Enterprise Social Networking

19.04.2010

или что ждать бизнесу от социальных сетей.

Думаю, никто не будет спорить, что самым масштабным и глобальным проектом современного Интернета стали социальные сети. Социальные сети (Social Networking) и массовая социализация остальных Интернет-проектов сделали присутствие в Глобальной сети простого пользователя максимально комфортным. Влияние социальных сетей и технологий Web 2.0 на жизнь современного человека сложно переоценить – с их помощью он поддерживает и расширяет свои социальные связи. Да, что там говорить… Через социальные сети уже создаются (или, к сожалению, разрушаются) семьи. Появление в последнее время уже и детских социальных сетей, позволяет сделать вывод о том, что они становятся неотъемлемым явлением современного информационного общества.

Параллельно с этим, в последние годы, в том числе и в России, в B2B-сегменте Интернета начинает робко утверждаться новая модель бизнеса – SaaS (Software as a Service). И если внимательно приглядеться к SaaS-приложениям такого класса как ECM (Enterprise Content Management), Groupware, CRM (Customer Relationship Management) и некоторым другим – можно увидеть, что они, по сути, представляют собой закрытые (корпоративные) социальные сети. Идеологическая схожесть Social Networking (SN) и указанных SaaS-решений подталкивает к мысли о возможности в скором будущем объединении этих двух идей в качественно новый проект для Интернета – Enterprise Social Networking (корпоративные социальные сети).

Формально Enterprise Social Networking (ESN) – это синтетическая идея, но она несет в себе колоссальный потенциал благодаря своей структуре и связям между своими структурными элементами.

Структурно Enterprise Social Networking представляет собой социальную сеть, в рамках которой функционируют автономные корпоративные кластеры. Если в SN субъектами выступают только единичные пользователи, то в ESN появляется новый полноценный субъект – организация. В некоторых социальных сетях уже есть прототипы таких корпоративных кластеров, но в ESN эта идея выходит на качественно новый уровень.

Организации формируют корпоративные сети и могут взаимодействовать с собой, организовывать рабочие группы, совместные онлайн конференции, быть у друг друга в клиентах, подрядчиках и т.д. Работа по схеме Заказчик – Исполнитель становится значительно продуктивнее.

Логично возникает вопрос о степени публичности организации в ESN. Здесь необходимо отметить, что концепция безопасности в ESN предполагает полную управляемость уровнями доступа. Владелец данных предоставляет доступ к ним только нужной группе пользователей. Поэтому публичность организации в ESN понятие относительное.

В итоге, сохраняется единая учетная запись пользователя. Проще говоря, при приеме на работу в новую компанию, пользователь просто получает доступ в ее корпоративный кластер, ранее для него закрытый.

Эта концепция создает уникальные возможности для бизнеса. Адаптация новых сотрудников происходит максимально быстро – и сводится к освоению веб-приложений данного корпоративного кластера.

В автоматизированном режиме формируется резюме сотрудника. В ESN фиксируется, сколько и на какой позиции этот человек проработал, какие веб-приложения освоил, и что собственно о нем думают его бывшие коллеги.

В рамках своего корпоративного кластера организации имеют возможность подключать различного класса SaaS-приложения: ECM, CRM, HRM (Human Resource Management) системы, Groupware, корпоративные порталы, графические и текстовые редакторы, антивирусные программы и т.д. Таким образом, Enterprise Social Networking становится посредником между поставщиками и клиентами B2B веб-приложений.

Необходимость в таком посреднике крайне необходима рынку SaaS уже сегодня, развитие которого во многом сдерживает именно недоверие и нелояльность к его вендорам со стороны основной массы Интернет-пользователей.

Возникает вопрос о том, как тогда будет реструктурирован рынок SaaS. Сценарий, при котором нынешние вендоры начнут сами эволюционировать в ESN является не перспективным. Логичнее всего ожидать появление SaaS в уже существующих B2B-ориентированных (и не только) социальных сетях. В этом случаи, текущие лидеры рынка получат очень сильного конкурента. Но возможен и компромиссный вариант – интеграция (адаптация) текущих SaaS-решений и социальных сетей. Он наиболее благоприятен для первых (примечательно, что ведущие вендоры уже консолидируются в рамках Softcloud.ru), но вряд ли окажется перспективным для вторых.

В заключении хотелось бы отметить, что современные технологии позволяют уже сегодня приступить к разработке ESN. Развитие социальных сетей и SaaS уже сделали колоссальный задел в этом направлении. Но чтобы решиться на первый шаг – нужна смелость. И я надеюсь, что у лидеров Рунета она найдется и нам в очередной раз не придется клонировать американскую технологию и идею. А автор убежден, что идея Enterprise Social Networking в ближайшее время докажет свое право на жизнь.

 
Максим Шульгин,
к.и.н., Директор по развитию Adlogic Systems

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN