ПРОТОКОЛ №1
совещания по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях
20 июня 2007 г.


Присутствовали:

Артемьев Игорь Юрьевич, Руководитель ФАС России
Чуров Владимир Евгеньевич, Председатель ЦИК России
Кашеваров Андрей Борисович, Заместитель руководителя ФАС России
Казьмин Владимир Иванович, Начальник Правового управления ЦИК России
Пузыревский Сергей Анатольевич, Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России

Выступили: Артемьев И.Ю., Чуров В.Е., Кашеваров А.Б., Казьмин В.И., Пузыревский С.А.


1. Указать на неоднозначность трактовки части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», запрещающей размещение политической рекламы на рекламных конструкциях, в совокупности с положениями статьи 64 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Признать необходимость применения положений рекламного и избирательного законодательства Российской Федерации, в части размещения политической рекламы на рекламных конструкциях, в соответствии с приложением к Протоколу.


Руководитель Федеральной антимонопольной службы
И.Ю. Артемьев

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
В.Е. Чуров

Приложение
к Протоколу совещания по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях
от 20 июня 2007 г.



О применении законодательства при размещении политической рекламы на рекламных конструкциях

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.

По мнению ФАС России, поскольку политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, применяемое в Федеральном законе «О рекламе», то ее размещение на рекламных конструкциях противоречит требованиям части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», и не допускается.

Статья 64 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» допускает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации по вопросам референдума.

Статья 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также содержит аналогичное положение и предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов.

Положения указанных законов создают неоднозначность в трактовке части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», запрещающей размещение политической рекламы на рекламных конструкциях.

При таких условиях, по мнению ФАС России и ЦИК России, комплексное толкование положений законодательства должно осуществляться с позиций Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что права и свободы человека является высшей ценностью государства. При этом к важнейшим правам граждан относятся их избирательные права и право на участие в референдуме.

Поэтому, учитывая, что Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» имеет приоритет над Федеральным законом «О рекламе», а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит аналогичные с Федеральным конституционным законом положения по вопросу размещения агитационных материалов, то, по мнению ФАС России и ЦИК России, размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях допускается в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации.

Указанная трактовка положений законодательства Российской Федерации позволяет обеспечить реализацию избирательных прав граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, и исключает их возможное нарушение в период проведения предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума.

Следует отметить, что за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается. При этом, поскольку информационные материалы ЦИК России и избирательных комиссий об организации выборов или референдума не являются агитационными, то на них указанные ограничения не распространяются.

Поэтому, учитывая, что нецелевое использование рекламной конструкции является основанием для аннулирования разрешения на ее установку органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение, ФАС России и ЦИК России отмечают, что у органов местного самоуправления отсутствуют основания для принятия мер, предусмотренных частью 18 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» при выявлении случаев размещения на рекламных конструкциях агитационных материалов в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации.

Требования к содержанию агитационных материалов устанавливаются пунктом 9 статьи 48, пунктом 2 статьи 50, пунктом 2 статьи 54, пунктами 1, 11, 51, статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Требования к срокам распространения и порядку размещения агитационных печатных материалов установлены пунктом 1 статьи 49, пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Несоблюдение вышеуказанных требований является основанием для привлечения соответствующих субъектов избирательного процесса к установленной законом ответственности (отказ в регистрации либо отмена регистрации, назначение административного наказания в соответствии со статьей 5.10 или 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и др.).

В случае нарушения требований к содержанию агитационных материалов, к срокам распространения и порядку размещения агитационных печатных материалов избирательные комиссии принимают меры по устранению допущенных нарушений, в том числе на основании пункта 8 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращаются в правоохранительные органы с представлением об изъятии незаконных материалов (включая их снятие).

Если в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» рекламная конструкция, на которой размещены агитационные материалы, подлежит демонтажу в связи с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе при ее установке и эксплуатации, органу, принявшему решение, ведущее к демонтажу рекламной конструкции, рекомендуется известить об этом избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого был распространен агитационный материал, и (или) ЦИК России, а также кандидата (избирательное объединение).


ПРОТОКОЛ № 2
совещания по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях
06 августа 2007 г.


Присутствовали:

Артемьев Игорь Юрьевич, Руководитель ФАС России
Чуров Владимир Евгеньевич, Председатель ЦИК России
Кашеваров Андрей Борисович, Заместитель руководителя ФАС России
Казьмин Владимир Иванович, Начальник Правового управления ЦИК России


Выступили: Артемьев И.Ю., Чуров В.Е., Кашеваров А.Б., Казьмин В.И.

В связи с вступившими в силу 25 июля 2007 г. изменениями в Федеральный закон «О рекламе», а также поступлением депутатских запросов по размещению политической рекламы на рекламных конструкциях ФАС России и ЦИК России считают необходимым отметить.

1. С учетом позиции, отраженной в приложении к Протоколу от 20.06.2007, подтвердить, что в течение агитационного периода политическая реклама, то есть предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, может размещаться на рекламных конструкциях в соответствии с избирательным законодательством.

2. В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», вступившей в силу 25.07.2007, признать, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оплата рекламы не связанной с выборами деятельности политических партий и иных избирательных объединений, отдельных политических деятелей с использованием фамилии или изображения кандидата, наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда.

3. Материалы, содержащие призывы голосовать за либо против кандидатов, списка кандидатов или политические партии в целом до начала агитационного периода не допускаются к размещению на рекламных конструкциях. При этом агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией списка кандидатов.


Руководитель Федеральной антимонопольной службы
И.Ю. Артемьев

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
В.Е. Чуров

Пресс-служба ФАС России