Заветное слово «Россия»


Oстанется вместе со Сбербанком.

Заветное слово «Россия»
Депутаты Владислав Резник и Лиана Пепеляева внесли в Госдуму законопроект, позволяющий Сбербанку России оставить в названии слово «Россия», лишиться которого банк должен из-за поправок в Гражданский кодекс (ГК), вступивших в силу 1 января. Депутаты предложили изменить закон «О банках и банковской деятельности», разрешив банкам с долей государства в капитале более 50% оставить в названии слово «Россия» и его производные. Не исключено, что вслед за Сбербанком право использовать слово «Россия» и его производные получат и другие компании, упоминающие его в своем бренде.

Поправки, которые депутаты внесли в Госдуму, разрешают использовать наименования с использованием слов «Россия», «Российская Федерация» или их производные только банкам, в уставном капитале которых не менее 50% принадлежит государству или Центробанку». Например, Сбербанку России. Как говорится в тексте пояснительной записки, «включение в наименование банка официального наименования Российской Федерации сложилось исторически, слова «Сбербанк России» обозначают не только территорию обслуживания, но и его социальную значимость, признанность населением и широкую известность».

Инициатива депутатов связана с тем, что 1 января вступила в силу четвертая часть ГК, о правах на интеллектуальную деятельность и средства индивидуализации, в том числе фирменные наименования юрлиц. Согласно п. 4 ст. 1473 ГК, наименованием юрлица не могут служить полные или сокращенные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. Обладать таким именем могут только компании, доля государства в капитале которых более 75%.

Кроме того, ст. 14 закона №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» гласит, что все юрлица, не соответствующие нормам ГК, должны сменить наименования при первом после 1 января 2008 года изменении в учредительных документах организации. «Если фирменное наименование не соответствует ГК, то налоговая служба может обратиться в суд с иском о понуждении к смене наименования», — отмечает юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов. — При этом ГК обязывает компании изменить наименования при «первой удобной возможности», то есть, например, на общем собрании акционеров.

Таким образом, нововведения ГК могут поставить крест на целом ряде банковских брендов: помимо Сбербанка в своем названии слово «Россия» и его производные используют еще свыше десяти банков, из которых только три, Россельхозбанк, Российский банк развития и Росэксимбанк имеют долю государства более 75%. Ну а у Сбербанка госдоля составляет 57,6%. «Для любого банка важен бренд, именно по нему узнают его клиенты. Любое его изменение влечет как расходы на ребрендинг, смену бланков, изменение внутренних документов, но еще и расходы на извещение клиентов», — неофициально заявили РБК daily в одном из банков, в названии которого есть слово «российский». Впрочем, некоторые банкиры уже нашли выход. Так, Росбанк имеет в распоряжении заключение лингвистической экспертизы о том, что его название не имеет ничего общего со словами «Россия» и «Российская Федерация», а также не является производным от них.

Впрочем, нововведение в ГК в любом случае уже должно было коснуться целого ряда известных брендов: например, «Аэрофлот — Российские авиалинии», страховой компании ОСАО «Россия», а также ряда других организаций. По ГК, стоит их акционерам собраться для смены менеджмента или одобрения допэмиссии, как им придется менять название компании.

Как полагает депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, если внести поправки в закон о банках, то они будут действовать. «Однако, если мы под каждую конкретную организацию будем менять нормы закона, то что от закона останется? И если завтра государство решит снизить свою долю, нам опять придется его поменять?» — отмечает он. По словам г-на Аксакова, «нужно изменить норму кардинально и сохранить имена всем компаниям, носившим его до 1 января».

«Мы поддерживаем инициативу по сохранению возможности использовать бренд «Россия» за компаниями, зарегистрированными до 1 января 2008 года, — заявил первый замгендиректора ОСАО «Россия» Артур Сибеков. «Такой законопроект нужен, — отмечает начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг. — Ведь мы хотим, чтобы название нашей авиакомпании не претерпело изменений: мы являемся национальным перевозчиком, а доля государства в капитале равна 51,17% акций».

«Это можно сделать поправкой в ГК в статью, что значительно удобнее, чем менять один профильный закон. Этот вопрос уже обсуждался на комитете, и многие депутаты высказались за, — рассказал Анатолий Аксаков. — Я готов это сделать, и было поручение банковского комитета. Теперь мы будем предпринимать шаги». Вероятно, что проект будет внесен уже на этой осенней сессии.

По мнению Игоря Симонова, поправки в ГК вообще не нужны. «Они не согласуются с существующей нормой. Речь ведь идет о репутации государства, о повышении статуса этих наименований. А если принимать поправки, то придется делать множество исключений, которые будут ставить под сомнение весь принцип и не будут соответствовать принципами ГК, — считает г-н Симонов. — Ведь тот, кто раньше вышел на рынок, получил преимущества. А это уже двойные стандарты».


ЮРИЙ НЕХАЙЧУК

1234
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :