Вход | Регистрация
ГлавнаяАналитические материалы по маркетингу, рекламе и PR ... СтатьиРекламный рынок → Как не стать неандертальцем

Как не стать неандертальцем

Рынок рекламы и СМИ в кризис пострадает наиболее серьезно. Выживут агентства и издания, сумевшие провести тщательную ревизию собственных подходов, проявить гибкость и найти оптимальные формы взаимодействия.

Рекламный рынок одним из первых отреагировал на кризисные явления в экономике. Как только компании почувствовали спад объемов продаж или ухудшение мировой конъюнктуры, они тут же начали снижать расходы на рекламу, а некоторые вообще свернули рекламные кампании. По данным международной исследовательской группы TNS Gallup AdFact, за 2008 год рынок печатной рекламы в Уральском федеральном округе вырос всего на 8%, тогда как в 2007 году — на 34%. Чтобы обсудить возможные сценарии развития рекламного бизнеса и способы взаимодействия участников этого рынка, журнал «Эксперт-Урал» совместно с газетой «Коммерсантъ-Урал» при партнерстве рекламного агентства «Восход» провел конференцию «Рекламные стратегии крупнейших уральских компаний в 2009 году».

Неоднозначный прогноз

Руководители средств массовой информации, рекламных агентств, PR-служб, входя в зал, оптимизма не излучали: сокращение рекламных бюджетов — главная повестка дня для этого вида бизнеса. Однако уже первые выступления показали: кризис на рекламную политику компаний воздействует крайне неравномерно. К примеру, большинство представителей крупного бизнеса не заявляют о резком урезании бюджетов, изменения касаются в основном качественных характеристик рекламной политики.

— Мы будем пересматривать некоторые подходы, в частности более четко ставить приоритеты во взаимодействии со СМИ. Они сместились в сторону тех, кто в состоянии предложить наиболее качественный информационный продукт на приемлемых условиях, — описывает суть изменений Татьяна Макогонова, начальник службы по связям с общественностью Свердловской железной дороги.

Корректировка бюджетов других компаний будет связана с плановым изменением бизнес-задач. Так, один их крупнейших на Урале рекламодателей универсальный оператор связи Utel от этапа работы, связанного с формированием спроса на высокотехнологичные услуги, максимальным охватом аудитории, ростом доли рынка, переходит к «точечному воздействию» — так называемой персонификации. Новые задачи диктуют и новые подходы к продвижению, рассказывает директор департамента управления брендом и торговыми марками ОАО «Уралсвязьинформ» Лара Гинзбург-Франц:

— В этом году мы провели ревизию рекламного бюджета, чтобы организовать работу по принципу конкретное предложение — конкретному потребителю. Например, для продвижения таких услуг, как интернет, IP-телефония, Utel.TV, требуется использование узких и сегментированных каналов. Здесь больше будут задействованы собственные ресурсы: сайты, sms-рассылки, информация на счетах. Что касается продвижения услуг сотовой связи, то мы по-прежнему будем пользоваться традиционными каналами коммуникаций — телевидением, радио, наружной рекламой: конкуренция в этом сегменте жесткая, и от массовых носителей уходить нельзя. Локомотивом продаж в этом году станут интернет-услуги. Мы достаточно сил и средств потратили на информирование аудитории: объясняли, что такое новые услуги — широкополосный доступ, сеть NGN, цифровое интерактивное телевидение, для чего они нужны, как с ними работать. Сейчас рынок подготовлен, и мы можем позволить себе от этих затрат отойти.

Безусловно, есть группы рекламодателей, вынужденные изменить концепции в связи с кризисом. В первую очередь это касается банковского сектора. По словам директора по рекламе и связям с общественностью УБ УРСА Банка Анны Красновой, в этом году банки вероятнее всего будут тратить минимум средств на продвижение продуктов:

— Главная задача банков — сохранить капитал и качество активов. Исходя из этого банки будут выбирать одну из трех возможных стратегий. Первую я бы назвала «консервация» — минимизация потерь и сохранение бизнеса для послекризисного развития. Вторая — усиление позиций на рынке за счет притока клиентской базы от ослабленных кризисом конкурентов. Третья — увеличение доли рынка за счет активного приобретения других банков, точек продаж или отдельных активов. Думаю, концепции рекламы и PR будут сосредоточены в большей степени на сохранении и подъеме уровня известности банков, информационном сопровождении процессов слияний и поглощений. Очевидно, что все будут больше внимания уделять вопросам сохранения доверия к банкам со стороны инвесторов, вкладчиков, повышению их лояльности.

Серьезную корректировку бизнес-планов провели и автодилеры. По словам Анны Бахтиной, директора по маркетингу компании «Авто Плюс», вероятнее всего, в этом году компания не будет, как прежде, строить новые дилерские центры, а бюджеты на рекламу уменьшит до 50%.

Наибольший урон бизнеса понесли региональные компании среднего и малого уровня, особенно остро это чувствуется в таком сегменте, как оптовая торговля, которая выживает за счет объемов. В условиях падения спроса некоторые ниши серьезно сузятся, поставлять товар небольшими партиями станет невыгодно.

Однако сегмент товаров первой необходимости и особенно продуктов питания — ключевой с точки зрения объемов — пострадал меньше всего.

— Когда недостаточно средств, люди, возможно, откажутся от приобретения новой техники, но оставят деньги на продукты питания. Если уж и этот рынок окажется под ударом, нам придется говорить не о некоторых негативных последствиях для рекламного бизнеса, а о серьезных социальных проблемах, — объясняет причины генеральный директор Российской Ассоциации рекламодателей Федор Борисов. 

Отложенное ухудшение

Оказалось, что эксперты в области рекламного рынка ожидали более существенного перераспределения объемов потребления продуктов питания и товаров первой необходимости внутри сегментов: от суперпремиума к премиуму, а от него — к эконом-классу.

— К некоторому удивлению, на данный момент такая тенденция прослеживается только по очень незначительному количеству товарных групп, люди продолжают потреблять продукты, к которым они привыкли, — констатирует Федор Борисов.

Эти выводы подтверждают и результаты исследований. Так, по словам Андрея Боголепова, генерального директора Центра ExMedia, проанализировавшего потребление в крупных городах Урала, он ожидал ухудшения реакции потребителей:

— В четвертом квартале 2008 года люди не оценивали собственное материальное положение как ухудшившееся. В отношении затрат, планов покупок мы тоже фактически не видим никаких перемен, кроме обычных сезонных колебаний. Несущественно изменились и настроения потребителей, связанные с вложениями в бытовую технику и электронику: не менее половины опрошенных ответили, что никакого влияния на их планы кризис не оказывает, только 25 — 30% говорили о том, что от покупок придется отказаться или отложить их на время. В принципе это вполне естественный результат. На протяжении всех последних лет в крупных городах наблюдался рост и доходов, и потребления. Если ориентироваться на итоги опросов, то реальные доходы стабильно росли на 20 — 30% в год.

Понятно, что такая картина сложилась далеко не на всех территориях и населенных пунктах. По мнению генерального директора консалтинговой группы «Активные формы» Юрия Афанасьева, более уверенно чувствуют себя жители мегаполисов с диверсифицированной экономикой, в которых можно найти работу:

— Помимо лучшей экономической ситуации по сравнению с малыми городами, оптимизм людей там поддерживает кредитный рынок: у многих на руках есть кредитные карты с открытыми лимитами и невысокими ставками, которые устанавливали региональные банки. Вот когда эти лимиты закончатся, а московские банки, которые пришли на рынок через покупку региональных учреждений, не будут выдавать их на прежних условиях, люди быстро пересмотрят свои оценки.

Организованно спасайтесь

С тем, что тенденция временная, согласилось большинство участников конференции.

— Во-первых, у людей еще есть некоторый запас средств. Во-вторых, в России не очень принято заранее экономить, мы решаем проблемы по факту их возникновения. Я думаю, некоторое перераспределение между сегментами произойдет к весне этого года, — прогнозирует Федор Борисов.

Естественно, все это отразится на состоянии рекламного рынка и рынка средств массовой информации. К сожалению, масштабы влияния можно оценить пока весьма приблизительно.  

Очевидно, что наружная реклама попадет под удар первой: контент в этом сегменте достаточно дорог. Сложный период ожидает телевизионную рекламу: Национальная Ассоциация телерадиовещателей прогнозирует падение объемов минимум на 20%. Вероятно, несколько меньше пострадает рынок печатных СМИ, хотя и здесь тенденции неоднородны: «На мой взгляд, наибольшее падение будет у СМИ, которые жили исключительно на платном контенте. Мы знаем, что есть издания, у которых 100% статей представляли собой оплаченные материалы. Часть из них не переживет кризис и просто уйдет с рынка», — считает Юрий Афанасьев.

Естественно, всех участников рынка рекламы и СМИ волнует вопрос стратегии выживания в новых условиях. Приведем несколько, на наш взгляд, полезных рецептов, озвученных на конференции.

Анна Краснова считает, что на самом деле они одинаковы для любых сегментов,
рынков и компаний — это снижение затрат, сохранение рыночной ниши, обеспечивающей устойчивый денежный поток, и ключевого состава команды.

Федор Борисов рекомендует учиться гибкости прежде всего в вопросах ценообразования:

— Сегодня некоторые участники рынка не до конца понимают, что кризис — не то время, когда нужно срочно взвинтить цены и получить от этого краткосрочную выгоду. Единственный способ выживания в кризисе — это способность гибкого взаимодействия. Человек существо разумное — только поэтому в процессе эволюции выжил он, а не физически более сильные неандертальцы. Неандертальцы в бизнесе тоже рискуют уйти в прошлое. Посмотрите, что происходит на рынке труда. Да, компании сокращают персонал, но при этом они не отказываются от сотрудников в принципе: урезают рабочий день, людей отправляют во временный отпуск и так далее. Они помнят, какой ценой еще недавно хороший сотрудник давался компании. Такую же позицию должны занять участники рекламного рынка: надо искать формы взаимодействия, которые бы устраивали обе стороны. Это касается и вопросов цены, и условий заключаемых договоров, и степени взаимного уважения и доверия. Не надо бить в набат и кричать «спасайся кто может». Надо просто выстраивать стратегии исходя из существующих реалий.

Ирина Перечнева,
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт Урал»

Комментарии

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке

Контекстная реклама


Рубрики


Календарь

«
Декабрь 2016 г.
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Интервью

Harbour.Space Barcelona доверил разработку бренда дизайнерам из российской глубинки
29.11.2016 | Брендинг | Директора
Интервью с креативным директором агентства «I am» Андреем Брохман.
Logitech: ребрендинг как переосмысление
02.09.2015 | Брендинг | Директора
Интервью с генеральным директором Logitechв России Романом Мониным.
Сегодня квесты взрывают рынок развлечений
17.07.2015 | Интернет | Директора
Интервью с Артемом Лузгиным, основателем и сценаристом региональной сети escape-квестов «Изоляци

Обсуждения: Новые комментарии

ЕкатеринаДизайн новогодней открытки ...
Здравствуйте, готова выполнить макет. Какой бюджет? Сайт:http://esd.graphics/ ...
ГостьThor Group ...
Олежка Батраченко обычный жулик. Обманул людей и живет на их деньги спокойно. Его номер телефона +79687567575. Живет на Рублевке ...
Максим ШульгинАвиакомпания "Аэрофлот" шокирова ...
Спасибо! Не вычитали исходный текст http://avia.pro/news/aviakompaniya-aeroflot-shokirovala-klientov-reklamoy-s-krematoriem Испр ...
ГостьХотите, чтобы ваши дети были спо ...
Отличные результаты! ...
ГостьХотите, чтобы ваши дети были спо ...
Пока есть такие, как вы, есть надежда. ...