Двигатель прогресса

06.10.2008

Как стать PR-менеджером и сколько это стоит.

Как стать PR-менеджером и сколько это стоитПрофессия PR-менеджера появилась в России сравнительно недавно, и хотя ее популярность растет день ото дня, тем не менее квалифицированных специалистов на рынке по-прежнему не хватает. Ведь все больше руководителей хотят видеть на этой должности не самоучку, а человека с профильным образованием. «НИ» выяснили, где хорошо учат на пиарщика и сколько это стоит.

Что на самом деле означает популярная сейчас аббревиатура PR (от англ. – public relations – связи с общественностью), в России пока мало кто знает. Многие до сих пор считают, что это всего лишь часть рекламы. «Сейчас пиар – это очень важная сфера бизнеса, – рассказала «НИ» директор образовательного центра Российской ассоциации по связям с общественностью Алла Некрашевич. – Пиар предполагает создание особого ресурса – имиджа компании. Большинство руководителей уже начинают понимать, что репутация фирмы существенно влияет на ее доходы. Поэтому теперь специалисты по пиару есть в любой крупной структуре». Правда, эксперты предупреждают: в большинстве случаев рассчитывать на большую зарплату начинающим PR-менеджерам не стоит. Начинается она от 500 долларов. Правда, со временем ежемесячный доход пиарщика может вырасти и до 7 тыс. у.е.

На пути к диплому

Чтобы всерьез овладеть профессией пиарщика и максимально эффективно использовать все свои возможности, необходимо получить профильное образование. К тому же только грамотный педагог может объяснить, какими способами можно быстрее добиться желаемого результата. Ведь с помощью недобросовестного пиара можно запросто загубить дело и навсегда разрушить репутацию компании. Конечно, лучше всего овладеть профессией можно в институте. Как правило, вступительные экзамены на отделения по связям с общественностью не отличаются от экзаменов на гуманитарные факультеты. Надо написать сочинение, сдать иностранный язык (как правило, английский), иногда историю, а в некоторых вузах еще и пройти собеседование, ведь часто PR не является отдельным факультетом, а входит в состав предметов, которые поступивший может изучать. Так, например, в МГУ им. Ломоносова овладеть этой профессией можно, поступив на факультет журналистики, где PR является одним из направлений, в области которых готовят специалистов.

Выбирая эту профессию, нужно понимать, что, прежде всего, она творческая, а значит, требует определенных личных качеств. Поэтому практически во всех вузах абитуриентам придется пройти еще и тест, который поможет выявить творческие наклонности. «При выборе этой профессии стоит помнить, какие именно качества в ней большего всего ценятся, – пояснила «НИ» г-жа Некрашевич. – Работа пиарщика связана в основном с общением с людьми, а значит, специалист в этой области должен быть коммуникабельным и эрудированным. В наше время важна и скорость работы. Однако если человек не считает себя очень общительным, это не значит, что ему закрыт путь в PR. Например, он может выбрать такие профессии, как спичрайтер или копирайтер, то есть заниматься составлением речей для выступления руководителя или, скажем, слоганов для рекламных кампаний».

Снова за учебники

На пиарщика в вуз могут поступить и люди, желающие получить второе высшее образование. Правда, этот вариант подходит далеко не всем. «Все дело в том, что срок обучения на втором высшем колеблется от 2 до 4 лет, – объяснила «НИ» директор Школы политики и бизнеса Кристина Москалева. – У многих просто нет желания тратить столько времени на учебу. Получив первое высшее образование и какую-то теоретическую базу, хочется больше практических занятий. Тем, кто не желает долго ждать, лучше всего пойти на курсы». Кстати, у них самое разное расписание. Можно заниматься днем или вечером. Нередко там учатся студенты 4 и 5-го курсов, которые помимо основной профессии хотят еще и овладеть навыками пиара.

При записи на занятия стоит обратить внимание, на кого они рассчитаны. По ошибке можно попасть не на курсы, а на тренинги и семинары для руководителей и специалистов в этой области. «По окончании таких курсов, как и в любом вузе, сдается дипломная работа и экзамен, после которого выпускнику вручается государственный диплом о профессиональной переподготовке», – отметила «НИ» г-жа Москалева. Стоимость обучения там зависит от программы и продолжительности занятий. Большинство курсов рассчитаны на 6 или 9 месяцев. Обойдутся эти уроки от 12 до 40 тыс. рублей за весь курс. В любом случае это дешевле, чем получать второе высшее, которое стоит от 36 до 200 тыс. рублей в год в зависимости от вуза.

Но все же стоит отметить, что первое высшее образование дает обширные теоретические знания, которые очень нужны специалистам в этой области. Курсы и второе высшее больше внимания уделяют практике. «При необходимости некоторые теоретические знания слушателям придется получить самостоятельно, – отметила «НИ» г-жа Некрашевич. – Хотя преподаватели на курсах могут посоветовать книги и учебники, которые стоит изучить».

Все краски рекламы

Так сложилось, что задачи российских PR-менеджеров несколько отличаются от задач их западных коллег. Отечественным пиарщикам работать сложнее, ведь времени на продвижение компании выделяется намного меньше, чем на Западе, а задачи стоят более широкие. В результате российские специалисты периодически прибегают и к запретным приемам, которые их зарубежные коллеги никогда бы не применили. Во многом это тоже связано с тем, что нашим пиарщикам попросту не хватает знаний, причем не только своей профессии, но и закона. Из-за этого в России до сих пор можно встретить практически все разновидности пиара.

Так, практически каждый россиянин слышал о «черном PR». Его принцип – распространение негативной информации о конкуренте. В этом виде пиара трудно найти хоть слово правды, ведь даже если его деятельность направлена на повышение имиджа компании, «черные пиарщики» часто используют непроверенную, откровенно лживую информацию.

«Желтый PR» ставит своей главной целью привлечение внимания к своей компании любыми средствами. Основная задача «желтых пиарщиков» – шокировать людей. Для этого используются шокирующие публикации в прессе и даже «раскручивание» сексуальных скандалов.

«Серый PR» привлекает внимание к компании как бы невзначай, его источник неизвестен. При этом то, какая информация распространяется – положительная или отрицательная – не имеет значения. То есть «серые пиарщики» могут распространять негативную информацию о конкуренте и положительную о своей компании без откровенной лжи об источнике информации.

«Белый PR» – полностью открытая реклама, направленная только на продвижение своего продукта и рассказывающая о его реальных достоинствах. Нередко людям требуется Self PR – «раскручивание» себя самого, нередко анонимное. Иногда заметно продвинуть компанию удается с помощью так называемого «вирусного PR». Термин «вирусный» означает в этом контексте автономное распространение. Пиарщики пользуются стремлением людей поделиться интересной информацией с друзьями и знакомыми. Для этого они заводят, например, разговоры о компании в метро или обсуждают новую продукцию на форумах в Интернете.

ЕВГЕНИЯ СЕМЕНОВА
Новые Известия


4102
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :