Термокружки

Русский и украинский дизайн глазами BrandHouse

27.08.2013

Дизайн-проекты: Россия VS Украина. ПоГРАНИчный вопрос: чем украинский дизайн отличается от российского?

Братья-близнецы: российский и украинский дизайн. Сходства и различия нашего и украинского дизайна.

ГК BrandHouse тесно сотрудничает со многими украинскими фирмами. Конечно, у нас много общего, начиная от культурных ценностей и заканчивая особенностями ведения бизнеса. Идеи и   мысли  у российских и украинских предпринимателей схожи. Например,   у нашей компании есть тезка (ссылка на BrandHouse Украина), чья концепция и чей  логотип схожи с нашим.

Однако, схожесть не означает одинаковость. Это скорее      напоминает  философское “тоже самое, только по-другому”. О «том же самом» знают все, в вот про «по-другому» незаслуженно умалчивается.

Поэтому сегодня будет идти разговор о различиях русского и украинского дизайна.

Географический аспект

  1. Россия - страна большая, с сильной централизацией бизнес-процессов в столице. Украина компактная, бизнес здесь не сконцентрирован в одном месте, а равномерно распределен по всей территории. Получается, что на Украине легче «распылить» бизнес по всей территории, общаться с клиентами face to face.  Это крайне важно для создания качественного дизайн-продукта и установления глубокого взаимопонимания между клиентом, дизайнером и типографией.
  2. Украина ближе к Европе. Соседство с Польшей, своевременное вступление в ВТО позволило насытить украинский рынок европейским дизайном и позволило расширить опыт украинских коллег в создании упаковки. Россия, в свою очередь, заимствовала основные тенденции  в Америке. Примером можно назвать присутствие продукта на упаковке.

Ценовой аспект

  1. Большинство профессионалов в России едут работать в Москву. Здесь крутятся деньги, здесь более высокий уровень типографского оборудования. Чаще в провинции можно получить достаточно грамотное технически, но посредственное с точки зрения креатива решение…
  2. На Украине нет такого большого разрыва между окладом провинциального и столичного дизайнера. Их малый/средний бизнес может получить адекватное качество услуги по адекватной цене. В России зачастую это привилегия компаний начиная от среднего бизнеса и выше.

Творческий аспект

Часто талантливый и опытный дизайнер может создавать успешные образы брендов и без исследований, основываясь на профессиональной интуиции. “Бренд сам себя продает”. На определенном этапе развития марки этого может быть достаточно, но при усилении конкуренции и появлении крупных игроков (вариант: сильных брендов) цена маркетинговой ошибки может быть фатальной. Потому растет целесообразность маркетинговых исследований, тем не менее, большинство украинских производителей считает возможным на них экономить. И часто качественный дизайн и динамика потребительского рынка Украины оправдывают потенциальный риск.

В России менеджеры и собственники более осторожны, и заявляя о желании “яркого решения”, в результате часто выбирают “спокойное”, как у всех. Актуален и тренд “победы маркетинга над творчеством”, т.е. сосредоточенности на исследованиях, в России он проявляется сильнее, чем в Украине. В последнее время некоторые украинские бренд-студии также предлагают аналитику и консалтинг, и иногда это сбалансированное и грамотное сочетание дизайна и маркетинга.

Также можно говорить о большей активности творческих и художественных сообществ в Украине, и не только в столице, но и по всей стране,  о лучшей связи между ними. Большее количество конкурсов, их открытость и качественный состав также способствует относительно здоровой конкуренции дизайнеров.

Российские дизайнерские сообщества и группировки более закрыты, считают себя самодостаточными, в то же время не очень консолидированы – “каждый сам за себя”.

Производственный аспект

“Набить руку” украинским коллегам помогли развитые сферы алкогольного, безалкогольного, кондитерского и молокоперера-батывающего бизнеса. Многие торговые марки представлены по всей стране, или даже за рубежом, в России. Широкий ассортимент,  достаточно высокое качество и открытость к инновациям дают благодатную почву для роста брендов и развития рынка потребительского брендинга.

В России, местные компании часто такими и остаются, и не видят смысла в качественном дизайне, тем более что доступ к нему в регионах затруднен.

Напротив, развитые федеральные бренды, транснациональные или государственные корпорации, например, J7, Русский Стандарт, Danon,  Газпром и РЖД, работают с  ведущими российскими и английскими студиями и агентствами. В Wolff Olins, BBDO, Mildberry озвучиваются огромные маркетинговые бюджеты, обоснованные как авторитетом участников проектов, так и другими факторами. Возможно, факторами коррупционными, имиджевыми или же интересами акционеров. Исследования также являются  “стандартной процедурой” для корпораций. Они  предоставляют полный спектр услуг от исследования до выбора каналов продвижения и реализации стратегии.  

Но есть и в России молодые бренды федерального и международного уровней, которым важны качественный дизайн и достоверные результаты исследований.

Им важны контакт с исполнителем и адекватная цена, полный спектр услуг: от исследования до выбора каналов продвижения и реализации стратегии.  Такие фирмы знают современный маркетинговый рынок, видят его будущее. Как правило, они являются клиентами компаний, предоставляющих высокое качество по привлекательной цене. Например, ГК BrandHouse является одной из немногих компаний международного уровня с  полным циклом услуг,в который входят брендинбилдинг, коммуникации, исследования, digitalmedia. Клиенты BrandHouse уверены в результате,потому что знают,  что   над их проектом будут работать лучшие специалисты, что проекту будет уделено достаточно времени и внимания.

Перечисленные различия в значительной мере являются системными и в будущем могут и сглаживаться, и проявляться отчетливее.  Возможно появление новых отличий, связанных со взрослением украинского дизайна. Тем не менее, ключевые черты дизайна у России и Украины общие, семейные, и их искоренить не удастся никогда.

Дмитрий Рочев,
арт-директор ГК BrandHouse


2785
Re-port.ru
Re-port.ru
+1630.1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке