Реклама и внешний облик города

06.04.2005

В гостях: Михаил Москвин-Тарханов Ведущая: Наталья Мамедова


Городской парламент представляет Михаил Москвин-Тарханов, и мы сегодня разговариваем об очень интересной теме: Московская Дума разрабатывает законопроект, который должен ужесточить требования к рекламе, которая размещается на улицах нашей столицы. Я думаю, что все москвичи давно заметили важность и остроту нашей проблемы.

Н.МАМЕДОВА – Дума давно походила к вопросу о рекламе. Пыталась принять в первом чтении этот документ, но не приняла. Расскажите нам историю и почему не приняли?

М.МОСКВИН-ТАРХАНОВ – Дело в том, что, с одной стороны, в Московскую городскую Думу постоянно обращаются граждане, деятели культуры, религиозные деятели, верующие граждане, неверующие граждане: все недовольны ситуацией с наружной рекламой, с теми растяжками, щитами, световыми табло, которые находятся в городе. Их очень много. Они не всегда удачного рисунка, иногда даже непристойного содержания. И при этом они полностью вытеснили нормальную городскую среду со многих центральных, в том числе исторических улиц. Это неправильно.

С другой стороны, есть федеральный закон о рекламе. Этот закон относится к сфере информации, к сфере единого рынка и к сфере гражданско-правовых отношений. Мы не имеем право вмешиваться в эти вопросы своим законодательством. Также мы не имеем право цензурировать каким-то образом любую продукцию, поскольку цензура запрещена прямо Конституцией, там есть такая прямая запись: «Цензура запрещена».

Поэтому мы находимся в трудном положении. С одной стороны, нужно отрегулировать эту ситуацию, а, с другой стороны, правовых рычагов у нас страшно мало. Я попробовал пойти по следующему пути. Мы разобрали ситуацию, что же, собственно, тревожит в рекламе москвичей. Первое, это искажение исторического облика города, на исторических зданиях, где архитектор утверждает вместе с органом охраны памятников каждую деталь, каждую балясинку, каждый кусочек карниза, каждую лепнинку. Вдруг вся эта лепнина, все эти карнизы, все эти колонны скрываются огромным плакатом, который не имеет ни малейшего отношения к этой улице не по цвету, не по дизайну, не по содержанию. И таким образом просто разрушается городская среда. Что видят наши дети? Они не видят исторического города. Им трудно жить и воспитываться москвичами, когда они не видят своего города, когда они живут внутри глянцевого журнала среднего уровня.

Второе, что беспокоит москвичей: появляется непристойная реклама. Появляются люди в таких позах, занятые такими делами, что в приличном обществе таких слов не произносят, а тем более в обществе детей. А дети ходят по улицам и видят это каждый день. Появляется искажение русского языка, появляется непристойности замаскированные, скрытые. Появляется постоянно развращающая линия в рекламе. Это совершенно недопустимо.

И третье, это реклама гигантская, реклама часто светящаяся, реклама, расставленная в разных местах. Отвлекает пешеходов, отвлекает водителей, наносит вред психическому здоровью москвичей, часто бьет по нервам. Разрушается визуальная среда, видеоэкология, что называется, и это тоже очень опасно. Вот три темы: тема здоровья, тема нравственности и тема культуры. Я взял на себя сегмент темы нравственности. И внес проект закона, который должен был отрегулировать следующее. Он должен был не допустить появление обнаженных людей на рекламе, причем, с обнажением тех частей, которые по всем правилам приличия не допускаются. Также людей, принимающих неприличные позы, недвусмысленные. Кроме того, появление бранных слов и выражений или каких-то евфмизмов, напоминающие эти слова, каждый знающий русский язык может прочитать и понять подтекст. А также искажения правил русского языка. Я это внес на Думу.

Часть депутатов высказывалась, что мы превысим свои полномочия, другие говорили о неэффективности данного проекта. А депутат Крутов предложил объединить обе темы. Он давно уже занимается вопросами художественного оформления города с точки зрения архитектурного облика, с точки зрения сохранения облика. В принципе, это содержание рекламы отчасти может быть вписано в проблему городской среды, то есть реклама соответствует виду, тону, духу улицы или не соответствует. И эта дискуссия привела к плодотворному решению объединить наши усилия в одном законе.

Я уловил общее беспокойство по этому вопросу, я снял свой закон в пользу будущих наработок, будущей концепции Александра Николаевича Крутова. Более того, мы твердо решили вместе начать работать над концепцией этого закона, представить до лета концепцию, если удастся, и сам закон. Начать работать вместе с Москомархитектуры на эту тему, чтобы решение о размещении рекламы принимал архитектор, а уже в договорные обязательства вступала другая городская структура – комитет по рекламе.

Н.МАМЕДОВА – Но у нас ведь в Москве есть комитет по рекламе. Он чем занимается?

М.МОСКВИН-ТАРХАНОВ – Он предоставляет места под размещение рекламы и взимает плату за эти места. Контролирует некоторые вопросы безопасности и так далее, согласует с разными инстанциями, выпускает документы. Это скорее финансовый механизм контроля. Потому что содержание рекламы, если она непристойная, контролирует федеральная структура: антимонопольный комитет, Федеральная антимонопольная служба (ФАС). И вот эта служба, в принципе, граждане могут обращаться в нее, и она может оштрафовать и снять рекламу, если она не соответствует требованиям приличия.

То есть мне сразу сказали: не подменяй ФАС. И здесь еще возникает такой вопрос, что нет смысла работать сразу на нескольких полях. Нужно все это объединить в единую концепцию городского художественного оформления. Туда входит и внешний вид фасадов, и малая пластика улиц и общий видеоряд улицы, потом появляется витрина. Витрина – важный момент, это не всегда реклама. Потом реклама. Все это вместе образует художественное убранство. Художественное убранство, декоративное убранство города находится в ведении субъекта Федерации. Регулируется не федеральным законом, а нашим московским законом. Об этом есть специальная запись в уставе города Москвы, это соответствует Конституции Российской Федерации.

Н.МАМЕДОВА – Вот этим можно воспользоваться!

М.МОСКВИН-ТАРХАНОВ – И вот этот закон Александр Николаевич с моей помощью будет делать.


2849
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :