Как жильцам многоэтажки заработать деньги на рекламе


Теперь рекламным агентствам, прежде чем разместить свой продукт на стене или крыше многоэтажки, придется заручиться согласием жильцов.

Как жильцам многоэтажки заработать деньги на рекламе

Такова суть поправок в Жилищный кодекс и Закон "О рекламе", опубликованных в ежедневном выпуске "РГ" 29 сентября.

Новые правила запрещают вешать рекламу на домах без согласия хозяев. Жилец-собственник должен дать "добро", а уж на каких условиях - за вознаграждение или просто так - дело его, хозяйское.

Если же квартир в доме много, то рекламщики должны заключать договор со специально уполномоченным собственниками лицом, а не каким-нибудь ДЭЗом, ЖЭКом или муниципалитетом. Согласно закону, объявить рекламную паузу для дома можно только на общем собрании собственников, которые и выберут ответственного человека. А он в свою очередь проработает с рекламщиками детали: как долго будет висеть реклама, сколько причитается каждому жильцу и так далее.

Конечно, собрать всех квартирантов иной многоэтажки вместе, как правило, непросто, но это проблемы рекламщиков. К тому же не исключено, что, когда дело запахнет деньгами, жильцы проявят, наконец, гражданскую активность.

О самом законе мы уже писали, а сегодня подробно расскажем, как действовать жильцам, если рекламодатели позарились на их дом.

Под щитом и на щите

Если реклама уже висит, при этом мнение собственников, когда заключался контракт с рекламодателем, учтено не было. Дело в том, что до сих пор вопросами размещения рекламных конструкций на жилых домах занимались в основном муниципалитеты, собрания ТСЖ (а туда, как правило, входят не все собственники), исполнительные органы жилищных кооперативов, а то и вовсе ДЕЗы с ЖЭКами.

"Все эти организации не могут действовать в обход собственников квартир. Это незаконно, поскольку положение об общем имуществе собственников помещений, коим являются стены и крыша дома, прописано в Жилищном кодексе, то есть еще до принятия нынешних поправок", - пояснили в Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, в недрах которого и родился новый закон.

Загвоздка в том, что нынешние поправки распространяются только на вновь возникшие отношения.

Если реклама висит со времен царя Гороха, новый закон на нее не распространяется. В этом случае собственники жилья могут действовать как минимум двумя способами.

В первом случае жильцы (после решения общего собрания) могут через суд потребовать снять рекламу либо материально компенсировать оставшиеся месяцы (или годы) до истечения срока договора, а возможно, и все то время, которое прожили бок о бок с "двигателем торговли". Правда, сложно предположить, на чьей стороне окажется суд - исковых заявлений по поводу незаконного размещения рекламных конструкций на жилых зданиях еще не было. Есть шанс это проверить. Либо спокойно дожидаться окончания договора с рекламной фирмой. А пока есть время, начать поиск следующего рекламодателя и моральную подготовку собственников дома к очередной рекламной компании.

Первый раз - как в первый класс

Предположим, что рекламная фирма обратилась к жильцам дома с конкретным предложением. Как надо в этом случае действовать собственникам жилья?

1 Согласно закону объявить "рекламную паузу" для дома можно только на общем собрании собственников. Согласно статье 44-й Жилищного кодекса вопрос считается принятым, если "за" (или "против") размещения рекламы на доме проголосовало не менее двух третей от общего числа собственников в доме, но не от того, сколько человек пришло на собрание. После чего оформляется протокол собрания.

2 На голосование сразу же должен ставиться и вопрос об условиях установки рекламы (как долго будет висеть реклама, сколько причитается каждому жильцу и так далее), а также - кто будет представлять собственников при заключении договора с рекламной фирмой. Это может быть как житель дома, так и представитель местных властей или управляющей компании.

3 Если дом многоподъездный и для коллективного собрания элементарно нет подходящего места, проводится заочное голосование (статья 47-я Жилищного кодекса). По квартирам разносятся бланки с подробным описанием сути вопроса. Подсчет голосов такой же, как и при очном голосовании.

Автор закона, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников пояснил "РГ", что закон разрешает участие в общем голосовании представителей местной администрации или юридических лиц в том случае, если они имеют в собственности квадратные метры в этом доме. Это может быть как муниципальное жилье, так и квартиры, принадлежащие некой фирме, в которых проживают сотрудники этой организации. Право голоса имеют также собственники магазинов, салонов красоты, стоматологических кабинетов, в общем, - все те, кто обычно занимает в наших домах первые этажи.

За ценой не постоим

Законодательство никак не оговаривает финансовую сторону вопроса. Жильцам лучше заранее договориться, как они будут делить прибыль. Самый простой вариант - в зависимости от доли общего имущества, то есть количества квадратных метров, занимаемых собственником. В отдельных случаях может набежать неплохая сумма. Правда, деньги за размещение рекламы на домах по стране распространяются очень неравномерно. Например, в регионах стоимость размещения рекламы на торце многоэтажки доходит до 40 тысяч рублей. В Москве - минимум в 5 раз дороже. Если разделить в условном многоквартирном доме рекламные доходы на число квартир, придется 300-500 рублей на семью в регионах и от 1000 рублей - в столице.

"Гражданам советую не делить деньги, полученные с рекламной фирмы, а договориться с компанией на бартерной основе, - говорит Павел Крашенинников. - Сдают под рекламный щит крышу, в обмен получают отремонтированные подъезды, чистые площадки, а то и бесплатную консьержку".

Некоторые собственники жилья еще раньше поняли, как работает вся эта система. Например, в городе Белогорске Амурской области жители, чьи балконы украшает социальная реклама, зарабатывают за счет такой аренды до 1000 рублей в месяц. А в Санкт-Петербурге председатель одного из городских ТСЖ сообщил журналистам, что за баннерную рекламу, расположенную на фронтоне дома, товарищество скопило за полгода сумму, необходимую на косметический ремонт дома. И мнение жильцов по поводу развешанных между окнами растяжек изменилось в противоположную сторону. Впору в их доме организовывать клуб любителей рекламы.

В Москве же, по данным экспертов, сейчас на крышах и фасадах домов в Москве размещено 1100 рекламных конструкций. На них приходится 25 процентов всего объема рынка наружной рекламы столицы: 17-18 миллионов долларов. При этом на Москву приходится около 50 процентов всего объема наружной рекламы в РФ.

Сдается без боя

Василий Дикусар, заместитель президента Гильдии российских адвокатов, доктор юридических наук:

- Я считаю, это правильное положение: рекламу на домах можно вывешивать только с согласия собственников. Представьте, что на кузове вашего собственного автомобиля ГАИ начнет вешать рекламу. Будет ли это справедливо? Точно так же несправедливо было и когда муниципалитеты разрешали вешать рекламу на домах без согласия и учета интересов жильцов-собственников.

В многоквартирных домах права собственности распространяются не только на квартиры, но и на помещения общего пользования - лестницы, подвалы, чердаки и т.п. Но это - совместная собственность всех жильцов. Собственники не только обязаны ее содержать, но имеют право и извлекать выгоду из нее. Если какие-то договора были заключены раньше, владельцы жилья сейчас имеют право требовать их пересмотра. Но каждый случай надо рассматривать в отдельности, в зависимости и от содержания самого договора. Так или иначе, решение об этом должно приниматься на общем собрании владельцев. Требования к проведению собраний и ведению протоколов установлены Жилищным кодексом РФ.

Нина Егоршева, Петр Орлов,
Российская газета

20000
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :