Темное рекламное прошлое

07.05.2009

Фестиваль советской рекламы «Диафильм» показал, как известные актеры в молодости зарабатывали деньги. О таком прошлом многие из них сегодня предпочитают не вспоминать.

Михалков заработал на воздушном шоколаде

Темное рекламное прошлоеЭто сейчас Михаил Боярский кривит губы, когда ему, бывшему мушкетеру, предлагают рекламировать пиво или кетчуп. А в далеких семидесятых годах он послушно улыбался в камеру и предлагал советским гражданам приобрести лакированный стол. А если хватит денег, то еще и стенку. Олег Басилашвили работал на той же ниве. Только вместо мебели он рекламировал первые советские магнитофоны. Режиссеры той рекламы готовы грудью встать на защиту своих актеров.

— Знаете, снимать рекламу в те времена было интересно, — рассказывает Сергей Бондарчик, который с 1972 года почти двадцать лет был художественным руководителем объединения рекламных фильмов «Ленинградской студии документалистики». — Чтобы сделать первый ролик, мы изучали опыт США. В 70-х годах у нас была такая организация — «Внешторг реклама». Ее сотрудники привозили в СССР лучшие рекламные ролики мира, которые занимали первые места на фестивалях в Каннах и Венеции. На их основе мы снимали рекламу советских телевизоров и магнитофонов, тканей и пуговиц. Именно эти вещи чаще всего рекламировали в СССР.

Первый рекламный ролик сняли в Ленинграде аккурат 1 апреля 1972 года. Гражданам Страны Советов предлагали отведать только появившийся воздушный шоколад. Сценарий этой рекламы писал сам Никита Михалков. За что и получил 200 рублей.

— Показывать рекламу по телевизору было запрещено. Ее крутили в кинотеатрах перед сеансами, — вспоминает режиссер первых советских роликов Иосиф Трахтенгерц. — Именно поэтому та реклама кардинально отличалась от современной. Нынешние телевизионные ролики должны держать человека в постоянном напряжении, иначе он переключит канал или просто уйдет. А в кинотеатре такого выбора нет. Поэтому бить человека по голове громким звуком, частой сменой кадров было необязательно. Мы делали спокойные ролики. Наша реклама была изящной. Конечно, мы старались, чтобы в кадре этого маленького фильма был известный человек. А сейчас в рекламе может сняться любой, кто имеет красивое тело.

«После этой рекламы Высоцкий меня возненавидел»

С красивыми телами в советской рекламе была напряженка. Сергей Бондарчик с трудом вспоминает лишь один случай, когда перед камерой оказалась полуобнаженная девушка. Она рекламировала женское белье, а потому набросила на плечи лишь прозрачную накидку. Потерявшие совесть операторы снимали девушку против солнца. Сергей Бондарчик говорит, что девушка была так красива, что ролик неожиданно для всех прошел цензуру. В остальной советской рекламе эротикой и не пахло.

— Знаете, чем многих режиссеров и актеров привлекала реклама? В отличие от игрового кино, она не так сильно была завязана на идеологии, от которой аж зубы сводило, — говорит Сергей Бондарчик.

Впрочем, он лукавит. На уже готовых рекламных роликах не раз ставили крест, а проштрафившимся режиссерам безжалостно указывали на дверь. Так произошло и с известным ленинградским режиссером Виктором Петровым. Он додумался снять в рекламе опального Владимира Высоцкого. За что и был наказан.

— Высоцкий приехал в 1975 году в Ленинград на гастроли. Я с ним встретился и предложил написать сценарий для рекламы ювелирных украшений со знаками зодиака. Рекламный ролик для «Русских самоцветов» должен был снимать режиссер Петров. У Высоцкого тогда совсем не было денег, и он за 200 рублей согласился написать песню. Она длилась аж пять минут. А нам был нужен ролик на минуту. Сокращать Высоцкого было больно. Думаю, что после этой рекламы он меня возненавидел, — с гордостью рассказывает Сергей Бондарчик.

Идея ролика была проста: Высоцкий за кадром поет свою песню, а актеры перед камерой изображают знаки зодиака. Но и в этой простоте чиновники Госкино СССР нашли крамолу. Главным недостатком рекламы назвали самого Владимира Семеновича, от которого, как известно, всего можно было ожидать. Но последний гвоздь в карьеру режиссера Петрова забил вовсе не Высоцкий. Во всех бедах оказался виноват красный Лев.

— Чтобы зрителям было легче отличать знаки зодиака, каждому из них мы присвоили свой цвет. Так, Лев у нас стал красным. Вскоре Виктора Петрова вызвали на ковер и спросили: «Разве вы не знаете, что красный — это цвет СССР? Неужели вы хотите сказать, что Страна Советов — это такой же хищник, как и лев?», — вспоминает Бондарчик.

После того, как режиссер послушно вырезал красного Льва, ролик приняли. А Высоцкому от «Русских самоцветов» даже сделали подарок. Не потребовав ни копейки, ювелиры увеличили диаметр трех колец с изумрудами, которые принадлежали Марине Влади.

Опасной в 70-е годы назвали даже вполне невинную рекламу тканей. Одному из сотрудников Госкино СССР почудилось, что в ролике режиссера Иосифа Трахтенгерца есть желто-голубые цвета флага гетмана Украины Петлюры. Правда, деньги за запрещенный ролик Трахтенгерц все-таки получил.

Как украсть Рубенса из Эрмитажа

Вопреки, а может быть, и благодаря бдительным работникам Госкино, снимать рекламу было делом веселым. По крайней мере, так утверждает Бондарчик. С ним тут же соглашается режиссер Трахтенгерц и доверительно сообщает, что после съемок в Эрмитаже он даже вынес из музея одну «картину» Рубенса.

— Это была реклама факсимильных репродукций. Покупать оригиналы картин тогда было неэтично, а видеть красоту хотелось всем, — начал издалека режиссер. — И вот мы решили поставить в кадре две картины Рубенса: оригинал и факсимильную копию, чтобы показать советским гражданам, мол, разницы никакой и нет. Но, если честно, копия смотрелась убого. Тогда мы напечатали еще одну факсимильную репродукцию, вставили ее в раму и выдали за оригинал. В итоге в кадре люди увидели две одинаковые картины. Никто, кроме нас, не знал, что обе они — лишь копии. Закончив съемку, мы сняли обе репродукции со стены и не спеша отнесли в машину. Сзади шептались, что мы крадем Рубенса. Но никто нас так и не остановил. При желании могли бы унести и подлинник.

Трахтенгерц улыбается. Вспоминать рекламное прошлое ему явно нравится. Чего не скажешь об актерах, которые не брезговали сниматься в роликах. Прежде чем согласиться на участие в рекламе магнитофонов, Олег Басилашвили долго спрашивал разрешения у жены. Последняя считала, что не мужнее это дело — сниматься в рекламе. Но, поупрямившись, разрешение все-таки дала.

— Я ничего об этом не помню. Ну, может быть, я и снимался когда-то в рекламе. Если это было, значит, в тот момент мне это казалось интересным. Главное, что сейчас не имею к рекламе никакого отношения. Это понижает статус артиста. Да мне никто и не предлагает теперь сниматься в рекламе, — коротко ответил Басилашвили.

Михаил Боярский признался, что снимался в двух советских рекламах. За каждую из них получил около пяти рублей.

— Я был студентом, мне так нужны были деньги, — словно извиняясь за что-то, сказал Боярский. — В первом ролике я рекламировал слоисто-продольный пластик. Это материал, из которого делали кухни. Во время съемок «Собаки на сене» ко мне подошел какой-то режиссер и предложил часа за два сняться в этой рекламе. Я согласился. Потом была реклама мебели. Больше за собой ничего такого не помню.

Михаила Боярского и сейчас зовут в рекламу. Чтобы отвязаться от настойчивых режиссеров, бывший мушкетер просит за свое участие миллион долларов.

Катерина Кузнецова

Слоганы Советской рекламы

- Антикварные магазины города. «Вы скажете, так не бывает? Действительно, таких захламленных чердаков уже не найти. Потому что мы знаем, как разумнее всего избавиться от старинных вещей».

- Автомагнитола «АМ-301». «Подумайте, нужна ли она вашей машине».

- Автоприцепы «Скиф». «В дороге мы чувствуем себя как дома, потому что дом путешествует вместе с нами. Автоприцепы «Скиф» — это наш дом в дороге».

- Радиоприемник «Сокол-404». «На старте предолимпийского сезона. Радиоприемнику «Сокол-404», обладающему высокими акустическими параметрами, присвоено право выпуска с олимпийской символикой».

- Кварцевые часы «Чайка». «Работают в течение года на одной батарейке. И это факт».

- Портативный телевизор «Юность-402». «С успехом может стать вторым телевизором в доме».

Лучшие рекламные слоганы XX века

- Сигареты «Кэмэл»: «Я бы милю прошел ради “Кэмэл”». 1921 год. США. Звездой упаковки сигарет стал самый известный верблюд мира Джо.

- Кока-кола: «Люди всех полов, слоев и возрастов пьют кока-колу». 1931 год. США. Лицом напитка стал Санта-Клаус. Фактически создатели рекламы подарили Америке Санта-Клауса, ведь до 1930-х годов никто не знал толком, как он выглядит.

- Драже М&М's: «Тает во рту, а не в руках». 1954 год. США. Эта известнейшая фраза сподвигла независимых экспертов на исследование, в ходе которого было доказано, что М&М's по сравнению с другими шоколадками вовсе не такие жароустойчивые, как утверждается в рекламе.

- Джинсы «Кельвин Кляйн»: «Знаете, что между мной и моими «Кельвинами»? Ничего!». 1970 год. США. Слоган неофициально вошел в список самых скандальных в мире.


4440
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :