Кто и как определяет решение о покупке


Политики, безусловно, влияют на наш выбор продовольственных товаров. Однако для того, чтобы заставить их высказать свое мнение о том или ином бренде, производителям и журналистам необходимо приложить немало усилий.

Среди огромного количества факторов, определяющих принятие решения того или иного потребителя о покупке товаров, не последнее место занимает влияние известных лиц.

Чаще всего это люди, деятельность которых происходит на виду у общественности и освещается средствами массовой информации. Это известные артисты театра и кино, «звезды» эстрады, спортсмены, популярные писатели и режиссеры и, наконец, политики. Влияние последних на общественное мнение является одним из главных факторов, определяющих успешность их работы.

В продвижении продуктов питания политическая элита играет немаловажную роль, ведь продовольственная безопасность на том или ином этапе становится одним из приоритетов политики любого государства.

Чем авторитетнее власть, тем больше население страны старается о ней узнать даже, казалось бы, незначительные мелочи. Манера одеваться, жесты, привычки, странности и особенности поведения, предпочтения в еде становятся предметами обсуждения в обществе. Иногда неосторожно (а порой и намеренно) сказанная политиком фраза немедленно разносится средствами массовой информации по всей стране. Неслучайно у крупных государственных деятелей в команде всегда есть люди, которые следят за их имиджем и советуют, как поступить в той или иной ситуации.

Говоря о влиянии мнения политиков на популярность определенного продукта, следует заметить, что вложить какую-либо фразу о «хлебе насущном» в уста президента или другого народного избранника достаточно сложно. Трудно представить, что президент или премьер-министр да и политик рангом пониже будут напрямую участвовать в рекламе какого-либо продовольственного бренда, ведь в большинстве случаев это чревато немедленной «политической смертью».

Очень часто политики упоминают продукты питания спонтанно, не задумываясь о последствиях. Поэтому остается либо ждать их случайных высказываний, либо умело «подтолкнуть» их в этом направлении. Такие благоприятные условия могут сложиться на пресс-конференциях, брифингах, встречах с избирателями и на обычных интервью.

Теоретически такие ходы возможны, но, чтобы осуществить их на практике, журналистам, получившим задание упомянуть в вопросе, адресованном политику, какой-либо продовольственный бренд, приходится идти на многие хитрости. Если политик на такой вопрос отреагировал и, более того, в своем ответе «прошелся» по достоинствам бренда, это можно считать крупной удачей. Многие компании, занимающиеся оптовой торговлей в сфере пищевой промышленности, ни за что не откажутся от таких рекламных трюков ради продвижения собственного товара при помощи влиятельных политических деятелей.

Главное при устроении этих трюков – не переусердствовать и не перейти рамки дозволенного. Упоминание какого-либо продукта в ответе политического деятеля во время брифинга или интервью должно происходить естественно, будто мимоходом – иначе у него возникнет подозрение, что его речь используется в определенных рекламных целях, и все ухищрения пойдут насмарку.

Несмотря на то, что общественность иногда воспринимает политиков, как обитателей Олимпа, у них есть собственные предпочтения в обычной земной пище. Одни выбирают продовольственные товары отечественного производства, другие – иностранные бренды.

Есть такое понятие – «лидеры мнения». Этот термин применим к тем представителям власти, авторитет которых у потребителя товаров и услуг достаточно высок. Безусловно, премьер-министр нашей страны Владимир Владимирович Путин такой авторитет завоевал, и наши сограждане часто стремятся заглянуть за кулисы его общественной деятельности. Каждый оригинальный факт из жизни В. В. Путина достаточно известен публике. Например, то, что он дзюдоист и серьезно увлекается горными лыжами. Но вот о том, какие продукты питания употребляет наш премьер-министр, удалось узнать немного.

Полистав страницы Интернета, в нескольких источниках обнаруживаем, что глава нашего Правительства предпочитает рыбу мясным блюдам, а из мяса, скорее всего, выберет баранину. Его любимым напитком уже долгое время остается зеленый чай. Об остальном можно только догадываться.

Осмелимся предположить, что, так как В. В. Путин всегда находится в превосходной физической форме, то он предпочитает здоровую и натуральную пищу. Хотелось бы верить, что это продукция отечественных производителей. Вот по этой линии и нужно прослеживать влияние премьер-министра России на потребительский выбор продуктов питания. Например, чем объяснить, что с приходом В. В. Путина к политической власти рыбная отрасль нашей страны понемногу набирает обороты и теперь в магазинах гораздо больше даров моря, чем было десять лет назад? Возможно, это и есть одно из проявлений путинского влияния на производство продуктов питания. А с чем связан настоящий бум употребления зеленого чая по всей стране?

Есть политики, которые говорят о продуктах питания по роду своей деятельности практически постоянно. К ним можно, например, отнести Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Григорьевича Онищенко. Его авторитет достаточно высок, и он, пожалуй, является тем политическим деятелем, который более всего влияет на выбор потребителем продуктов питания.

При защите продовольственной безопасности России Г. Г. Онищенко иногда не стесняется в выражениях и называет вещи своими именами, в частности в различных интервью, которые у него берут, когда разражается очередной скандал, связанный с поставкой некачественного продовольствия в нашу страну. Так было и с грузинскими винами, и с куриным мясом из США, и с польской свининой, не соответствовавшими российским санитарным нормам.

Недавно произошел инцидент с молдавскими винами, в которых в очередной раз обнаружили не просто вредные, но и смертельно опасные для здоровья человека вещества. Среди них были пластификатор дибутилфталат (вещество, которое может выделять некачественная пластиковая тара) и металоксил (средство, применяющееся для обработки сельскохозяйственных культур, в том числе и виноградников). Как сообщалось на новостном портале поисковой системы Rambler, в интервью радиостанции «Эхо Москвы» (июль 2010 г.)

Г. Г. Онищенко без всяких обиняков заявил: «Молдавским вином можно красить заборы», а затем добавил: «Его не только на территории России нельзя употреблять, его и за пределами России нельзя употреблять, как товар оно не представляет интереса». Такие слова наверняка серьезно ударили по имиджу молдавского производителя. И, видимо, и санитарным врачам Молдовы, и самим производителям придется приложить немало усилий для восстановления репутации своих вин.

Можно сделать вывод, что влияние «лидеров мнения» из политической среды на распространение определенных продуктов питания достаточно велико. Хотя цепочку этого влияния проследить сложно, производителям и поставщикам продовольствия необходимо учитывать этот фактор.

Юрий Зверев,
Материал был опубликован в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» 2010 № 07-08

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :