с точки зрения рейтинга местных каналов?

Дмитрий Колесов: Оправдано на 100 %, потому что у локальных компаний, кроме сильных брендов типа, скажем "4 канала" на Урале, рейтинг существенно ниже, чем у общероссийских. Пример - местные новости на канале Россия, которые идут после федеральных. Если представить рейтинг канала в виде линии, то во время местных "Вестей" там почти всегда очевидный провал.

Вопрос: Можно ли сказать, что вообще уменьшается интерес к новостям вообще?

Дмитрий Колесов: Не совсем так. Становится меньше новостийных передач, поэтому и суммарный рейтинг немного падает. Но на федеральных каналах рейтинг все так же высок.
 
Вопрос: Можно ли сейчас сказать, что будет на телевидении через 10 лет?

Дмитрий Колесов: Что будет через 10 лет - неизвестно никому. Нельзя предсказать даже то, что будет через 5 лет. Вспомните телевидение 99 года? Не осталось практически ничего кроме новостей и сериалов. Все меняется моментально. Причем это
зависит не  только от общества, но и от внутренних процессов телевидения.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке