Вопрос доверия


Особенности продвижения продуктов в социальных медиа.

На первый взгляд – такая среда является самой подходящей для использования «сарафанного радио», а эффективное использование этого метода является мечтой рекламщиков всех времен и народов. Неудивительно, что о рекламе в блогосфере говорят уже несколько лет. Однако успешные примеры использования социальных сетей можно пересчитать по пальцам. Особенно это касается продовольственного рынка. Можно вспомнить успешный пример продвижения в блогах службы доставки продуктов «Утконос». Но также припоминается и полный провал продвижения в блогах водки «Пшеничная слеза». Укротить блогосферу и социальные сети полностью пока не удалось. Впрочем, шапкозакидательские утверждения слышны и по сей день. Достаточно набрать в «Яндексе» словосочетание «реклама в блогах», и вы сможете узнать, сколько развелось «тайных манипуляторов», делающих «самую эффективную и самую дорогую рекламу». Но, наверное, пришло время более вдумчиво подойти к процессу продвижения посредством данных интернет-порталов и проанализировать возможности продвижения через блоги и сети на рынок продуктов питания. Итак, в чем особенности среды блогов и социальных сетей и что может продвигаться в этой среде?

Ориентир на молодежь

Блоги и сети – среда по большей части молодежная. Притом, в сетях и блогах присутствует достаточно «продвинутая» публика. Таким образом, можно прийти к выводу, что эта площадка актуальна для продвижения имиджевых продуктов питания, ориентированных на молодежь – напитков, снэков, заведений питания и других. Впрочем, формирование стандартов потребления – процесс непростой и небыстрый, и блоги с социальными сетями здесь могут использоваться только как часть общего коммуникационного микса. Но без них, наверное, уже не обойтись.

Продукты на дом

Упомянутый «Утконос» относится как раз к этой категории и его продвижение в блогах было достаточно эффективным. Надо признать, что блоги и социальные сети населены во многом теми, кто «живет в сети» – современный ритм жизни и коммуникационные технологии производят социопатов. Для этих людей, подобные сервисы являются жизненной необходимостью. Также стоит упомянуть и тех, кто работает дома (они, как правило, также являются завсегдатаями блогосферы). Для последних подобные сервисы являются просто намного более удобными, чем магазины. Если же рассматривать Москву с достаточно странным ценнобразованием розничных сетей, то такие услуги могут конкурировать с оффлайн-точками еще и по цене. Наверное, для сервисов по доставке продуктов питания или готовых блюд на дом блогосфера является вообще самым эффективным рекламоносителем. По мере роста интернет-аудитории, некоторые марки могут полностью переключиться на заказы только через интернет.

Общепит для виртуалов

Блогосфера – своя культурная среда. Блогеры тоже встречаются, и как все представители субкультур, предпочитают встречаться именно в тех местах, которые считают «своими». Случаи, когда какое-либо кафе становилось местом тусовки блогеров, уже отмечены. Другое дело, что это отсекает всю прочую публику. Людей «не в теме» в таких местах быть не должно. Однако обеспечить заведение стабильным потоком лояльных посетителей – дело в принципе нужное и важное. Работа с блогами вполне позволяет этого добиться, притом добиться достаточно дешево, а может быть даже бесплатно (если не учитывать потраченное на продвижение время). Конечно же, это будет уже не реклама в привычном смысле, а интеграция в существующие сообщества. Но главное – не форма, а содержание и эффективность.

Нишевые продукты

Блоги и социальные сети дают возможность воспользоваться таким достижением интернет-технологий как таргетинг (ориентация рекламы на четко сфокусированную группу). Таргетинг в блогах возможен по целому ряду параметров, включая поведенческие. Последние, к слову, в блогах могут быть вычислены наиболее корректно. Тем более, что посетители социальных сетей и блогов любят обозначать свои пристрастия, предпочтения и особенности. Тем самым, можно достаточно эффективно найти ту публику, которой конкретный, редкий продукт важен и интересен. При этом, продавая его через обычную розничную сеть и продвигая медиа-рекламой, интересующую группу можно вообще не охватить.

Ценности хайтека

В таких категориях, как пиво, водка, сигареты и аналогичные, имидж решает лидирующую роль в выборе. Имидж, в данном случае – соответствие стандартам определенных культурных групп, одной из которых являются молодые поклонники хайтека. Эти люди также много времени проводят в сети, и достучаться до них именно через блоги видится достаточно эффективным. Кроме того, сам факт продвижения в блогах уже может добавить очков к имиджу бренда. Чтобы было понятно, о брендах какого рода идет речь, можно привести пример пива «Балтика Кулер», который и в названии, и в коммуникации несет некоторое соответствие образам из сферы высоких технологий. Аналогично можно продвигать и с другие напитки и продукты питания, если таковые относятся к брендируемым товарным категориям. В данном случае речь также идет лишь о включении блогосферы в медиа-микс, а не использование блогов и сетей как самодостаточного канала продвижения.

Теперь можно попробовать представить то, как именно рекламироваться. В интеренет-среде достаточно хорошо расходятся скандалы и разнообразный негатив, что делает блогосферу непревзойденной по части «черного пиара». Но в отношении рекламы продуктов питания такие методы едва ли целесообразны. Безусловно, организация скандала может послужить очень эффективным рекламным ходом, в результате чего и включается то самое пресловутое «сарафанное радио». Но все же, игры со скандалами чреваты и серьезными ударами по имиджу. Поэтому сложно рекомендовать этот вариант решения. Слишком велика вероятность негативного отклика и в итоге неэффективного размещения.

Вербовка блогера

Самым эффективным вариантом, на наш взгляд, является не охват «топовых» блогеров и сообществ без разбора, исходя только из посещаемости, а достаточно скрупулезная работа по подбору и сортировке тех блогов, где реклама будет размещаться. И основной принцип этой рекламы состоит в том, чтобы она как можно меньше была похожа собственно на рекламу. Забудьте все свои собственные фирменные стили и стандарты размещения. Блогер должен сам отрекламировать вас так, как он считает нужным (в разумных пределах, конечно же). А ваше дело – только подобрать именно тех персон, которые соответствуют той идее, которую нужно продвигать. Резюмируя описанное, отметим, что блоги – не панацея и не чудо, блоги не гарантируют успех. Но для ряда товарных категорий в сфере питания блоги могут быть не только очень дешевым, но и самым эффективным способом продвижения. Особенно в кризисное время, когда рекламные бюджеты ограничены. Но надо учесть: подход к рекламе через блоги должен быть очень тонким и вдумчивым, ведь доверие людей завоевать очень непросто, а утратить его можно крайне быстро.

 
Андрей БАДЬИН, Виктор ТАМБЕРГ,
Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» №7-8(9-10) 2009

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке