Слухи и сплетни – технология вирусного маркетинга


Меня всегда интересовало такое понятие, как слух. Слухи часто используются в маркетинге - они не заметны для потребителей и клиентов, но в тоже время являются одним из самых эффективных маркетинговых ходов.

Технология распространения слухов еще называется вирусным маркетингом. И такое название появилось не случайно, слух распространяется с такой же скоростью, с какой распространяется любой вирус - увеличиваясь в геометрической прогрессии.

Но если вам кажется, что распространять слухи – дело простое, вы ошибаетесь. Как и в любом деле, в вирусном маркетинге есть свои секреты. Почему один слух будет распространяться, а другой нет? Причин может быть несколько. Во-первых, слух должен мгновенно «разрывать шаблон». Во-вторых, слух должен нести в себе некий страх. Если слух отвечает данным критериям, то он будет успешно внедряться в массовое сознание. И человек, его распространяющий, сам того не подозревая, начнет «заражать» подобным вирусом окружающих.

В нашем обществе есть устоявшийся стереотип «сплетники – это обязательно женщины», но я скажу вам обратное:  мужчин-сплетников еще больше, просто они распространяют слухи иначе, «по-мужски», раскладывают все по полочкам и используют логику.

Технология вирусного маркетинга стара, как мир, но в России она не так популярна, хотя данной технологией активно пользуются даже в Правительстве РФ. Но постепенно ситуация меняется, вирусный маркетинг становится намного эффективнее стандартных методов продвижения. Реклама на ТВ, и радио, наружная реклама – эти виды рекламы стали настолько привычными, что мы перестали обращать на них внимание. Но главное  – мы перестали ей доверять.

Кто по нашему мнению является «самым надежным источником информации»? Конечно же, близкие и знакомые, они ведь точно не обманут и «посоветуют» самый качественный товар или лучшую услугу. Многие технологии политпиара строятся на технологиях сарафанного радио. Информация из уст в уста передается быстро, она запоминается и ей верят.

Люди привыкли доверять своим близким, на доверии строятся межличностные отношения. Поэтому лучшими рекламными агентами в любой коммерческой компании являются ее клиенты, если они имеют положительное мнение о товаре, они расскажут об этом своим знакомым.

Некоторые рекламные эксперты считают, что есть часть потребителей, которые не воспринимают рекламу на ТВ, и пользуются товарами и услугами по рекомендациям друзей и знакомых.

Приведу одну историю, которая очень точно иллюстрирует все вышесказанное. В 2006 году я был свидетелем того, как в Хабаровске камня на камне не оставили от двух самых модных клубов города. Гламурная тусовка Хабаровска проводила выходные именно там и других мест не признавала. Остальные, более достойные клубы, пустовали. Но долго так продолжаться не могло. И тогда в ход были пущены…слухи… о том, что в популярных клубах города Хабаровска появилась банда «переносчиков СПИДа», которые ходят с иголками и заражают посетителей. Вскоре люди стали говорить о том, что в милиции находится уже более 100 заявлений от «зараженных СПИДом». Конечно, никаких заявлений не было, но правды никто и не хотел знать.

Через месяц этот слух был темой номер один в городе. Не скрою, я тоже приложил руку для распространения этого слуха, хотя и понимал, что-то здесь не чисто. Я не верил, но все равно обсуждал! В этом и заключается технология, друзья мои. Неважно, что я не верил, важно, что, несмотря на свои сомнения, я все равно распространял слух. 

А через два месяца люди стали посещать другие клубы, где согласно сплетням была «повышенная безопасность», и не было зафиксировано  ни одного факта заражения.

Люди, которые запустили слух, перестроили рынок в свою пользу, они управляли действиями клиентов и в результате добились следующего: через четыре месяца клубы, которые некогда были самыми востребованными, стали пустовать, а модная молодежь переместилась в другие места. Но самое интересное заключается в том, что этот слух продолжал «гулять» по городу на протяжении двух лет, и им уже никто не мог сознательно управлять, даже его создатели. Слух обрел независимость и продолжал искать новую жертву.

Давайте вспомним и другие – самые популярные в нашей истории – слухи. Не забыли, как по стране ходил слух о том, что в скором мы останемся без соли? Что, якобы соль заканчивается и в недрах земли ее больше не осталось? Телевизионщики даже сняли на эту тему сюжет и показали его в вечерних новостях. Естественно, сплетни быстро распространились среди населения, и соль исчезла с прилавков за пару недель. Страна вздохнула с облегчением, когда чуть позже выяснилось, что производители соли просто имели переизбыток товара на складах, и ажиотаж вокруг соли помог им очистить склады от залежалой продукции.

В середине октября 2007 года на популярных видеоресурсах рунета был запущен скандальный ролик, анонсирующий акцию «Счастливые часы» компании «Инком-авто»: девушки в белых блузках дарят клиентам радость орального секса, которая может сравниться только с радостью от покупки нового авто. «Инком-авто» свою причастность к ролику отрицает, называя это черным пиаром, но это и неважно. Главная цель вирусного маркетинга привлечь внимание и интерес к товару или услуге пользователей, «заразить» их, чтобы они рассказали об этом друзьям, а те передали «заразу» дальше.

Вирусная технология позволяет управлять массовым сознанием, направлять людей в нужное вам направление. Как это не цинично звучит, но это реалии современного бизнеса.

Вирусная технология – это риск, на который согласятся не все. Но самые отважные и хваткие предприниматели давно используют подобные технологии в продвижении своих брэндов.

Финансовые вложения в такие проекты малы, либо они вообще не требуются. По своему опыту могу сказать, что подобные технологии могут запускать только предприниматели (предприниматель в моем понимании -  это не профессия, а способ мышления). Не верьте пиарщикам, которые скажут вам: «Мы просто профессионалы в распространении слухов. За ваши деньги мы сделаем такое…».

По прошествии времени я уже начал самостоятельно использовать технологию «вирусного маркетинга», стал входить во вкус и понимать, что и как работает. Позже меня приглашали в несколько коммерческих проектов в качестве партнера, где я и занимался технологиями вирусного маркетинга. Теперь я уже могу сказать: «Применяя опыт, креативный подход и интуицию можно создавать работающие слухи».

Выше я описал примеры использования вирусного маркетинга, но сам я не являюсь сторонником безнравственного использования подобных технологий. Вирусный маркетинг можно использовать в самых лучших намерениях, например, для привлечения новых клиентов, при этом, не ущемляя конкурентов. Уметь работать честно в конкурентной среде – это отличительная черта настоящих предпринимателей.

Как руководитель рекламной Ассоциации Дальнего Востока я призываю рекламные агентства Хабаровска и рекламные агентства Владивостока к честной и открытой конкурентной борьбе на рынке. Надеюсь, что в скором времени и на азиатской части страны, появятся агентства, которые будут способны производить качественный рекламный продукт. Реклама в регионах становится с каждым годом более качественной, реклама в Хабаровске и реклама во Владивостоке приближается к европейским рекламным стандартам.

Желаю Вам сильно интуиции, успехов и терпения в Вашем Деле!


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке