Михалков заработал на воздушном шоколаде
Это сейчас Михаил Боярский кривит губы, когда ему, бывшему мушкетеру, предлагают рекламировать пиво или кетчуп. А в далеких семидесятых годах он послушно улыбался в камеру и предлагал советским гражданам приобрести лакированный стол. А если хватит денег, то еще и стенку. Олег Басилашвили работал на той же ниве. Только вместо мебели он рекламировал первые советские магнитофоны. Режиссеры той рекламы готовы грудью встать на защиту своих актеров.
— Знаете, снимать рекламу в те времена было интересно, — рассказывает Сергей Бондарчик, который с 1972 года почти двадцать лет был художественным руководителем объединения рекламных фильмов «Ленинградской студии документалистики». — Чтобы сделать первый ролик, мы изучали опыт США. В 70-х годах у нас была такая организация — «Внешторг реклама». Ее сотрудники привозили в СССР лучшие рекламные ролики мира, которые занимали первые места на фестивалях в Каннах и Венеции. На их основе мы снимали рекламу советских телевизоров и магнитофонов, тканей и пуговиц. Именно эти вещи чаще всего рекламировали в СССР.
Первый рекламный ролик сняли в Ленинграде аккурат 1 апреля 1972 года. Гражданам Страны Советов предлагали отведать только появившийся воздушный шоколад. Сценарий этой рекламы писал сам Никита Михалков. За что и получил 200 рублей.
— Показывать рекламу по телевизору было запрещено. Ее крутили в кинотеатрах перед сеансами, — вспоминает режиссер первых советских роликов Иосиф Трахтенгерц. — Именно поэтому та реклама кардинально отличалась от современной. Нынешние телевизионные ролики должны держать человека в постоянном напряжении, иначе он переключит канал или просто уйдет. А в кинотеатре такого выбора нет. Поэтому бить человека по голове громким звуком, частой сменой кадров было необязательно. Мы делали спокойные ролики. Наша реклама была изящной. Конечно, мы старались, чтобы в кадре этого маленького фильма был известный человек. А сейчас в рекламе может сняться любой, кто имеет красивое тело.
«После этой рекламы Высоцкий меня возненавидел»
С красивыми телами в советской рекламе была напряженка. Сергей Бондарчик с трудом вспоминает лишь один случай, когда перед камерой оказалась полуобнаженная девушка. Она рекламировала женское белье, а потому набросила на плечи лишь прозрачную накидку. Потерявшие совесть операторы снимали девушку против солнца. Сергей Бондарчик говорит, что девушка была так красива, что ролик неожиданно для всех прошел цензуру. В остальной советской рекламе эротикой и не пахло.
— Знаете, чем многих режиссеров и актеров привлекала реклама? В отличие от игрового кино, она не так сильно была завязана на идеологии, от которой аж зубы сводило, — говорит Сергей Бондарчик.
Впрочем, он лукавит. На уже готовых рекламных роликах не раз ставили крест, а проштрафившимся режиссерам безжалостно указывали на дверь. Так произошло и с известным ленинградским режиссером Виктором Петровым. Он додумался снять в рекламе опального Владимира Высоцкого. За что и был наказан.
— Высоцкий приехал в 1975 году в Ленинград на гастроли. Я с ним встретился и предложил написать сценарий для рекламы ювелирных украшений со знаками зодиака. Рекламный ролик для «Русских самоцветов» должен был снимать режиссер Петров. У Высоцкого тогда совсем не было денег, и он за 200 рублей согласился написать песню. Она длилась аж пять минут. А нам был нужен ролик на минуту. Сокращать Высоцкого было больно. Думаю, что после этой рекламы он меня возненавидел, — с гордостью рассказывает Сергей Бондарчик.
Идея ролика была проста: Высоцкий за кадром поет свою песню, а актеры перед камерой изображают знаки зодиака. Но и в этой простоте чиновники Госкино СССР нашли крамолу. Главным недостатком рекламы назвали самого Владимира Семеновича, от которого, как известно, всего можно было ожидать. Но последний гвоздь в карьеру режиссера Петрова забил вовсе не Высоцкий. Во всех бедах оказался виноват красный Лев.
— Чтобы зрителям было легче отличать знаки зодиака, каждому из них мы присвоили свой цвет. Так, Лев у нас стал красным. Вскоре Виктора Петрова вызвали на ковер и спросили: «Разве вы не знаете, что красный — это цвет СССР? Неужели вы хотите сказать, что Страна Советов — это такой же хищник, как и лев?», — вспоминает Бондарчик.
После того, как режиссер послушно вырезал красного Льва, ролик приняли. А Высоцкому от «Русских самоцветов» даже сделали подарок. Не потребовав ни копейки, ювелиры увеличили диаметр трех колец с изумрудами, которые принадлежали Марине Влади.
Опасной в 70-е годы назвали даже вполне невинную рекламу тканей. Одному из сотрудников Госкино СССР почудилось, что в ролике режиссера Иосифа Трахтенгерца есть желто-голубые цвета флага гетмана Украины Петлюры. Правда, деньги за запрещенный ролик Трахтенгерц все-таки получил.
Как украсть Рубенса из Эрмитажа
Вопреки, а может быть, и благодаря бдительным работникам Госкино, снимать рекламу было делом веселым. По крайней мере, так утверждает Бондарчик. С ним тут же соглашается режиссер Трахтенгерц и доверительно сообщает, что после съемок в Эрмитаже он даже вынес из музея одну «картину» Рубенса.
— Это была реклама факсимильных репродукций. Покупать оригиналы картин тогда было неэтично, а видеть красоту хотелось всем, — начал издалека режиссер. — И вот мы решили поставить в кадре две картины Рубенса: оригинал и факсимильную копию, чтобы показать советским гражданам, мол, разницы никакой и нет. Но, если честно, копия смотрелась убого. Тогда мы напечатали еще одну факсимильную репродукцию, вставили ее в раму и выдали за оригинал. В итоге в кадре люди увидели две одинаковые картины. Никто, кроме нас, не знал, что обе они — лишь копии. Закончив съемку, мы сняли обе репродукции со стены и не спеша отнесли в машину. Сзади шептались, что мы крадем Рубенса. Но никто нас так и не остановил. При желании могли бы унести и подлинник.
Трахтенгерц улыбается. Вспоминать рекламное прошлое ему явно нравится. Чего не скажешь об актерах, которые не брезговали сниматься в роликах. Прежде чем согласиться на участие в рекламе магнитофонов, Олег Басилашвили долго спрашивал разрешения у жены. Последняя считала, что не мужнее это дело — сниматься в рекламе. Но, поупрямившись, разрешение все-таки дала.
— Я ничего об этом не помню. Ну, может быть, я и снимался когда-то в рекламе. Если это было, значит, в тот момент мне это казалось интересным. Главное, что сейчас не имею к рекламе никакого отношения. Это понижает статус артиста. Да мне никто и не предлагает теперь сниматься в рекламе, — коротко ответил Басилашвили.
Михаил Боярский признался, что снимался в двух советских рекламах. За каждую из них получил около пяти рублей.
— Я был студентом, мне так нужны были деньги, — словно извиняясь за что-то, сказал Боярский. — В первом ролике я рекламировал слоисто-продольный пластик. Это материал, из которого делали кухни. Во время съемок «Собаки на сене» ко мне подошел какой-то режиссер и предложил часа за два сняться в этой рекламе. Я согласился. Потом была реклама мебели. Больше за собой ничего такого не помню.
Михаила Боярского и сейчас зовут в рекламу. Чтобы отвязаться от настойчивых режиссеров, бывший мушкетер просит за свое участие миллион долларов.
Катерина Кузнецова
Слоганы Советской рекламы
- Антикварные магазины города. «Вы скажете, так не бывает? Действительно, таких захламленных чердаков уже не найти. Потому что мы знаем, как разумнее всего избавиться от старинных вещей».
- Автомагнитола «АМ-301». «Подумайте, нужна ли она вашей машине».
- Автоприцепы «Скиф». «В дороге мы чувствуем себя как дома, потому что дом путешествует вместе с нами. Автоприцепы «Скиф» — это наш дом в дороге».
- Радиоприемник «Сокол-404». «На старте предолимпийского сезона. Радиоприемнику «Сокол-404», обладающему высокими акустическими параметрами, присвоено право выпуска с олимпийской символикой».
- Кварцевые часы «Чайка». «Работают в течение года на одной батарейке. И это факт».
- Портативный телевизор «Юность-402». «С успехом может стать вторым телевизором в доме».
Лучшие рекламные слоганы XX века
- Сигареты «Кэмэл»: «Я бы милю прошел ради “Кэмэл”». 1921 год. США. Звездой упаковки сигарет стал самый известный верблюд мира Джо.
- Кока-кола: «Люди всех полов, слоев и возрастов пьют кока-колу». 1931 год. США. Лицом напитка стал Санта-Клаус. Фактически создатели рекламы подарили Америке Санта-Клауса, ведь до 1930-х годов никто не знал толком, как он выглядит.
- Драже М&М's: «Тает во рту, а не в руках». 1954 год. США. Эта известнейшая фраза сподвигла независимых экспертов на исследование, в ходе которого было доказано, что М&М's по сравнению с другими шоколадками вовсе не такие жароустойчивые, как утверждается в рекламе.
- Джинсы «Кельвин Кляйн»: «Знаете, что между мной и моими «Кельвинами»? Ничего!». 1970 год. США. Слоган неофициально вошел в список самых скандальных в мире.
Это сейчас Михаил Боярский кривит губы, когда ему, бывшему мушкетеру, предлагают рекламировать пиво или кетчуп. А в далеких семидесятых годах он послушно улыбался в камеру и предлагал советским гражданам приобрести лакированный стол. А если хватит денег, то еще и стенку. Олег Басилашвили работал на той же ниве. Только вместо мебели он рекламировал первые советские магнитофоны. Режиссеры той рекламы готовы грудью встать на защиту своих актеров.
— Знаете, снимать рекламу в те времена было интересно, — рассказывает Сергей Бондарчик, который с 1972 года почти двадцать лет был художественным руководителем объединения рекламных фильмов «Ленинградской студии документалистики». — Чтобы сделать первый ролик, мы изучали опыт США. В 70-х годах у нас была такая организация — «Внешторг реклама». Ее сотрудники привозили в СССР лучшие рекламные ролики мира, которые занимали первые места на фестивалях в Каннах и Венеции. На их основе мы снимали рекламу советских телевизоров и магнитофонов, тканей и пуговиц. Именно эти вещи чаще всего рекламировали в СССР.
Первый рекламный ролик сняли в Ленинграде аккурат 1 апреля 1972 года. Гражданам Страны Советов предлагали отведать только появившийся воздушный шоколад. Сценарий этой рекламы писал сам Никита Михалков. За что и получил 200 рублей.
— Показывать рекламу по телевизору было запрещено. Ее крутили в кинотеатрах перед сеансами, — вспоминает режиссер первых советских роликов Иосиф Трахтенгерц. — Именно поэтому та реклама кардинально отличалась от современной. Нынешние телевизионные ролики должны держать человека в постоянном напряжении, иначе он переключит канал или просто уйдет. А в кинотеатре такого выбора нет. Поэтому бить человека по голове громким звуком, частой сменой кадров было необязательно. Мы делали спокойные ролики. Наша реклама была изящной. Конечно, мы старались, чтобы в кадре этого маленького фильма был известный человек. А сейчас в рекламе может сняться любой, кто имеет красивое тело.
«После этой рекламы Высоцкий меня возненавидел»
С красивыми телами в советской рекламе была напряженка. Сергей Бондарчик с трудом вспоминает лишь один случай, когда перед камерой оказалась полуобнаженная девушка. Она рекламировала женское белье, а потому набросила на плечи лишь прозрачную накидку. Потерявшие совесть операторы снимали девушку против солнца. Сергей Бондарчик говорит, что девушка была так красива, что ролик неожиданно для всех прошел цензуру. В остальной советской рекламе эротикой и не пахло.
— Знаете, чем многих режиссеров и актеров привлекала реклама? В отличие от игрового кино, она не так сильно была завязана на идеологии, от которой аж зубы сводило, — говорит Сергей Бондарчик.
Впрочем, он лукавит. На уже готовых рекламных роликах не раз ставили крест, а проштрафившимся режиссерам безжалостно указывали на дверь. Так произошло и с известным ленинградским режиссером Виктором Петровым. Он додумался снять в рекламе опального Владимира Высоцкого. За что и был наказан.
— Высоцкий приехал в 1975 году в Ленинград на гастроли. Я с ним встретился и предложил написать сценарий для рекламы ювелирных украшений со знаками зодиака. Рекламный ролик для «Русских самоцветов» должен был снимать режиссер Петров. У Высоцкого тогда совсем не было денег, и он за 200 рублей согласился написать песню. Она длилась аж пять минут. А нам был нужен ролик на минуту. Сокращать Высоцкого было больно. Думаю, что после этой рекламы он меня возненавидел, — с гордостью рассказывает Сергей Бондарчик.
Идея ролика была проста: Высоцкий за кадром поет свою песню, а актеры перед камерой изображают знаки зодиака. Но и в этой простоте чиновники Госкино СССР нашли крамолу. Главным недостатком рекламы назвали самого Владимира Семеновича, от которого, как известно, всего можно было ожидать. Но последний гвоздь в карьеру режиссера Петрова забил вовсе не Высоцкий. Во всех бедах оказался виноват красный Лев.
— Чтобы зрителям было легче отличать знаки зодиака, каждому из них мы присвоили свой цвет. Так, Лев у нас стал красным. Вскоре Виктора Петрова вызвали на ковер и спросили: «Разве вы не знаете, что красный — это цвет СССР? Неужели вы хотите сказать, что Страна Советов — это такой же хищник, как и лев?», — вспоминает Бондарчик.
После того, как режиссер послушно вырезал красного Льва, ролик приняли. А Высоцкому от «Русских самоцветов» даже сделали подарок. Не потребовав ни копейки, ювелиры увеличили диаметр трех колец с изумрудами, которые принадлежали Марине Влади.
Опасной в 70-е годы назвали даже вполне невинную рекламу тканей. Одному из сотрудников Госкино СССР почудилось, что в ролике режиссера Иосифа Трахтенгерца есть желто-голубые цвета флага гетмана Украины Петлюры. Правда, деньги за запрещенный ролик Трахтенгерц все-таки получил.
Как украсть Рубенса из Эрмитажа
Вопреки, а может быть, и благодаря бдительным работникам Госкино, снимать рекламу было делом веселым. По крайней мере, так утверждает Бондарчик. С ним тут же соглашается режиссер Трахтенгерц и доверительно сообщает, что после съемок в Эрмитаже он даже вынес из музея одну «картину» Рубенса.
— Это была реклама факсимильных репродукций. Покупать оригиналы картин тогда было неэтично, а видеть красоту хотелось всем, — начал издалека режиссер. — И вот мы решили поставить в кадре две картины Рубенса: оригинал и факсимильную копию, чтобы показать советским гражданам, мол, разницы никакой и нет. Но, если честно, копия смотрелась убого. Тогда мы напечатали еще одну факсимильную репродукцию, вставили ее в раму и выдали за оригинал. В итоге в кадре люди увидели две одинаковые картины. Никто, кроме нас, не знал, что обе они — лишь копии. Закончив съемку, мы сняли обе репродукции со стены и не спеша отнесли в машину. Сзади шептались, что мы крадем Рубенса. Но никто нас так и не остановил. При желании могли бы унести и подлинник.
Трахтенгерц улыбается. Вспоминать рекламное прошлое ему явно нравится. Чего не скажешь об актерах, которые не брезговали сниматься в роликах. Прежде чем согласиться на участие в рекламе магнитофонов, Олег Басилашвили долго спрашивал разрешения у жены. Последняя считала, что не мужнее это дело — сниматься в рекламе. Но, поупрямившись, разрешение все-таки дала.
— Я ничего об этом не помню. Ну, может быть, я и снимался когда-то в рекламе. Если это было, значит, в тот момент мне это казалось интересным. Главное, что сейчас не имею к рекламе никакого отношения. Это понижает статус артиста. Да мне никто и не предлагает теперь сниматься в рекламе, — коротко ответил Басилашвили.
Михаил Боярский признался, что снимался в двух советских рекламах. За каждую из них получил около пяти рублей.
— Я был студентом, мне так нужны были деньги, — словно извиняясь за что-то, сказал Боярский. — В первом ролике я рекламировал слоисто-продольный пластик. Это материал, из которого делали кухни. Во время съемок «Собаки на сене» ко мне подошел какой-то режиссер и предложил часа за два сняться в этой рекламе. Я согласился. Потом была реклама мебели. Больше за собой ничего такого не помню.
Михаила Боярского и сейчас зовут в рекламу. Чтобы отвязаться от настойчивых режиссеров, бывший мушкетер просит за свое участие миллион долларов.
Катерина Кузнецова
Слоганы Советской рекламы
- Антикварные магазины города. «Вы скажете, так не бывает? Действительно, таких захламленных чердаков уже не найти. Потому что мы знаем, как разумнее всего избавиться от старинных вещей».
- Автомагнитола «АМ-301». «Подумайте, нужна ли она вашей машине».
- Автоприцепы «Скиф». «В дороге мы чувствуем себя как дома, потому что дом путешествует вместе с нами. Автоприцепы «Скиф» — это наш дом в дороге».
- Радиоприемник «Сокол-404». «На старте предолимпийского сезона. Радиоприемнику «Сокол-404», обладающему высокими акустическими параметрами, присвоено право выпуска с олимпийской символикой».
- Кварцевые часы «Чайка». «Работают в течение года на одной батарейке. И это факт».
- Портативный телевизор «Юность-402». «С успехом может стать вторым телевизором в доме».
Лучшие рекламные слоганы XX века
- Сигареты «Кэмэл»: «Я бы милю прошел ради “Кэмэл”». 1921 год. США. Звездой упаковки сигарет стал самый известный верблюд мира Джо.
- Кока-кола: «Люди всех полов, слоев и возрастов пьют кока-колу». 1931 год. США. Лицом напитка стал Санта-Клаус. Фактически создатели рекламы подарили Америке Санта-Клауса, ведь до 1930-х годов никто не знал толком, как он выглядит.
- Драже М&М's: «Тает во рту, а не в руках». 1954 год. США. Эта известнейшая фраза сподвигла независимых экспертов на исследование, в ходе которого было доказано, что М&М's по сравнению с другими шоколадками вовсе не такие жароустойчивые, как утверждается в рекламе.
- Джинсы «Кельвин Кляйн»: «Знаете, что между мной и моими «Кельвинами»? Ничего!». 1970 год. США. Слоган неофициально вошел в список самых скандальных в мире.