На наши вопросы отвечает президент Российского Союза операторов Интернета Марат Гуриев.
- У Первого канала, «России», НТВ и других телекомпаний есть свои сайты – как Вы оцениваете их содержание?
- Интересное содержание у сайта РТР и канала ТВЦ. Но в целом я не почувствовал реальной формулы присутствия наших телевизионщиков в сети.
- Что Вы имеете в виду под «реальной формулой»?
- Возьмем gazeta.ru. Это более-менее признанный бренд СМИ в Интернете. Так вот, он используется на полную катушку - с учетом потенциала коллектива, который выпускает эту вещь.
- Что конкретно имеете в виду?
- Для меня Интернет – это средство доступа к человеку. Затронуло его или нет? Все эти штучки - ниспадающие, выпадающие меню – вторично. Самое главное – это содержание, которое идет от журналиста и всех участников этого сайта. РТР и ТВЦ уже почувствовали, что это специальная среда вещания. Со своим контингентом, который отличается от общей аудитории большей грамотностью, большим динамизмом, большей вовлеченностью в современную жизнь. Остальные телевизионные сайты – на один манер. Нет осознания среды.
- Ну, может быть, не хватает интерактива с ведущими?
- Дело не в интерактиве, а в концепции. Если ее нет, то ее и не видно. А ведь она должна быть – например, зарабатывания денег и развития компании в целом. Если я захожу на сайты Уимблдона или Ролан-Гаросca, у них там обязательно проходит лотерея с вручением какого-то приза. Они фактически втягивают аудиторию в анализ. «Заставляют» предсказывать результаты игр, вовлекая, таким образом, в теннис. С учетом той возможности, которая есть в Интернете, они делают аудиторию более профессиональной. «Вот, дружище, угадай будущие игры, и если ты сделаешь это лучше всех, то выиграешь телевизор...» На всех сервисах такого типа задействованы очень серьезные технологии, мощные машины, платформы, которые позволяют одновременно обрабатывать десятки тысяч посещений. И народ погружается в эту игру, не просто наблюдает за матчем, а пытается понять, куда дальше пойдет тот или иной игрок. То есть, это некоторый дополнительный аспект турнира. Такой медиа-бизнес.
Поэтому нашим телеканалам тоже надо настраиваться на ту среду, которая посещает Интернет. А они пока, к сожалению, еще не пришли к этому - просто копируют себя на новую аудиторию.
- А как Вы оцениваете дизайн телевизионных сайтов?
- Мне когда-то нравился сайт НТВ. Этим занимался «НТВ-дизайн». Но сейчас по наполнению видно, что компания переживает не самые лучшие времена. Она явно проигрывает РТР. Но для меня дизайн в Интернете - не самое главное. Это некая условность. Ведь это же не дизайн мебели, которую вы купили и используете 30 лет. Она создает атмосферу в доме. А дизайн сайта - что он создает? Есть уникальный сайт - Массачусетского технологического института. На нем раскручивается уникальный проект: хочешь осваивать курсы, которые читаются в этот институте – пожалуйста, есть специальный раздел сайта, заходи туда, бери курс и осваивай. Бесплатно! Как правило, у нас все за деньги. А что касается дизайна – так они меняют его каждую неделю. Так что, дизайн в Интернете – это очень специфический дизайн. Просто надо создать программу, которая сама будет его все время обновлять. И все.
- А как Вы прокомментируете форму подачи сайтов? Вот, например, сайт Первого канала подает себя как агентство новостей?
- Ну, он более официозный. Первый - он крутой, он самый первый. Но я хочу подчеркнуть, что форма и общий замысел – это все-таки существенно разные вещи. Поэтому, на мой взгляд, формулу, общий замысел они еще не нащупали.
- Что касается телевидения в реальном времени… Например, ты находишься на острове, но у тебя есть выход в Интернет – на каком телевизионном сайте можно легко войти в эфир и ознакомиться с тем, что сейчас происходит в стране и в мире?
- Ну, если ты на острове, то наверняка пойдешь смотреть новости на какой-нибудь раскрученный сайт, а не на сайт телевизионной компании. Те же gazeta.ru, РБК и т.д. Потому что там новости заточены ровно под Итернет-аудиторию. Они на этом и выигрывают. И когда новостной ряд идет из России, половина посещений идет из-за границы. Наши соотечественники, русскоязычная аудитория тут же забирается на российские сайты. Они хотят читать новости на родном языке.
- А общее впечатление?
- Критика критикой, а люди все-таки стремятся что-то делать. Но просто похвалить – это неправильно. Надо чтобы они втягивали российскую аудиторию в Интернет - среду с повышенной производительностью труда для всех операций с информацией. Среду, в которой 700 с лишним сайтов посвящены теме «реферат». Они сделаны не за государственные деньги, а только потому, что людям нужны рефераты. И туда ходят те, у кого не хватает учебников или денег на них. А если раскручено на эту тему 700 сайтов, значит, это кому-то нужно. Это же модель будущей России. Поэтому в нее нужно втягивать телевизионную аудиторию, а сайты телевидения реализуют это, на мой взгляд, недостаточно эффективно.
- То есть, пока для телевизионных каналов Интернет не стал надежным партнером?
- Это пока определенная дань моде. Это пока не инструмент, который раскручивает канал в сфере самой прогрессивной части населения.
- А, может, инструмент в руках уже есть, но им еще не научились пользоваться?
- Это не так просто. Знаете, что любители Интернета уже меньше смотрят телевизор? И для каналов возникает некоторая опасность. Новостную информацию легче вытащить из сети, чем потратить время на ее просмотр по телевизору. У американцев эта тенденция выражена еще более четко, чем у нас. И этот вызов надо встречать: разделять два трафика – эфирный и Интернет-трафик. Надо комплексно смотреть на эти проводящие среды – что отдать в Интернет, а что в эфир выпустить.
- Интернет-команда телеканала должна быть равноценной телевизионной команде?
- Я бы не стал давать каких-то рекомендаций. Просто вижу, что роль информационных технологий недооценена. Как это ни печально, но мы - среди стран-аутсайдеров в вопросах развития Интернета.
- Говорят, первые среди пользователей Интернетом - норвежцы?
- Да. И шведы, финны. Между ними совсем небольшая разница. Кстати, очень здорово прорвались вперед эстонцы - они среди региональных стран-лидеров. Между нами и Эстонией еще 25 стран. Они - на 25-м месте, а мы где-то на 55-м. Увы, имея нефть и газ, имея внешние источники ресурсов, Россия не превратила эти источники в дополнительное информационное преимущество для людей.
- Имеется в виду количество пользователей на количество населения?
- Есть такой интегральный показатель, который называется индекс электронной готовности, в котором количество пользователей на душу населения - лишь один из определяющих параметров.
- Сайты телеканалов – индикатор развития Интернета в стране в целом?
- Да, и пока они вяловатые. Нужно быть поактивней. И не только на информационном поле. НТВ, например - это уже бренд, РТР – тоже. Почему бы им не продавать их же символику через Интернет? Если они хотят всерьез организовать бизнес, можно придумать что угодно. Например, можно рекламировать в сети майки с эмблемой Первого канала. Или сделать магазин для любителей товаров с наклейками, изображающих героев тех или иных программ.
- То есть, это должен быть не просто телеканал, а целая медиа-группа?
- Конечно. И возможностей здесь - море.