Кибермаркетинг: зачем это нужно

23.06.2005

Если ваша фирма невелика, вы не можете себе позволить роскошь дорогостоящей рекламы на обочинах московских проспектов и на обложках глянцевых журналов. Значит, вам самое время обратить свой взор в сторону кибермаркетинга. Именно там вы увидите отдачу от каждого затраченного рубля

Вы будете наблюдать, как работают ваши деньги, словно броуновское движение в школьном микроскопе. Если же вы крупны и самодостаточны, то вам стоит задуматься, а не пора ли сэкономить пару десятков тысяч долларов. Ровно столько вы потратили на последний рекламный ролик, который, к сожалению, не принес ожидаемого эффекта, так как его прокрутили не в то время и не по тому каналу.

Но сначала надо выяснить, есть ли у вашей компании свой сайт? Интернет-сайт, спросите вы? А зачем? У нас есть страничка в отраслевом каталоге фирм и предприятий. А содержать свою службу поддержания сайта -  это очень хлопотно. Боюсь, вы немного отстали от реалий сегодняшнего дня. Каждая уважающая себя компания должна иметь свое представительство в сети. Сегодня это такие же основополагающие вещи, как, скажем, визитка у вас в кармане, наличие счета в банке, служебный офис и автомобиль.

Итак, сайт у вас появился, и вы заходите туда каждый день. Но за повседневными хлопотами по обустройству своего электронного офиса вы забыли самое главное. Для чего он нужен? Конечно, в том числе, чтобы показать его друзьям и знакомым. Но и не только. А для чего, спросите вы? Вот здесь и начинается кибермаркетинг.

Сегодня сайт можно использовать самым разнообразным способом. Это не просто электронная визитка, на которой размещены ваши банковские реквизиты и адрес центрального представительства. Это элемент Сети, ее ячейка. И вот в эту ячейку вы и должны ловить свою крупную и мелкую рыбу, прошу прощения за каламбур.

Если уж клиент пришел к вам на сайт, вы не должны ему дать уйти без покупки. Именно на сайте он должен получить всю необходимую информацию о продуктах и услугах, которые продает или оказывает ваша компания. Прайс-листы, скидки, виды сервиса - все это должно быть быстро и ясно донесено до клиента.

Все, все это есть, скажете вы, а клиента нет, или есть, но он к вам попадает не из Интернета. Это значит, что теперь уже ваш информационный менеджер отстал от реалий.

Начнем с простых вопросов. Есть ли у вашего главного конкурента свой сайт? Как часто он обновляется? На каком месте он в рейтингах каталогов и поисковых ресурсов? На какие запросы он лучше всего "откликается" на поисковиках? Если вы получите ответы на эти вопросы, вы уже на полпути к успеху.

Конечно, сетевой бизнес имеет свою специфику. Принято считать, что электронная торговля сильно ограничена составом товаров и молодежной аудиторией. Уверяю вас, это не совсем так. А точнее, совсем не так. Состав, номенклатура товаров, которые можно продавать через Сеть, по сравнению с оффлайном не меняется, меняется схема продаж, маркетинговый имидж товаров, если угодно. Каждый может привести примеры товаров и услуг, которыми очень трудно торговать через Интернет.

Например, свежее мясо, да простят меня вегетарианцы. Каждый знает, что хорошая хозяйка не доверит выбор куска телятины для жаркого даже своему мужу. Это конечно так. И все же, я готов опровергнуть эту распространенную точку зрения. Если вы имеете стандартную схему разделки туши, качественную фасовку, гарантированные условия хранения охлажденного мяса и готовы аннулировать заказ, если вашему клиенту он не подойдет при доставке, я вас уверяю, вы будете снабжать через Интернет мясом  весь бомонд Москвы и области.

Другой весьма распространенный миф, это вопрос об ограниченности аудитории. Ограниченности не умственной, конечно же, с этим у нее, слава Всевышнему, все в порядке. Речь идет об ограниченности по возрасту, образованию и социальному положению. В этом, конечно же, есть доля истины. Но … Маленькое "но" … Я приведу один пример, и вы сами поймете, что "умный" маркетинг не знает границ возраста, пола, образования и уровня доходов.

Во всем мире сложились стереотипы, что типичный непрофессиональный биржевой игрок - это мужчина в возрасте за 50, вполне состоятельный, имеющий свое не очень большое дело или средние накопления, обычно с высшим образованием и стабильным семейным и общественным положением. Непрофессиональный в том смысле, что биржевые спекуляции – это его хобби, второе занятие, кроме основного бизнеса или службы. Так вот, статистика категорически не согласна с таким утверждением. К примеру, возмем рынок Forex  Это единственный мировой рынок, действующий 24 часа в сутки. Его ликвидность достигает 1 триллиона долларов США в день. И все это во многом благодаря возможности доступа всех желающих независимо от социального и общественномго статуса, возраста, образования и т.д.  

Уверяю вас, что по мере развития человеко-машинного интерфейса Интернет станет таким же доступным видом коммуникаций, как обычный телефон. И это произойдет гораздо раньше, чем мы себе можем представить. Думаю, что уже через пятилетку нам придется отказаться от таких громоздких устройства, как клавиатура и монитор. И тогда каждая старушка-пенсионерка и школьник-третьеклассник станут пользователями этой, уже новой, Сети и получат прямой доступ к вашим товарам и услугам. Кстати, уже сегодня появление широкополосной цифровой связи в несколько раз увеличило аудиторию Инета в вечернее время и в выходные дни.

Пока же мы говорим, что в Интернете "живет" самая активная часть населения: молодые, состоятельные (молодые и не очень) и образованные (состоятельные и не очень) люди всех полов, национальностей и вероисповеданий. Я бы мог привести вам сухие цифры интернет-статистики, подтверждающие справедливость моих слов, но не буду загромождать повествование, тем более что в предыдущей статье я говорил об этом.

Очень распространенным заблуждением является представление о том, что Интернет – это идеальная среда только для розничной торговли (на языке профессионалов b2c – business to client). Это еще один миф, от которого пора уже избавляться. Да, конечно, в силу своей массовости интернет-реклама хорошо "работает" и приносит ощутимые плоды на розничном клиенте. Однако! Можно приводить массу примеров успешного установления бизнес-отношений через Инет.

Пожалуй, самый яркий, самый характерный пример – это фирма 1С, "русский SAP", успешно выстраивающий свою систему франчайзинга посредством Сети. Можно найти примеры успешной оптовой и мелкооптовой торговли в сети. Ярким примером организации услуг в виртуальном пространстве является система электронных денег WebMoney, своеобразный "сетевой сбербанк", который, кстати, отличается от своего собрата в оффлайне гораздо большим разнообразием услуг и сервисов. Должен оговориться, что привожу примеры уникальных проектов, которые использовали преимущества сетевого пространства максимально творчески, поэтому их менеджеры и стали пионерами сетевого бизнеса, своеобразными ударниками капиталистического труда в Сети.

В общем и целом за всеми этими примерами успеха стоит одно неоспоримое преимущество сетевого бизнеса, которого нет ни у одного вида коммуникаций. Сеть – это уникальный симбиоз средств связи, массовой информации, дизайна и программного инжиниринга, свойства которого еще до конца даже не изучены, но который обеспечивает уникальную площадку для бизнес-коммуникаций.

И для России с ее территориями это имеет особую актуальность. Я даже не могу себе представить, как еще можно организовать торговые представительства во всех регионах Российской Федерации с таким минимальным уровнем затрат, как это можно сделать посредством Инета.

Резюмируем сказанное

Конечно, главный вывод здесь в том, что кибермаркетинг – это маркетинг в особом, сетевом пространстве, в котором ваш бизнес может и должен занять свою достойную нишу. Было бы большой ошибкой воспринимать Сеть как виртуальную копию реального пространства, это, скорее, "Сетевое Зазеркалье", в котором преуспевает тот, кто первый осваивает его необычные, естественно - сетевые, законы, правила и традиции.


ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN