Термокружки

Король Интернета

22.08.2005

Откровения спамеров: заработки, секреты, технологии

К концу 2005 года, по данным социологов, доступ в Интернет будут иметь уже около 25 миллионов россиян. И почти каждый из них ежедневно получает десятки рекламных писем и сообщений по ICQ от совершенно незнакомых людей – спам. Он превратился уже в такую важную часть нашей жизни, что убийство главного спамера России Вардана Кушнира в свое время стало новостью национального масштаба, о нем даже рассказали федеральные телеканалы. Специалисты прочат спаму большое будущее – он может превратиться из рекламного инструмента в элемент политтехнологий. Откровения спамеров, способы борьбы с заразой и самые идиотские спам-письма – в обзоре «УралПолит.Ru».

Все привыкли к слову «спам», но мало кто знает, откуда оно взялось. На самом деле, «spam» - это аббревиатура от английского «spiced ham», то есть «ветчина со специями». Сокращением «Spam» назывался отвратительный колбасный фарш в консервных банках, который какая-то американская компания умудрилась продать в конце 30-х годов армии США. Так как армия есть это не смогла, продукт начали отдавать бесплатно или за бесценок нуждающимся странам – например, в Советский Союз во время войны по ленд-лизу. «Спам» быстро разошелся по всему миру и вскоре стал синонимом бесполезного продукта, который можно только выкинуть в мусорное ведро.

Поэтому в 90-е годы так естественным образом стали называть весь тот мусор, который рассылали или размещали в Интернете торговцы различным товаром. Сначала это были предложения поучаствовать в некотором подобии сетевого маркетинга, затем – предложения поучаствовать за деньги в лотереях, словом, сплошное шарлатанство. И лишь ближе к концу 90-х спамом заинтересовались настоящие коммерсанты, которые оценили невероятную дешевизну этой рекламы.

Спам бывает различных видов, но основной приходит по электронной почте. Профессиональный спамер, согласившийся рассказать нам о «секретах мастерства» и попросивший называть его «Голод», поведал о том, как спамеры собирают базы данных для своих рассылок.

- Базу данных можно получить двумя способами. Первый – купить и запустить программу-сканер, которая будет просматривать нужный сегмент Сети в поисках любых сочетаний букв, похожих на e-mail-адрес – то есть имеющих значок «@». Специальная программа-робот (она есть в свободной продаже, стоит около 600 рублей) ходит по всевозможным сайтам, форумам, блогам и собирает эти адреса. Второй способ – купить такую базу у провайдера или какого-нибудь онлайнового сервиса, вроде Интернет-магазина. Многие провайдеры приторговывают базами e-mail-адресов, иногда эти базы данных просто крадутся, - говорит спамер.

Затем, поясняет наш собеседник, с помощью программы-рассыльщика по всей этой базе и делается необходимая рассылка. Профессиональные спамеры обычно заказывают написание такой программы у хороших программистов, «любители» пользуются тем, что есть в Интернете в продаже или даже бесплатно. Купить «спам-машину» можно у тех же спамеров, стоит она от 10 долларов до нескольких десятков тысяч у.е. Например, в одном из очередных спам-писем такое программное обеспечение предлагается купить за 1,5 миллиона рублей.

После этого спамер составляет базу адресов и проводит рассылку, предлагающую частным лицам и организациям его услуги – вам наверняка приходили подобные предложения, ведь спам, рекламирующий спам, составляет около 30% всего потока коммерческих предложений в сети.

Возможность воспользоваться услугами спамеров достаточно привлекательна для малого и среднего бизнеса из-за своей невысокой цены. Например, рассылка 1 млн. (!) сообщений по электронной почте обойдется клиенту примерно в 100 долларов – за такую смешную цену охватить столь огромную аудиторию другим способом невозможно. Эффективность спам-рекламы, правда, сомнительна: согласно опросам 2003 года, около 65% пользователей удаляют спам, даже не читая его. С другой стороны, почти столько же сознались: несмотря на нежелание знакомиться со спамом, хотя бы раз в жизни каждый из респондентов покупал что-нибудь, о чем узнал из рекламных рассылок.

Чтобы спам не удаляли просто так, рассыльщики придумывают все новые способы привлечь внимание адресатов. Какое-то время спамеры увлекались рассылкой писем, в теме которых фигурировал какой-нибудь случайный отрывок из литературного произведения (и ящики были полны писем, озаглавленных чем-нибудь вроде «…на ее поросшей короткими рыжими волосами ноге…»), потом программы-роботы стали генерировать загадочные имена отправителей – в ваших ящиках наверняка немало писем от каких-нибудь Аристархов Иннокентиевичей. Часто в теме письма используются какие-нибудь интригующие фразы вроде «Привет, чего не пишешь» - такие волей-неволей приходится проглядывать.

Компании, давно работающие на рынке, спамом брезгуют: он мало у кого вызывает положительные эмоции, так что пользоваться услугами спамеров для собственной рекламы – значит не жалеть своей репутации. Обычные клиенты спамеров – всевозможные обучающие центры (в том числе и знаменитый «Центр американского английского», рекламу которого хотя бы раз в жизни получали 50% пользователей электронной почты), мелкие турфирмы, электронные магазины, сомнительные производители и т.п. Оказаться в такой компании не захочет ни один серьезный коммерсант. Кстати, этот момент часто используется в качестве черного пиара: можно за какую-то 1000 долларов заказать рассылку 10 миллионов писем с рекламой вашего конкурента, и десятки тысяч пользователей, прочитавших этот спам, в следующий раз побрезгуют обращаться к этому участнику рынка.

К слову, такая технология накануне выборов 2003 года была использована противниками «Единой России». Миллионы пользователей получили рекламирующий ЕР спам, в котором от имени генсовета, центрального исполкома и московской организации «единороссов» настоятельно рекомендовалось «предприятиям и организациям приступить к формированию партячеек и обеспечить вступление в нее новых членов (не менее 5% от списочного состава сотрудников)». Позднее выяснилось, что «Единая Россия» к этой рассылке никакого отношения не имеет.

Использовали спам и соперники другой федеральной партии, «Родины». Во время голодовки лидера «Родины» Дмитрий Рогозина (напомним, таким образом он протестовал против монетизации льгот) от имени партии рассылались издевательские сообщения в том духе, что, мол, в голодовке объявлен перерыв на обед, Рогозин похудел уже на двадцать килограммов и т.п. Стоит такая рассылка, как уже говорилось, недорого, а эффект от нее довольно неплохой.

Заработать на спаме можно, но не слишком много. По признанию нашего героя «Голода», на Западе спамеры могут получать десятки тысяч долларов в месяц, в России же уместно говорить о куда более скромных цифрах – от 1 до 3 тысяч долларов в месяц. При этом конкуренция на рынке до сих пор невелика – в России спамом профессионально занимаются лишь несколько десятков человек. Множество остальных – мошенники, которые «разводят» клиентов, но не делают никаких рассылок. Лже-спамеры никогда не встречаются с клиентом в реальной жизни, они предпочитают общаться виртуально.

Один из борцов со спамом, разработчик программы «WinAntiSpam» Виктор Литвиненко рассказал «УралПолит.Ru», что бороться со спамом можно - и не только с помощью специального программного обеспечения, но и просто соблюдая меры предосторожности.

- Во-первых, - говорит он, - не стоит нигде в Интернете оставлять свой почтовый адрес, чтобы программы-сканеры не занесли его в базы. В крайнем случае, можно написать значок @ словом «собака» или использовать пробелы в написании адреса. Кроме того, иногда адреса для спамерских баз составляются методом подбора. Так что нужно стараться использовать небанальные префиксы. То есть если я создам адрес «victor@...», на него сразу начнут сыпаться спам-письма. Если же адрес будет вроде «victor1234@...», это затруднит подбор такого адреса для спамеров.

Кроме того, рассказывает г-н Литвиненко, существует программное обеспечение, позволяющее отфильтровать спам. Чаще всего оно анализирует текст письма и, если он кажется подозрительным, помещает его в специальную папку «Спам» (позднее ее можно просмотреть на предмет тех писем, которые могли оказаться «в мусоре» по ошибке). Например, если в тексте письма слишком часто встречается слово «купить», это уже вызовет подозрения фильтра.

Помимо всех минусов, нельзя не признать, что спам уже стал частью мировой культуры, а, учитывая то, что его авторы становятся все изобретательнее и делают рассылки все качественнее, скоро он может стать таким же элементом массовой культуры, как и обычная реклама. Уже сейчас существует масса людей, которые коллекционируют наиболее интересный спам. Это, например, идиотские предложения купить сперматозоиды или яйцеклетки знаменитостей, забавная реклама ООО «Поддельные дипломы» или предложение о продаже специального устройства, переключающего светофоры на расстоянии.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке