«Рекламные деньги начали приходить на рынок платного телевидения»

18.05.2007

Интервью с гендиректором «НТВ-Плюс» Дмитрием Самохиным

В марте компания «НТВ-Плюс» зак­лючила эксклюзивный контракт с Российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ) на трансляцию шести из восьми матчей каждого тура чемпионата России. Стоимость четырехлетнего контракта составила рекордную для российского рынка сумму — 100 млн долл. Однако сразу после подписания контракта «НТВ-Плюс» вынуждена была заключить сублицензионный контракт с каналом «Спорт». Однако компания не перестанет вкладывать средства в дорогостоящий контент, обещает гендиректор «НТВ-Плюс» ДМИТРИЙ САМОХИН. О футболе, конкурентах и о том, почему на российский рынок платного телевидения не спешат выходить иностранные игроки, он рассказал корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ ВАСИЛЬЕВОЙ.

— Насколько потеря эксклюзивных прав на трансляцию чемпионата России по футболу повлияла на окупаемость проекта?

— На этот год у нас сублицензионный договор с каналом «Спорт», по которому он будет показывать два матча в каждом туре в прямом эфире и два в записи. Расчет за использование прав произошел рекламным временем канала «Спорт». Как и планировалось, свой матч будет показывать «Первый канал», есть договоренность с региональными каналами, которые транслируют местные матчи своих клубов. Мы рассчитываем к концу второго года действия контракта выйти на его окупаемость, а через четыре года зафиксировать прибыль.

— За права вы заплатили Российской футбольной премьер-лиге 100 млн долл. Чем объясняется такой интерес «НТВ-Плюс» к футболу?

— Это мощный маркетинговый инструмент. По нашим оценкам, интерес к спорту в России растет. Кроме того, футбол имеет постоянных фанатов, а это лояльная аудитория. Если человек смотрит футбол, он будет смотреть его всегда.

— Как сейчас обстоят дела у неэфирных каналов с рекламодателями?

— Рекламные деньги начали приходить на рынок платного телевидения. Все больше рекламодателей и агентств задумываются о размещении рекламы на платных и нишевых каналах. Есть много товаров, при продвижении которых можно и нужно сосредотачивать усилия на нишевых каналах. Это дешевле и действеннее. Например, «НТВ-Медиа», второй по величине продавец телерекламы в России, заключила контракт с каналами Jetix и Music Box, не говоря о том, что они много лет продают рекламу на «НТВ-Плюс».

— Как вы оцениваете объем рынка платного телевидения в России?

— Оценить объем рынка в деньгах очень тяжело — нет единой картины рынка. В домохозяйствах тоже сложно посчитать — львиная доля подключена к кабельным сетям, большая часть которых — система антенн на домах, созданная еще в советские времена. Когда говорят, что в России сейчас 10—15 млн домохозяйств, нужно понимать, что погрешность в цифре может быть значительной из-за двойст­венности данных. Когда кабельные сети продавались крупным игрокам, они отчитывались об одном количестве абонентов, а когда те же кабельные сети отчитываются перед правообладателями каналов, которым платят за количество абонентов, их число существенно уменьшается. Поскольку сети аналоговые, понять, сколько абонентов у них есть, сложно.

— Какую долю занимает сейчас на рынке «НТВ-Плюс»?

— У нас более 560 тыс. абонентов, то есть более 1,5 млн зрителей. С точки зрения денег мы основной игрок на российском рынке, так как средний ежемесячный доход с абонента у нас превышает 35 долл. Для большинства кабельных сетей, где средний доход с абонента сос­тавляет около 4—5 долл., это недостижимая цифра. То есть один наш абонент сопоставим с семью-восемью абонентами кабельных сетей.

— А кого вы считаете своими основными конкурентами?

— Мы рассматриваем как потенциальных конкурентов всех игроков платного телевидения. Но из-за того, что они работают в низком ценовом сегменте и их программное предложение в основном сводится к ретрансляции эфирных каналов, прямой конкуренции за премиального абонента, с которым мы работаем, пока нет. Основная масса кабельных операторов консолидирована тремя крупными игроками — АФК «Система», «Ренова» и «Нафта-Москва», и ситуация за последний год особо не изменилась: после консолидации сети незначительно изменили предложение абонентам. Сейчас они заняты модернизацией сети и пока не могут предложить своим абонентам полноценное цифровое телевидение.

— Год назад о намерении выйти в Россию заявляла ViaSat, но этого не произошло. Почему иностранные игроки медлят с выходом в Россию?

— ViaSat уже несколько лет объявляет о своих планах выйти на российский рынок, но пока эти планы не реализованы. Что касается других крупных зарубежных игроков, они заинтересованы в выходе на российский рынок через партнерство с местным оператором. Практически все крупнейшие европейские операторы вели с нами переговоры о совместном проекте, но пока мы в этом не заинтересованы. Самостоятельно выходить они опасаются: у них нет опыта на российском рынке, а у нас фора в десять лет работы. К тому же Россия — специфический рынок, ответственный иностранный топ-менеджер не рискнет на него выходить самостоятельно.

— Есть место для новых игроков?

— Сейчас мы почти полностью удовлетворяем потребности рынка спутникового телевидения. Я не уверен, что вновь вышедший игрок сможет занять здесь дос­тойное место с точки зрения получения выручки. Но попытки спутниковых операторов выйти на российский рынок есть и будут еще. Идет жесткая борьба за каждого платежеспособного абонента.

— По абонентской плате и количеству каналов «НТВ–Плюс» сопоставима с европейскими игроками?

— Есть операторы, которые сделали ставку на количество каналов, доведя их до нескольких сотен. У кого-то каналов меньше, чем у нас. В среднем по количеству каналов мы сопоставимы с европейскими игроками, как и по абонентс­кой плате.

— То есть изменять цену вы не планируете?

— Пока смысла в этом нет. Последние несколько лет логика развития нашей компании заключалась в другом: при неизменной цене увеличивать объем нашего предложения. Если пару лет назад у нас было чуть больше 50 каналов, то сейчас за ту же цену доступно около 100 каналов. То есть отдельно взятая цена одного канала на платформе «НТВ-Плюс» неизменно падает.

— Какие новые каналы «НТВ-Плюс» планирует запустить в 2007—2008 годах?

— Период стремительного увеличения числа каналов на нашей платформе практически завершен. Костяк программного наполнения мы сформировали. Естественно, новые каналы будут запускаться постоянно, в ближайшие два года запустим еще несколько десятков.

— Существует ли сейчас на рынке дефицит контента?

— Мы его не ощущаем. Мы самостоятельно производим более 20 каналов в двух направлениях: спорт и кино. При этом фильмы мы не производим и не собираемся, но будем и дальше развивать наши киноканалы за счет закупки качественного кино. Что касается спортивных каналов, то здесь мы действительно производим собственный контент. Мы основные вещатели большого количества спортивных мероприятий международного класса: делаем картинку не только для себя, но и для западных компаний, которые показывают эти мероприятия. Производство спортивных программ мы будем увеличивать. Но планов производить сериалы, научно-популярные программы и т.д. у нас нет. Это не наш бизнес.

— Какие российские регионы сейчас охватывает «НТВ-Плюс»?

— До недавнего времени это была только европейская часть России. Сейчас мы подняли сигнал на еще один спутник, чтобы закрыть территорию восточнее Урала. Пока сигналом не охвачен только Дальний Восток, но с коммерческой точки зрения этот регион для спутникового вещания пока мало интересен. Жителей там немного, а вещать надо с отдельного спутника. Хотя канал «Наш футбол» на Дальнем Востоке вещает.

— Вы вещаете и на Украине. Планируете ли выходить в другие страны СНГ?

— Рынок России сейчас гораздо больше, чем рынок СНГ, тем более что на Украине мы уже работаем. Поэтому основные усилия мы направляем на Россию. Но при этом мы работаем с кабельными сетями в странах СНГ: распространяем там каналы нашего производства, права на продажу которых у нас есть. Кроме того, при выходе, например, на рынок Казах­стана есть опасность оказаться в положении западного игрока, пришедшего в Россию. Все этнические рынки очень специфические и требуют мощной локализации контента. Так что проект может оказаться коммерчески неуспешным еще до начала реализации.

— Компания «НТВ-Плюс» образовалась в 1996 году, а рентабельной стала лишь в 2004 году. Почему потребовалось так много времени?

— В этом бизнесе есть определенное количество постоянных затрат: покупка контента, техническое совершенствование, затраты на передачу сигнала и др. Чтобы покрыть их, телекомпании нужно собрать определенное количество абонентов. «НТВ-Плюс» понадобилось восемь лет, чтобы перевалить за 360 тыс. абонентов, что позволило выйти на окупаемость. Это, кстати, иллюстрация к нашему разговору о том, почему зарубежные игроки пока не выходят в Россию: срок окупаемости проекта в России долгий. Но с 2004 года «НТВ-Плюс» остается прибыльной компанией, сейчас мы возвращаем кредиты нашим акционерам.

— Недавно вы запустили HD-каналы. Какие вы видите перспективы этого формата?

— Количество HD-каналов будет расти. Техническая составляющая абонентского оборудования, проще говоря — телевизоров, обогнала контентное предложение вещателей. Уже несколько лет большая часть новых телевизоров имеет функцию HD ready. Получается, люди платят за нее, но не могут использовать. Мы решили заполнить вакуум и запустили HD-пакет. По похожему пути шли и западные операторы, которые начинали работать в HD-формате с трех-четырех каналов. К концу года, думаю, нам удастся подписать на HD-пакет до 20 тыс. абонентов.

— Как коснется «НТВ-Плюс» федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации»?

— Она затронет всех игроков платного телевидения. Речь может идти об изменении телевизионного ландшафта страны. Сейчас абоненты не задумываются, какого оператора им выбрать, скорее они думают о том, достаточно ли им эфирного телевидения или нужно платное. Но в 2015 году Россия обязана прекратить аналоговое вещание. Пока конкретной программы действий нет: непонятен стандарт вещания, исполнители, принцип получения частот, как частоты будут нарезаны по территории России и т.д. Нам кажется справедливым, что в стране должно остаться бесплатное эфирное цифровое телевидение с сущест­вующими сейчас игроками. Система в целом должна сохраниться. Нельзя отдавать на откуп частным компаниям эфирное пространство страны.

— Какие финансовые показатели в прошлом году, какие будут в текущем?

— Наша выручка растет быстрее запланированной, это дает возможность предположить, что рынок в целом растет и развивается. В 2006 го­ду выручка компании составила более 200 млн долл. Быстро растет и число наших абонентов. Поэтому есть все основания полагать, что по сравнению с 2006 годом в этом году ожидается еще более значительный рост.

  • Что такое «НТВ-Плюс»
    Спутниковая компания «НТВ-Плюс» начала вещание 1 сентября 1996 го­да. Акционерами ОАО «НТВ-Плюс» являются холдинг «Газпром-Медиа» и подконтрольные ему ООО «Аура-Медиа» и ООО «Элион». Абонентская база «НТВ-Плюс» насчитывает 560 тыс. человек, зрительская аудитория составляет более 1,5 млн человек. В 2006 году оборот компании — 207 млн долл. (+39% по сравнению с 2005 годом), прибыль — 10 млн долл., EBITDA — 60 млн долл.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке