Французский ТВ-король лишится трона


В конкурентной борьбе с цифровыми каналами.

Лидер французского телерынка TF1, правящий бал уже не один год, может потерять свои позиции. Его рыночная доля и доходы от рекламы снижаются, а конкуренты не дремлют. К тому же программы TF1 становятся все менее интересными для потребителей. Некоторые аналитики, однако, не считают будущее компании совсем мрачным.

Французы гордятся своей исключительностью в области европейской культуры. Особое положение в Европе занимает и французский лидер телерынка TF1. Рыночная доля котирующейся на бирже компании, контрольный пакет которой принадлежит концерну Bouygues, еще в 2007 году составляла более 30%. Для сравнения: лидер Германии RTL занимает на рынке лишь около 15%. Но удачные времена для французов уже миновали.

Цифровое телевидение, стартовавшее в 2005 году, коренным образом меняет телерынок Франции. В начале года доля TF1 впервые в истории компании стала заметно ниже 30%. На прошлой неделе руководство телекомпании сообщило о том, что, согла­сно прогнозу, доходы от рекламы в этом году существенно снизятся. И это после того, как еще несколько недель назад компания предсказывала рост оборота.

TF1 занимала на француз­ском рынке ведущие позиции в течение многих лет, поскольку с помощью антенны телевизоры могли принимать только пять бесплатных каналов. Альтернативой предложению телекомпании являлся лишь весьма дорогостоящий пакет CanalSat. В других странах телерынок выглядел куда более привлекательно. Так, в Германии начиная с 80-х годов появлялись дюжины спутниковых или кабельных каналов. Борьба с новыми конкурентами обнажает недостатки бизнес-модели группы TF1. «К структурным проблемам добавляются ошибки менеджмента», — считает Николя Жендр, аналитик Exane BNP Paribas. При распределении частот для цифрового телевидения компания не смогла закрепить за собой частоты для нового телеканала. «И это при том, что именно цифровые каналы сейчас растут», — критикует телекомпанию г-н Жендр. TF1 признается, что совершила ошибку. «Если бы продавался цифровой канал, мы бы его купили», — сообщил представитель концерна.

«Дочка» концерна Bertelsmann, М6, поступила хитрее и претендовала на частоты, распределяемые государством, для молодежного канала W9. Такая активность принесла свои плоды. В первом квартале дочерние каналы М6 праздновали 29-процентный рост, тогда как филиалы TF1 переживают стагнацию. Кроме того, на TF1 негативно влияет изменение предпочтений французских потребителей. Так, согласно исследованиям, молодежь во Франции все активнее обращается к Интернету, а не к телевизору.

Медиаэксперты и аналитики критикуют также программы, которые показывает TF1, называя их слишком примитивными. Среди них преобладают американские сериалы или такие шоу начинающих исполнителей, как Star Academy. Конкурс певцов пережил уже семь сезонов и по­стоянно теряет зрителей. Вместо того чтобы предложить потребителям что-то новое, TF1 «эксгумировал» аналог российского «Поля чудес».

Аналитики UBS, однако, не считают будущее лидера рынка совсем мрачным. В начале января президент Франции Николя Саркози объявил, что общественные каналы больше не смогут показывать рекламу. «Новости от регулирующих органов могут значительно изменить биржевой курс телеканалов», — написали в прошлую пятницу в исследовании эксперты UBS. Exane BNP Paribas, однако, менее оптими­стичен. «Отмена рекламы на общественном телевидении должна происходить пошагово», — считает аналитик г-н Жендр. Речь идет о переходном периоде до 2009 года, равном 14 месяцам. «Тем временем рыночная доля TF1 может упасть до 25%», — предостерегает эксперт.

Хольгер Алих


ПЕРЕВОД ТАТЬЯНЫ ГЛАЗКОВОЙ

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке