Термокружки

Рынок сотовой связи в Нижнем Новгороде: позиции основных игроков


В июле 2005 года нижегородская исследовательская компания «ROMIRMonitoring– Нижний Новгород» провела очередную волну исследований, касающихся пользования нижегородцами сотовой связью

Сотовая связь на сегодняшний день перестала быть признаком принадлежности к привилегированным слоям общества, пользоваться ею стали практически все: от школьников до пенсионеров. В июле 2005 года нижегородская исследовательская компания «ROMIRMonitoring– Нижний Новгород» провела очередную волну исследований, касающихся пользования нижегородцами сотовой связью. Жителям Нижнего Новгорода были заданы вопросы о сроках пользования мобильными телефонами, о предпочитаемых GSM-операторах и тарифных планах. В исследовании приняло участие 300 респондентов. Выборка квотированная (квоты по полу и возрасту), репрезентирующая взрослое население Нижнего Новгорода.

1. Этапы распространения услуг сотовой связи среди
групп населения. Портрет «мобильного» нижегородца

Срок пользования мобильной связью является одним из косвенных признаков, по которым представляется возможным реконструировать этапы распространения услуг сотовой связи среди нижегородцев. Число тех нижегородцев, кто владеет сотовыми телефонами, увеличивается с каждым днем. Однако, как видно по диаграмме 1, темпы подключения новых абонентов год от года снижаются. На данный момент лишь пятая часть (19,3%) нижегородцев не пользуется мобильной связью. Распределение нижегородцев по срокам пользования мобильной связью показано на диаграмме.

 

Большинство «мобильных» нижегородцев (63,4%) пользуется сотовой связью более года. Из них 30,7% - пользователи со стажем от года до трех лет и 32,7% тех, кто владеет сотовым телефоном более трех лет. 13,7% жителей Нижнего Новгорода пользуется сотовой связью от полугода до года, и лишь 3,7% нижегородцев используют мобильную связь менее полугода.

Среди тех нижегородцев, кто длительное время владеет сотовыми телефонами, высока доля лиц со среднеспециальным и высшим образованием. Чаще всего это специалисты, руководители подразделений, технический персонал и предприниматели; их доходможно оценить как средний или выше среднего. Три года назад и раньше только достаточно обеспеченные люди или высококвалифицированные сотрудники, кому по работе была необходима сотовая связь, могли себе позволить купить мобильный телефон. Постепенно, в связи со снижением стоимости, как самихтелефонов, так и сотовой связи в целом она становится доступной совершенно разным слоям населения.

Исследование показывает, что студенты достаточно продолжительное время пользуются сотовой связью (от года до трех лет); пенсионеры, рабочие, домохозяйки пользуются услугами мобильной связи меньшее количество времени.

Таким образом, можно предположить, что распространение услуг сотовой связи шло по спирали. Сначала услугами сотовой связи стали пользоваться люди среднего (25-34 года) и старшего возраста (35-44), чаще всего, это было связано с рабочей необходимостью. Именно эти люди пользуются сотовой связью очень давно - более 3 лет. На второй волне распространения услуг сотовой связи происходило подключение молодежи (молодые люди и девушки в возрасте 16-24 лет. Третья волна подключений (год или полгода назад) характеризовалась появлением новых абонентов среднего (35-44 года) и старшего (45-64 года) возраста.

2. Рейтинг сотовых операторов

На нижегородском рынке активные действия ведут несколько операторов сотовой связи. Предложение практически каждого оператора нашло отклик среди нижегородцев, что и показывает рейтинг. Распределение предпочтений жителей города в отношении сотовых операторов показано на диаграмме.

Согласно результатам проведенного исследования, лидерство среди сотовых операторов принадлежит компании «БиЛайн», ее пользователи составляют 46,7% (почти половину) от всех нижегородцев, пользующихся услугами сотовой связи. Можно предположить, что первое место «БиЛайна» обусловлено широкомасштабными яркими рекламными акциями, привлекающими большое количество новых абонентов, множеством тарифных планов, рассчитанных на самые разные группы населения, довольно длительным пребыванием на рынке сотовой связи Нижнего Новгорода. Несомненно, еще одним значимым фактором, повлиявшим на лидирующие позиции компании «БиЛайн», стала удачная политика ребрендинга, благодаря которой бренд стал более заметным, модным и выбираемым.

Второе место принадлежит компании «НСС» (23%). Эту позицию на рынке сотовой связи Нижнего Новгорода компания «НСС» занимает благодаря многочисленным пользователям тарифа «СИТИ». На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что многие абоненты «СИТИ» считают этот тариф отдельным оператором сотовой связи и отделяют его от «НСС». Скорее всего, это последствие рекламных акций компании «НСС»: когда выводился на рынок новый бренд «СИТИ», не подчеркивалась специально его принадлежность к компании «НСС». С одной стороны, один тарифный план легче «раскрутить», чем все компанию целиком; с другой стороны, из-за этой путаницы несколько теряется имидж всей компании на фоне широко разрекламированного «СИТИ».

На третьем месте в рейтинге сотовых операторов Нижнего Новгорода находится компания «МТС» с 15,7%. Компании «Мегафон» и «Теле2», самые молодые мобильные операторы на рынке Нижнего Новгорода, на двоих делят 12,6% пользователей сотовой связью Нижнего Новгорода.

Стоит отметить, что оператора сотовой связи – компанию «БиЛайн» в равной степени выбирают как мужчины, так и женщины разных возрастных групп, разных уровней образования, дохода, разного социального статуса. Можно сказать, что этот оператор универсален. То же самое можно отметить про «НСС». Компанию «МТС» чаще выбирают нижегородцы старше 35 лет со среднеспециальным и высшим образованием – специалисты и руководители с высоким уровнем дохода. «Мегафон» и «Теле2», молодые развивающиеся компании, предпочитает молодежь, тогда как «НСС» отдают свои предпочтения люди более зрелого возраста, так как эта компания давно зарекомендовала себя на нижегородском рынке сотовой связи, имеет имидж солидной, надежной организации.

Таким образом, рейтинг сотовых операторов возглавляет компания «Би Лайн», следом за ней идет компания «Нижегородская сотовая связь», замыкает рейтинг компания « МТС». Важно отметить, что среди абонентов компании «МТС» преобладают нижегородцы старше 35 лет со средним специальным и высшим образованием.

3. Рейтинг популярности тарифных планов сотовых операторов

На позиции сотовых операторов определяющее влияние оказывает пакет тарифных планов, предлагаемый тем или иным оператором. В результате проведенного исследования было выяснено, какие тарифные планы, предоставляемые операторами сотовой связи, предпочитают нижегородцы. Их распределение показано на диаграмме.

Анализируя полученные в результате исследования данные, стоит отметить, что наиболее популярными являются такие тарифные планы, как «Би Тайм» от компании «БиЛайн», «Сити» от «НСС», «джинсовые» предложения от «МТС», «НеоЛайт» от «Мегафон» и «Город» от «Теле2». Их популярность, скорее всего, обусловлена тем, что они довольно давно были представлены сотовыми операторами, регулярно рекламируются и развиваются.

К числу «других» тарифных планов, делящих между собой 23% (почти четверть) абонентов, относятся: «Бум», «Летние ночи», «Максимальный», «Би Плюс», «Корпоратив» от БиЛайна; «Хот», «Оптима», «Бизнес», «Корпоратив» от МТС; «3*3», «Первый федеральный», «Индивидуальный», «Безлимитный» от Мегафон; «Контракт», «Персона», «Мой тариф» от НСС и другие. По сравнению с тарифными планами-лидерами каждое из перечисленных выше тарифных предложений привлекает к себе менее 2% «мобильных» нижегородцев. Тем не менее, эти предложения находят отклик среди нижегородцев, значит, они всё-таки чем-то привлекательны для абонентов. Скорее всего, дело в специфичности предложений, ориентированности на узкий круг пользователей или в малом сроке существования, недостаточной рекламной «раскрутке».

Предпочтения в выборе определенных тарифных планов зависят, в первую очередь, от выбора самого оператора сотовой связи.

Таким образом, во многом рейтинг сотовых операторов совпадает с рейтингом популярности тарифных планов, предлагаемых данным оператором. Важно отметить, что наряду с популярностью массовых тарифов, таких, как «СИТИ» и «Би Тайм», растет популярность так называемых «нишевых» тарифов, то есть рассчитанных на довольно узкую группу пользователей. В некоторой степени, это можно расценить как признак тенденции к индивидуализации предложения и индивидуальному подходу к каждому клиенту. Несомненно, что среди нижегородцев наблюдается весьма положительное восприятие такого предложения.

Краткие выводы

Распространение услуг сотовой связи шло по спирали. Сначала услугами сотовой связи стали пользоваться люди среднего (25-34 года) и старшего возраста (35-44), чаще всего, это было связано с рабочей необходимостью. Именно эти люди пользуются сотовой связью очень давно - более 3 лет. На второй волне распространения услуг сотовой связи чаще всего подключалась молодежь (молодые люди и девушки в возрасте 16-24 лет. Третья волна подключений (год или полгода назад) характеризовалась появлением новых абонентов среднего (35-44 года) и старшего (45-64 года) возраста.

Рейтинг сотовых операторов возглавляет компания «Би Лайн», следом за ней идет компания «Нижегородская сотовая связь», замыкает рейтинг компания « МТС». Важно отметить, что если среди абонентов компании «МТС» преобладают нижегородцы старше 35 лет со средним специальным и высшим образованием.

Рейтинг сотовых операторов совпадает с рейтингом популярности тарифных планов, предлагаемых данным оператором. Наряду с популярностью массовых тарифов, таких, как «СИТИ» и «Би Тайм», растет популярность. так называемых «нишевых» тарифов, то есть рассчитанных на довольно узкую группу пользователей. В некоторой степени, это можно расценить как признак распространения тенденции к индивидуализации предложения и индивидуальному подходу к каждому клиенту. Важно, что среди нижегородцев наблюдается весьма положительное восприятие такого предложения.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке