Термокружки

Интернет-реклама уже теснит некоторые сегменты рынка

16.03.2007

Интервью с главным редактором сайта "Яndex" Еленой Колмановской

В 2006 году контекстная реклама в Рунете впервые обогнала медийную не только по темпам роста, но и по абсолютному значению. Рынок Интернет-рекламы в целом преодолел рубеж в $200 млн. И, как говорят эксперты, это только цветочки. Урожай "ягодок" аналитики ждут как раз в 2007 году.

О темпах роста рекламы, о том, кто больше всего размещает рекламу в Интернете, о новых проектах и расширении рекламной сети, об электронных СМИ и о том, чего нельзя найти в Яндексе в интервью Накануне.RU рассказала главный редактор сайта "Яndex" Елена Колмановская.

Вопрос: Согласно информации, размещенной на вашем сайте, более 80% продаж в прошлом году составила контекстная реклама. Можно ли предположить, что в нынешнем году эта доля увеличится? Возможна ли ситуация, когда Яндекс и вовсе уйдет от баннерной рекламы?

Елена Колмановсвкая: На всякий случай хочу уточнить терминологию. Мы делим рекламу не на баннерную и текстовую, а на медийную и контекстную. Задача медийной рекламы - широкое вещание, привлечение внимания пользователя вне зависимости от того, чем он в данный момент интересуется, то есть отвлечение его от текущего дела. Типичный пример - телевизионная реклама, когда посреди захватывающего детектива вам начинают рассказывать про прокладки и соки. Контекстная реклама находится "в контексте" сиюминутных интересов пользователя.

Мы различаем два вида контекстной рекламы: поисковую и тематическую. Самая эффективная (и самая интернетовская, то есть не существующая в других медиа) реклама - поисковая. Человек собственноручно в поисковой строке указал, чем он в данный момент интересуется, и ему показали рекламу именно про это. Такая реклама не только не раздражает пользователя, но часто является ценным дополнением к результатам поиска. А если уже пользователя настолько заинтересовало предложение, что он по нему перешел на сайт, то рекламодатель с большой вероятностью получил заинтересованного потребителя своего товара или услуги. Тематическая реклама показывается на странице сайта при соответствии тематики рекламных материалов содержанию страницы. Этот способ имеет внеинтернетовский аналог - когда, например, в журнале реклама конкретного мобильного телефона размещается рядом со статьей про мобильники.

Логика та же - человек, который прямо сейчас интересуется мобильниками, с большей вероятностью захочет опробовать новую модель.

Заниматься предсказаниями - дело, скорее, аналитиков, чем игроков рынка. Мы думаем, что доля контекстной рекламы не уменьшится, а ее относительный рост будет зависеть от активности агентств, продвигающих медийную рекламу. Медийная и контекстная реклама решают разные задачи рекламодателя. Медийная - скорее имиджевая, это брендинг. Контекстная - скорее продающая, больше ориентированная на малый и средний бизнес. Таким образом в обозримой перспективе место будет для обоих видов рекламы.

Яндекс относится к медийной рекламе очень осторожно. Мы считаем, что реклама не имеет права мешать человеку совершить то действие, за которым он пришел на сайт, будь то поиск, отправка письма или чтение информации.

Вся реклама на Яндексе живет в строго отведенных местах, не имеет права вылезать за их границы, и поведение ее должно быть предсказуемым - у нас вы никогда не увидите назойливых окошек, ползающих за мышкой или за прокруткой страницы, или рекламы, которая распахивается при наведении мышки.

Вопрос: Какие компании чаще и больше всего размещают баннерную рекламу? Какова доля FMCG-компаний? Существует ли тенденция к увеличению доли рекламы этих компаний как в Яндексе, так и в Рунете в целом?

Для справки: FMCG – (англ. fast moving customer goods) – товары массового спроса. К FMCG можно отнести практически весь ассортимент типового супермаркета: продукты, питания, косметика и средства гигиены, средства по уходу за домом, бытовая химия и т.д.

Елена Колмановская: В вашем вопросе уже практически содержится ответ. Баннерную рекламу чаще всего размещают именно FMCG-компании. от "Coca-cola" и "Volvo" до МТС и "Билайн". Как я уже говорила, это брендинг - первую страницу Яндекса ежедневно посещает почти 4 млн человек. А соцдем аудитории интернета смещен относительно всей страны в пользу более молодых, образованных и состоятельных, то есть лакомый кусок для FMCG.

Доля рекламы растет. В 2005 году интернет-реклама составляла 2% общего рекламного рынка России, в 2006 - уже три. И это при том, что сам рекламный рынок вырос примерно на 30% (по данным АКАР - ассоциации коммуникационных агентств России).

Вопрос: Планирует ли Яндекс в нынешнем году запустить какие-то новые проекты или новые продукты? Если да, то на кого они будут ориентированы?

Елена Колмановская: Конечно, планирует, как же без этого! Ориентированы они будут как всегда - на массовую русскоязычную аудиторию.

Вопрос: Планирует ли ваша компания расширение рекламной сети?

Елена Колмановская: Да, конечно. Например, в сентябре 2006 года мы открыли сеть для вступления небольших сайтов, и они к нам продолжают идти большим потоком.

Вопрос: Сейчас все большую популярность набирают информационные электронные СМИ. Насколько популярен раздел "Яндекс. Новости"? Растет ли его посещаемость?

Елена Колмановская: "Яндекс.Новости" входят в пятерку самых посещаемых проектов Яндекса. При этом их посещаемость существенно зависит от того, что в мире происходит. Если все спокойно, людям достаточно кинуть взгляд на заголовки на первой странице и спокойно заниматься другими делами. Если вдруг произошло что-то важное, люди хотят узнать подробности.

Стоит еще отметить, что мы считаем "Яндекс.Новости" информационным, а не развлекательным продуктом, и всячески понижаем уровень "желтизны" - понимая, что теряем на этом часть трафика.

Посещаемость проекта растет (что видно в нашей открытой статистике).

Вопрос: По отношению ко всему рекламному рынку доля интернет-рекламы в России продолжает оставаться сравнительно небольшой, однако, по словам специалистов, этот сектор показывает самый быстрый рост. Может ли в обозримом будущем интернет-реклама потеснить традиционные виды рекламы? От каких факторов это будет зависеть?

Елена Колманоская: Судя по отчетам АКАР, Интернет уже теснит некоторые сегменты рекламного рынка, такие, как рекламные издания. Но, как показывает история возникновения других медиа, новый вид рекламы обычно не убивает старый, а становится частью медиа-микса.

Вопрос: "Яндекс - найдется все!" - таков слоган вашей компании. Действительно ли все можно найти в Яндексе?

Елена Колмановская: В Яндексе можно найти все, что есть в нашем Интернете. Чего нет - того нельзя. При этом мы активно работаем над тем, чтобы в Интернете появлялась та информация, которой раньше не было. Например, открыли программу по цифрованию словарей, сделали карту и индикатор пробок и т.д.

Вопрос: Бывают ли ситуации, когда спрос на рекламу превышает предложение? В таких случаях как долго клиенту приходится ждать в очереди?

Елена Колмановская: В контекстной рекламе у нас действует аукционный принцип. Так что очереди не бывает. Просто, в зависимости от выбранной стратегии, кто-то показывается выше, кто-то - ниже, кто-то - чаще, кто-то - реже. Кроме того, поскольку ключевые слова для показа выбирает рекламодатель, у него всегда есть возможность отказаться от слишком "дорогого" слова и выбрать другой контекст, менее заполненный.

В медийной рекламе такая ситуация бывает, но там, как правило, размещение бронируется сильно заранее, и, если оказывается, что площадка занята, есть время на перестройку рекламной кампании.

Вопрос: Как долго рынок интернет-рекламы будет продолжать расти?

Елена Колмановская: Опять же, мы не пророки, но думаем, что интернет-реклама должна дорасти, как минимум, до 10% общего рекламного рынка.

Вопрос: Возможно ли в Рунете появление крупных поисковиков, которые составили бы конкуренцию Яндексу и другим крупнейшим поисковым системам?

Елена Колмановская: Возможно ли появление компании безалкогольных напитков, которые составят конкуренцию "Кока-коле"? Возможно ли появление новой кредитной карточки, которая составит конкуренцию уже имеющимся?

Да, конечно, теоретически возможно. Практически - трудно. Новый поисковик должен дать людям какое-то новое качество поиска. Причем сделать это раньше, чем "старые" поисковики, которые постоянно над этим работают.

Вопрос: Сколько человек в команде Яндекса было на стадии рождения компании, и сколько человек работает в ней сейчас?

Елена Колмановская: В 1997 году, когда появился сайт www.yandex.ru, в команде Яндекса было человек десять. Сейчас в компании "Яндекс" работает более 500 сотрудников.

{videos}

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке