С миру по слову - фирме реклама

31.03.2005

Российским компаниям понравилось собирать с населения свежие идеи

Ум - хорошо, два - лучше, а уж тысяча - совсем отлично. Эту нехитрую мудрость поставили на службу наши коммерсанты. Не случайно в последнее время вошло в моду устраивать акции вроде "Придумай свой вариант рекламы и пришли нам".

Конечно, возможность самовыражения - это здорово. Но вот беда: как правило, авторы свежих решений не получают за свои идеи ни копейки. Несправедливо. Поэтому в минувшем году в России зафиксировано более 300 попыток подать в суд "за незаконное использование интеллектуальной собственности". Увы, безрезультатных.

Например, давно и целеустремленно сбором идей у населения занимается столичная сеть универсамов "Пятерочка". Компания проводит акцию по сбору рекламных проектов в виде простенькой игры: "Напиши первую строку стишка, заканчивающегося ударной фразой "...

А качество в "Пятерочке"! Варианты принимаются в любом виде - почтой, по телефону, через Интернет. Объявлено, что самые удачные двустишия будут широко использованы в рекламных целях. И они действительно широко используются в ТВ-роликах, на радио и на щитах вдоль дорог... Вот только авторы слоганов со своих придумок не получают абсолютно ничего, их имена даже не указывают.

Им предлагается просто тихо гордиться тем, что они такие умные и талантливые. Ни о каких призах и уж тем более перспективах сотрудничества на коммерческой основе речь не идет - эта сторона дела в акции просто не оговаривается. Хотя на самом деле изобретение слоганов стоит очень внушительных денег.

Аналитик агентства Росбизнесконсалтинг Александр Марычев приоткрывает завесу над этим бизнесом:

- Как показывает практика, разработка базовой рекламной кампании занимает от 1 до 2 месяцев. Стоимость такого заказа, в зависимости от объема работ, сейчас колеблется от 40 до 100 тысяч долларов. Зарплата копирайтера, то есть профессионального автора слоганов, составляет в Москве не менее 2 тысяч долларов в месяц.

В среднем рекламном агентстве привлекается к проекту до трех копирайтеров. Таким образом, базовый пакет слоганов для сети универсамов "Пятерочка" должен обходится заказчику никак не менее 20 тысяч долларов...

Так это, извините, стоимость первоначальной разработки слоганов, занимающей два месяца. "Пятерочка" же, повторяем, занимается сбором идей больше 3 лет. Получается, что за счет использования бесплатной рабочей силы - "народных рекламщиков" - коммерсанты сэкономили десятки и даже сотни тысяч долларов.

Само собой, некоторые "веселые и находчивые" (как, например, москвич Сергей Шерин), увидевшие плоды своего труда в рекламе сети универсамов, обратились к руководству компании. Но их там просто поздравили и пожелали дальнейших творческих успехов.

Обиженный Шерин подал в суд, однако иск не приняли к рассмотрению, поскольку его авторское право не было нигде оформлено надлежащим образом. Ту же судьбу повторили иски еще двух авторов.

Член Московской коллегии адвокатов Константин Лебедев разъясняет ситуацию так:

- Процедура оформления авторского права на определенную интеллектуальную собственность очень проста: требуется лишь письменная форма, где указывается, скажем, определенный текст. После сверки с аналогичными документами, зарегистрированными ранее (вдруг кто-то додумался до этого первым), форма заверяется нотариусом, и человек становится законным владельцем интеллектуальной собственности.

Иначе суд просто не будет рассматривать иск, так как нет никаких доказательств авторства, допустим, слогана или логотипа.

Понятно, что "Пятерочка" - далеко не единственный сборщик ценных мыслей у населения. Производитель шоколадных батончиков "ШОК" два раза за год провел акцию, призывая присылать различные т.н. "ситуационные приколы".

Лучшие из сюжетов и были использованы в рекламе. Однако иск 15-летнего Антона Бежина, чья идея была использована в ТВ-ролике, был отклонен судом без какого бы то ни было рассмотрения - истец оказался несовершеннолетним, а, значит, бесправным.

Подобные же случаи попыток отстоять свою интеллектуальную собственность в суде связаны с российскими фирмами "Рансен", "Ред Гламур", "Звездный путь" и еще очень многими плагиаторами.

Вообще практика безвозмездного заимствования чужих идей стала в России слишком популярной. Например, писатель-сатирик Михаил Задорнов был неоднократно замечен в использовании материалов интернет-поруала anekdot.ru, куда посетители присылают истории из своей жизни.

Сам сатирик бодро утверждал со сцены, что смешные ситуации случалось либо лично с ним, либо с его знакомыми. Владельцы сайта в августе прошлого года даже вывешивали специальный призыв объединиться и подать совместный иск на Задорнова - с требованием поделиться гонорарами за выступления. Однако руки не дошли.

Но творчество писателя-сатирика - дело тонкое, свое вдохновение он черпает в окружающей его жизни, в том числе и из Интернета. А вот целевые акции торговых структур по привлечению населения в качестве бесплатного интеллектуального ресурса - это пахнет воровством. Так что пора бы и нам привыкать к простой мысли: хорошие мозги стоят кучу денег, не стоит ими делиться бесплатно.

КСТАТИ

Среди международных корпораций самые сложные отношения с авторским правом у компании Hallmark - ведущего производителя забавных открыток. На коммерсантов ежегодно подает в суд до 27 тысяч граждан разных стран, усмотревших в открыточных сюжетах свои идеи, якобы отвергнутые коммерческим отделом Hallmark.

Однако политика компании основана как раз на том, что к творческому процессу привлекаются именно непрофессионалы, которых в отдельных случаях нанимают на постоянную работу.

Северный рабочий
29 марта 2005 (46)
Константин БЛАГОДАРОВ


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке