За телевидение придется платить – Андрей Сафронов

24.05.2005

Интервью с генеральным директором Фонда развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет-технологий, вице-президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей

На днях в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ прошло заседание коллегии. В ходе встречи рассматривался вопрос модернизации национальной телерадиовещательной сети до 2010 г. и ее перспективы до 2015 г. Среди основных задач на этот период были названы максимальный охват страны социально значимым пакетом федеральных и региональных телерадиопрограмм, сохранение пропорций между платным и доступным ТВ. Общеизвестно, что сегодняшнее состояние вещательной сети в России требует значительных инвестиций в ее модернизацию. Особую актуальность этот вопрос приобрел в свете намерений перейти на цифровое вещание. О том, возможно ли достичь этого к 2015 г. и каким образом, RBC daily рассказал генеральный директор Фонда развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет-технологий, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Андрей Сафронов.

– В прошлом году в очередной раз говорили о необходимости изменения статуса ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть» (РТРС). Кажется, это дело вполне решенное. Чем обусловлена необходимость этого, и за счет чего возможно провести изменение статуса?

– РТРС – действующая единая государственная система распространения телерадиосигнала, работающая на изношенной технической базе, созданной еще в советские времена и объективно нуждающейся в технологическом обновлении. Средств, ежегодно выделяемых из госбюджета, на необходимую модернизацию не хватает. Это общеизвестно – об этом много и достаточно громко говорят все, кто так или иначе связан с вещательной отраслью. 24 марта состоялось первое заседание коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям («Роспечать»), посвященное вопросу модернизации телерадиовещательной сети в Российской Федерации и работе РТРС. Причем в работе коллегии «Роспечати» участвовали и представители правительства и администрации президента РФ, профильных министерств и ведомств, НАТ, руководители общефедеральных телекомпаний. На заседании коллегии «Роспечати» гендиректор ФГУП «РТРС» Геннадий Скляр впервые официально озвучил основные положения стратегии РТРС. Суть плана в создании четырехзвенной структуры единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) телерадиосети: центра коммутации программ, наземных, спутниковых магистралей, региональных сетей передачи и эфирного распространения. Вновь был поставлен вопрос о необходимости акционирования ФГУП «РТРС», которое позволит задействовать рыночные механизмы привлечения инвестиций. Понятно, что государство в любом случае сохранит свой контроль над РТРС, но, по мнению Геннадия Скляра, «это будет уже рыночная конкурентоспособная компания». Согласно принятому коллегией решению, «Роспечать» обратится в профильное министерство (Министерство культуры и массовых коммуникаций) и в правительство России с предложением об исключении РТРС из перечня предприятий стратегического значения и включении его в прогнозный список предприятий, подлежащих акционированию в 2006 г.

– Тем не менее если речь идет о форме акционирования, когда 100%-ная доля акций компании останется у государства, то и денег на модернизацию сети, скорее всего, не появится. Значит, должны быть другие варианты?

– В современной России такое предприятие, как РТРС, быть передано в частные руки не может. К тому же у РТРС есть активы, которые объективно не представляют никакого интереса для потенциальных сторонних акционеров и инвесторов, но необходимы для поддержки распространения сигнала, например в малонаселенных уголках России – это социальная, государственная задача. Так что, на мой взгляд, речь идет о такой форме акционирования, которая позволит привлечь средства на масштабную модернизацию оборудования действующей сети и другие проекты, осуществляемые РТРС, при сохранении контроля государства над самим предприятием. Уже сейчас РТРС идет по пути осуществления отдельных программ, локальных проектов: активно работает в регионах, стремясь к совместному финансированию развития телекоммуникаций и необходимой инфраструктуры, не только за счет собственных средств, но и бюджетов самих регионов, пытается привлечь сторонних инвесторов. Ряд местных телерадиокомпаний, некоторые общероссийские сетевые вещатели самостоятельно решают вопросы распространения своего сигнала в регионах. Существуют крупные телекоммуникационные компании, такие как «Связьинвест» или «ТрансТелеКом», для которых поддержка телерадиовещания – бизнес неосновной, непрофильный, но, обладая соответствующими техническими и технологическими возможностями, они это делают и будут делать. Но о единой системе – сети общероссийского охвата – речи не идет, и в целом сегодня порядка 70% этих работ реально выполняется РТРС, ее отделениями на местах. Понятно, что создавать что называется «с нуля» альтернативу РТРС просто «неподъемно» – очень сложно и дорого. C индустриально-рыночной точки зрения любая конкуренция услугам РТРС – это хорошо, поскольку объективно она работает на повышение качества самой услуги по распространению сигнала. Еще одни положительный аспект – появление альтернативных операторов, особенно в регионах, ограничивает «тарифный монополизм» РТРС.

Тарифная политика – это давняя и больная тема для вещателей. Мы рады, что позиция НАТ о необходимости того, чтобы способы установления тарифов на распространение телерадиопрограмм были понятны всем вещателям, нашла понимание и поддержку «Роспечати». Выступая на заседании коллегии, глава «Роспечати» Михаил Сеславинский поддержал нашу позицию, предложив формировать прогноз на тарифы за использование телерадиопередатчиков в России ежегодно в апреле-марте – в те же сроки, когда верстается государственный бюджет. При этом «методика установления тарифов должна быть прозрачной и понятной всем участникам рынка», чтобы повышение тарифов не было стихийным, и вещатели могли к нему подготовиться. Теперь, согласно принятому коллегией «Роспечати» решению, РТРС совместно с Первым каналом, ВГТРК, НТВ и НАТ должны подготовить предложения по выработке механизмов согласованной тарифной политики, которые будут вынесены на рассмотрение Федеральной службы по тарифам.

– С 2005 г. должно было прекратиться дотирование доставки сигнала в города с населением меньше 200 тыс. человек. Значит ли это, что доля населения, которое вообще не получает сигнала, увеличилась?

– Прекращена ли дотация по городам «200 минус», пока неизвестно. Очень надеюсь, что какой-то, пусть пока временный способ решить эту проблему все же удастся найти. РТРС в данном случае выполняет социально значимую функцию, поддерживая распространение сигнала. Кстати, не так давно по итогам судебного разбирательства было принято решение о выплате РТРС средств от Первого канала за распространение его сигнала в городах с населением меньше 200 тыс. жителей за 2002–2003 гг. – порядка 65 млн руб. На сегодняшний день лишь чуть больше половины населения России имеет возможность смотреть пять и более телеканалов, вещающих в свободном доступе, около 75% – принимают три канала, и лишь Первый канал и «Россия» покрывают своим вещанием 98-99% населения страны. То есть в России, по официальным данным, остается менее 2% населения, которое не охвачено вещанием ни одного телеканала – это люди, проживающие в малонаселенных пунктах, отдаленных районах.

– Тогда каким образом будет охвачена эта аудитория?

– Вряд ли, конечно, туда будут прокладывать оптоволокно, дороговато и использование для этих целей возможностей спутниковых технологий доставки сигнала, да и жители таких городов пока не могут себе позволить установку индивидуальных антенн. Но, например, уже несколько лет в ряде российских регионов успешно реализуется проект «Телевизионная деревня». Суть этого проекта, разработанного и впервые реализованного в Ростовской области медиагруппой «Южный регион-холдинг», заключается в создании телевизионных распределительных наземных сетей для малых населенных пунктов с использованием маломощных ретрансляторов. Еще в 1999 г. создатели «Телевизионной деревни» были активно поддержаны НАТ. В дальнейшем сам проект получил поддержку Минсвязи, МПТР, полпредов президента РФ по Южному и Поволжскому федеральным округам, глав администраций ряда областей и республик России, включен в Международную программу развития коммуникаций ЮНЕСКО. Так что технические и технологические решения давно уже есть, вопрос в стоимости их осуществления. Обеспечение населения возможностью приема сигнала – задача государства. И РТРС, кстати, делает в этом направлении все, что может, но сегодня компания должна модернизировать существующую сеть распространения сигнала, а также провести подготовку технической базы по полному переводу на цифровой стандарт вещания. С переходом на «цифру», внедрением новых технологий телевещание так или иначе «накроет» и эти 1,5-2%, но, конечно, не в том объеме, что жителей Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионеров.

– Кто участвует в подготовке по переходу на цифровое вещание?

– По моему глубокому убеждению, переход на «цифру» затронет всех. В том числе и зрителей: внедрение цифрового ТВ ведет к персонификации потребления контента зрителями, к изменению самой модели взаимоотношений между вещателем и аудиторией. Официальное принятие в мае прошлого года Россией стандарта DVB в качестве национального стандарта цифрового вещания – это не просто техническое решение, определяющее стратегию дальнейшего развития нашей отрасли. Переход на «цифру» открывает новые рынки для промышленности: для производителей приставок, цифровых телевизоров, другого сопутствующего оборудования. Операторы связи получат новые бизнес-возможности для развития в освобождающихся после аналогового телевидения участках спектра. Так что круг участвующих в этом процессе объективно очень широк – сегодня нам необходимо выработать оптимальные технологические и экономические решения с учетом множества факторов, часть из которых связана с чисто российской спецификой организации телерадиовещания в России – 11 часовых поясов, неравномерность расселения, социально-экономические особенности.

– Что собой представляет программа перехода на цифровое вещание, какие аспекты учитывает?

– Пока есть постановление правительства РФ – к 2015 г. ввести в стране стандарт DVB. В нынешнем году предложения по программе полного перехода «на цифру» должны быть представлены на рассмотрение правительства России. Над ними сейчас активно работают в Мининформсвязи и в РТРС, во всех профильных ведомствах и научных институтах. НАТ как крупнейшее профессиональное объединение телерадиоорганизаций России, представляющее интересы как государственных, так и независимых коммерческих вещателей, со своей стороны принимает участие в этом процессе. Позиция НАТ принципиальна – план «цифровизации» должен обязательно пройти индустриальную общественную экспертизу. Привлечение практиков телерадиовещания и всего медиасообщества позволит сделать процесс практически приемлемым, максимально эффективным и понятным для всех участников. Мы хотим, чтобы полный переход на «цифру» осуществлялся с максимальным учетом всех интересов и в первую очередь интересов населения России, которое в результате должно получить современное, высококачественное телевидение и радио вне зависимости от места проживания. Социальный аспект – важнейший. Понятно, что подготовить общество к переходу на цифровое вещание должно государство, обеспечив его устройствами, позволяющими принимать такой сигнал. И с социальной точки зрения сегодня правомерно говорить о разработке федеральной целевой программы – по аналогии с той, по которой в 1930-ые гг. осуществлялась радиофикация нашей страны.

По прогнозам, с 2006 г. должна начаться продажа приемников, которые позволят принимать и аналоговый, и цифровой сигналы, и лишь когда большая часть населения будет ими обеспечена, начнется осуществление полного перехода на цифровое вещание. Опять же по прогнозам, в целом российский проект развития цифрового телевидения, предусматривающий запуск цифровых каналов передачи сигнала на всей территории России, будет завершен в 2010 г. Хотя уже сегодня работают опытные зоны цифрового вещания – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке.

– На законодательном уровне это отражается?

– Изменения в законодательстве, регулирующем деятельность электронных СМИ, неизбежно произойдут и уже происходят. И ряд новых законопроектов и поправок в действующие законы, безусловно, имеют в своей основе аспекты, связанные с внедрением цифровых технологий в практику телерадиовещания. Если говорить про какие-то общие вещи, то, например, идет работа над новым вариантом закона «О СМИ», более соответствующим реалиям современного отечественного медиарынка. И в законопроекте индустриального комитета СМИ, который по-прежнему остается базовым, в том числе уже заложены понятия «цифровой» эры телерадиовещания – «уномедийная среда», «мультимедийная среда». Отдельным вопросом стоит лицензирование телерадиовещания: необходимость изменений в этой сфере при переходе на «цифру» очевидна – грядет пересмотр частотных планов (в рамках одного частотного канала становится возможным давать зрителю уже 4-6 программ). Как и кому в этих условиях выдавать лицензию на вещание? Сегодня Мининформсвязи, РТРС активно презентуют свои технологические разработки и предложения и в Госдуме, и в Совете Федерации, и очевидно, что необходимо законодательно обеспечить равные условия для всех участников рынка в соответствии с реалиями и перспективами развития технологий.

– Есть подсчеты, сколько потребуется средств на переход к цифровому вещанию?

– Только примерные, поскольку пока нет базовой программы. Но запросы только РТРС на эти цели постоянно растут: если в конце прошлого года Геннадий Скляр говорил, что для перевода эфирного вещания на «цифру» и модернизацию оборудования необходимо 22-30 млрд руб., то на уже упоминавшемся заседании коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, прозвучала цифра 40 млрд руб.

– Что будет делать НАТ как консолидатор в области цифрового вещания?

– Если вас интересуют конкретные мероприятия, то, например, в мае в Красноярске пройдет Вторая специализированная выставка «Телерадиокоммуникации. ТРК-24». НАТ второй год поддерживает этот региональный форум, результатом которого должно стать распространение и внедрение новейших вещательных технологий в практику отечественного регионального телевещания. Мы активно развиваем собственный проект «НАТ ЭКСПО» – международную выставку технологий и оборудования для теле-, радио- и интернет-вещания. В этом году она пройдет 16-19 ноября в МВЦ «Крокус Экспо». Параллельно с выставкой «НАТ ЭКСПО’2005» будет проходить IX Международный Конгресс НАТ, где тема «цифровизации» будет основной. В рамках подготовки к нему в августе мы планируем провести в Ханты-Мансийске на базе окружной телерадиокомпании «Югра» – признанного лидера регионального вещания России – большой семинар-практикум для технических специалистов региональных телерадиокомпаний, посвященный вопросам внедрения и практического использования цифровых технологий. На сентябрь-октябрь мы планируем проведение общероссийской конференции «Повышение эффективности управления технологическим циклом телерадиокомпаний в условиях их перехода на цифровое вещание».

– И все же реально ли за 11 лет ввести в России цифровое вещание?

– Теоретически – да, практически – это зависит от того, какая концепция и государственная программа по полному переходу на «цифру» будет принята правительством. Кроме того, нужно учесть, что переход на «цифру» – это неизбежный переход к плате за телевидение. Поэтому осуществим ли за ближайшие 10 лет переход на цифровое вещание, зависит еще и от этого. В России за много лет все привыкли к тому, что телевидение – услуга бесплатная. В Москве мы имеем 16 каналов в открытом доступе… Позиция обывателя: так зачем платить? Это проблема не только психологическая, но и социально-экономическая: сумма в 10-20 долл., некритичная уже для большинства жителей крупных городов, которые все активнее становятся подписчиками операторов платного ТВ, по-прежнему «неподъемна» для проживающих в менее населенных регионах страны. И видимо учитывая это, государство в программе цифровизации должно заложить возможность просмотра пакета доступных каналов на основе социальной дотации, а все остальные – по выбору за деньги. Похоже, другого выхода нет. Но общемировые тенденции и развитие нашего рынка показывают, что плата за телевидение – неизбежность, ибо ближайшая перспектива – это развитие тематических нишевых каналов. Так что зрителю придется платить.

{videos}

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке