Термокружки

О новых правилах размещения наружной рекламы и ожидаемом облике Москвы


Наконец, дошли руки до рекламы у нового руководства города. Как изменится ее место и роль для Москвы? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента СМИ и рекламы города Владимиром Черниковым.

Москва, задыхающаяся от изобилия рекламы на улицах, давно стала притчей во языцех. И сколько бы городские власти ни обещали очистить ее от гигантских панно и транспарантов-перетяжек, годами ничего не менялось.

Без панно и перетяжек

- Владимир Васильевич, каких новаций жителям столицы ожидать от властей по отношению к рекламе в городе?

- До сих пор правила, по которым формировался рекламный рынок в Москве, диктовались в основном представителями рекламных компаний.

Действующие нормативные документы не позволяли подвергнуть их даже сомнению. Но москвичи устали от такого количества рекламы - настала пора услышать их. Навести порядок, надеюсь, помогут в том числе и поправки в Закон "О рекламе", несовершенство которого во многом способствовало созданию ситуации, которую мы наблюдаем.

- Строительных сеток, закрывающих фасады зданий, великое множество по всему центру. Первым шагом к избавлению от крупногабаритной рекламы стало открытие городу здания газеты "Известия" на Пушкинской площади. Собственник сам снял панно, провисевшее пять лет, в тот же день, как только правительство Москвы приняло решение на этот счет.

- К этому подтолкнули нас сами рекламные компании. Они обратились в ФАС с жалобой на то, что столичные власти незаконно требуют от них получения разрешения и строительного ордера при установке такой рекламы. Мы отменили выдачу и ордеров, и разрешений, одновременно запретив сами рекламные конструкции, которые вынуждают москвичей годами жить в своих квартирах, не видя света белого, а также захламляют архитектурный облик города.

- Дом, с которого начинается Тверская у Белорусского вокзала, где жила Галина Уланова, где Лебедев-Кумач написал свои знаменитые строки: "Вставай, страна огромная...", тоже удастся освободить от рекламы? Крупная зарубежная фирма использует его фасад для своего прославления уже лет 7 - 8...

- Удастся. Работа ведется.

- А когда остальные здания очистятся?

- Пока идет инвентаризация. Тем, у кого действие договора на установку строительной сетки закончилось, высылаем предупреждение о демонтаже. Предупреждаем дважды, добиваясь, чтобы сняли сами. Не снимают? Город демонтирует за бюджетные деньги. Но затем мы обратимся с иском в суд, чтобы компенсировать затраты. Проблема в том, что у 80 процентов строительных заборов хозяев рекламы невозможно найти.

- Разве их установку никто не контролировал?

- До 2010 года контроль за установкой рекламы в не установленных местах был возложен на объединение административно-технических инспекций города. ОАТИ выписывало предписание и направляло его в комитет рекламы, который и принимал меры для снятия незаконной конструкции. ОАТИ же и штрафовало виновного. Потом в КоАП внесли изменения, и это право передали правоохранительным органам, у которых и без того забот хватает. К тому же сам штраф со 150 тысяч рублей снизили и теперь максимум на что можно наказать владельца такой конструкции, - 80 тысяч рублей. Ну кого такой суммой напугаешь?

В любом случае к новогодним праздникам город будет очищен от подобной рекламы, так как в ноябре даже у владельцев законных конструкций разрешения заканчиваются.

- Но ведь были дома, жители которых с помощью рекламы действительно ремонтировали их!


- Если ремонт нужен, то его, разумеется, надо делать. Мы-то снимаем сетки и строительные леса со зданий, где ремонт объявляли, но он годами не делался. Чтобы такое не повторилось, будем устанавливать конкретные сроки, на которые реклама вывешена, и смотреть, чтобы она не превращалась в бессрочную.

- Кое-где рекламу сняли... Остались голые конструкции и рваная сетка... Тоже не украшение!

- Да, прецеденты имеются. Собственник бросил вызов: ах, вы так! Ну, тогда я вам вот так! Надо привыкать жить по закону. Убрали рекламу, а ремонт не закончили? Повесьте аккуратную сетку, соответствующую ГОСТам, чтобы не портила внешнего облика города.

- А перетяжки тоже снимут?

- Мы будем стараться это сделать! Ни в одном уважающем себя городе нет перетяжек как вида рекламной конструкции. Они ведь не только напрочь уродуют архитектуру города и закрывают перспективу, но еще и подвергают опасности автомобилистов. Не случайно ГОСТами европейских стран их использование запрещено стандартами безопасности движения. У нас же спрос на них огромен. По Москве установлено более 2 тысяч перетяжек!

- Надо признать, что в целом все же реклама приносит неплохие доходы столице.

- Она занимает третье место по объему доходов в городской бюджет. В 2010 году дала, например, 2,3 миллиарда рублей.

- Город готов отказаться от этих денег?

- Напротив, я уверен, что он может получить даже больше средств от этой отрасли. Это показал первый же аукцион, проведенный департаментом совместно с "Мосгортрансом". Результат? Победитель заплатит за право размещать рекламу на бортах городского пассажирского транспорта в течение пяти лет почти 2,2 миллиарда рублей. В предыдущую пятилетку "Мосгортранс" получил 280 миллионов рублей. Разница очевидна! Уверен, что аукцион, который планируется провести 21 июня по размещению рекламы в метрополитене, окажется не менее эффективным. На участие в нем подали документы уже семь компаний. По нашим прогнозам, он может принести в казну не менее 3 миллиардов рублей вместо прежних 700 миллионов.

- Какие потери, по-вашему, понесла Москва из-за засилья фактически нелегальной рекламы?

- Довольно ощутимые. Нас радует, что большая часть операторов рекламного рынка с пониманием относятся к действиям правительства Москвы. Они тоже устали от незаконной рекламы, от правил, которые кто как хочет, так и трактует. Вот почему мы придаем такое большое значение выработке единых правил размещения в городе рекламы. Проект их в ближайшее время будет вынесен на заседание правительства Москвы. Первое, что предусматривается, это сокращение вдвое числа организаций, согласовывающих установку рекламы, - из нынешних 20 останутся 10. Это важно, так как прохождение каждой из отмененных организаций требовало от рекламодателей не только массы времени, но и стоило денег. Сейчас к тому же все можно сделать, обратившись в "одно окно" департамента.

Появится в открытом доступе и реестр рекламных мест. Но самое принципиальное новшество состоит в том, что мы больше не будем говорить рынку, как было до сих пор: ищите сами себе рекламные места и затем приходите к нам за согласованием. Места определим мы и, уже согласованные, вынесем их на конкурс.

- Но ведь вас легко будет обвинить в переделе рынка!

- Какой же это передел, если все пойдет через аукцион?!

- А малый бизнес не пострадает?

- Нет. Для него предусмотрено 20 процентов от всех рекламных мест, имеющихся в городе.

- Представители одного из агентств спрашивают: после того как будет потеснена гигантская реклама, собираются ли в Москве снова использовать рекламно-информационные тумбы? Они компактны и могут украсить скучные места.

- Почему бы и нет? В том же парке Горького, откуда мы убрали 37 огромных конструкций, за которые город не получил ни копейки. В парке им не место, а тумбы, как и другую уличную мебель - лавочки и т.д. - вполне можно использовать для размещения рекламы. Это и в концепции будет оговорено.

Дорогу доброму и вечному

- А где же место социальной рекламе?

- Везде, где есть место рекламе вообще. В соответствии с законом и нормативными актами правительства Москвы под нее отводится 15 процентов от общего числа рекламных мест. Проблема в том, что пока нет единого понимания, а что это такое - социальная реклама. Межведомственная комиссия, созданная правительством Москвы, пока в каждом случае вынуждена голосовать, является предложенная информация социальной или нет. Это нормальный процесс, в ходе которого выкристаллизуются более четкие критерии. Например, мы уже отказались от того, чтобы признавать социальной рекламу обо всех платных концертах и спортивных зрелищах. Согласитесь, какая же это социальная реклама, если билет на матч по боксу стоит тысячу долларов? Социальная реклама должна помогать не зарабатывать кому-то, а призывать к доброму, вечному. К поддержке семьи, защите детства, уважению к инвалидам...

- Ваш департамент отвечает также за световое праздничное оформление города. Есть идеи, как обновить его?


- Мэр дал поручение провести Московский международный фестиваль света. Подобные шоу проводят многие города мира, и везде они пользуются огромным успехом. Автором сценария наших программ мы пригласили режиссера самого знаменитого в мире Лионского фестиваля света, который готовил открытие и закрытие Олимпиады в Пекине. В Лионе посмотреть на эту красоту собирается до четырех с половиной миллионов зрителей.

- Если столько желающих будет и в Москве, разве увидишь что-нибудь без блатного билетика?

Черников: Фестиваль будет абсолютно бесплатным, и мест хватит всем, так как под него выбрано сразу 15 площадок вокруг Кремля: Манеж, храм Христа Спасителя, Дом Пашкова, Большой театр, Красная площадь... Очень интересную картину планируем сделать на Москве-реке. Так что каждый москвич сможет заранее выбрать наиболее удобную точку, с которой будет смотреть на это чудо.

- И когда фестиваль состоится?

- Планируем 20 - 23 октября.

Говорит Москва

- Ваш департамент называется "СМИ и рекламы". СМИ, похоже, тоже ожидает реформирование?

- Нам достался в наследство очень богатый информационный ресурс, каким вряд ли может похвастаться еще какой-то регион. Городская газета "Вечерняя Москва", "Тверская, 13" - официальный печатный орган правительства Москвы. Кроме того, зарегистрировано 190 районных, окружных, муниципальных газет общим тиражом около 7 миллионов экземпляров, из которых, по нашим оценкам, выходит около 160. Большая часть этих газет сформировались в 90-е годы и бесплатно распространялись среди москвичей. Несмотря на то что все они несут достаточное количество полезной информации о деятельности органов местной власти, они вызывают у москвичей массу нареканий и по качеству, и по количеству. Многие горожане задают вопрос: а нужно ли таких изданий так много? Внесу ясность: закрывать ни одно из них мы пока не собираемся. Понимаем, что каждое затрагивает очень много интересов. Но с финансированием потихоньку разбираемся. Если у префектуры или органа местного самоуправления есть средства на выпуск своей газеты - флаг им в руки, пусть издают. Другое дело, если ее выход целиком зависит от бюджета города.

- Какую цель ставит перед собой правительство Москвы, реформируя "Вечернюю Москву"?

- Хочется сделать из "Вечерней Москвы" качественную городскую газету. Основной ее задачей мы считаем подачу городской информации, способность популярно и доходчиво информировать горожан о деятельности мэра и правительства Москвы. Первым шагом к этому стало назначение нового редактора - Александра Куприянова.

- А что ожидает "Тверскую, 13"?

- Как официальная газета правительства Москвы, она должна преподносить сведения в полезной и доходчивой форме, сопоставлять разные точки зрения, выявлять и показывать проблемы мегаполиса. Сухая и официальная информация, даже обобщенная и структурированная, для большинства москвичей не всегда понятна и интересна. Думаю, в течение года разберемся, какие газеты столице нужны и что для этого потребуется сделать. В любом случае СМИ будут иметь поддержку от города не в меньшем объеме, чем прежде.

- У столицы есть еще и свое радио, телевидение...

- Разбираемся и с ними. Например, в радиоканале "Говорит Москва" город имеет 40 процентов акций, а 60 процентов принадлежат частным лицам. Но при этом канал полностью финансируется из средств бюджета Москвы, что, на наш взгляд, неправильно. Что же касается ТВ, то мы хотим создать на базе нашего канала "Столица" новый канал.

- Каким он вам представляется?

- Это будет круглосуточный московский информационный канал, который будет в режиме онлайн поставлять москвичам информацию о жизни столицы, комментарии из первых рук руководства города обо всем происходящем.

- Разве мало для этого имеющихся каналов?

- ТВ-центр - федеральный канал. Его работой мы довольны. Не устраивает уровень двух наших чисто городских каналов - "Доверие" и "Столица". И прежде всего их рейтинги. Мы считаем, что можно добиться гораздо большего результата с теми возможностями, которые у них есть. Что и намерены доказать при создании нового канала.

- И когда же он появится?

- Планируем презентовать ко Дню города.

Любовь Проценко,
{videos}

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке