Действительно, зачем людям ходить к избирательным урнам 2-го марта?
На думских выборах ситуация была совсем иная. Намного проще. Конечно, было понятно, что «Единая Россия» побеждает с подавляющим преимуществом. Но тогда люди все-таки шли голосовать. Одни - стремясь выразить свою поддержку Путину. Другие (те, кто собирался голосовать за конкурентов «единороссов») - руководствуясь надеждой, что их голос может стать чрезвычайно важным. Окажется той последней песчинкой, которая склонит чашу весов на сторону его партии. И та получит необходимые для прохождения в Думу 7% голосов.
А на президентских выборах ни одна, ни даже несколько песчинок ни малейшей роли сыграть не могут. Тут нужны вереницы КАМАЗов и БЕЛАЗов, доверху наполненные этими песчинками.
Но этим КАМАЗам неоткуда взяться. Избирательная кампания еще в самом начале, а по всем опросам и рейтингам Медведев уже далеко опережает каждого из своих конкурентов. И даже сумма поданных за них голосов вряд ли дотянет до 50%. Иначе говоря, ситуации «выборов» никак не просматривается. А тогда - зачем идти на избирательные участки?
Словом, ЦИКу придется особо постараться.
Что касается Думской кампании, те, кто ее разрабатывал, и те, кто утверждал, ею остались довольны. Отметили ее неожиданность, смелость, нестандартность («креативное решение в духе рефлексии на агитки 20-х годов позволило сделать рекламу динамичной, наполнить внутренней энергетикой, создать драматургию»). И предварительно было объявлено, что для президентской кампании будет разработан несколько иной - отличный от думских выборов - дизайн роликов и печатной продукции.
Но, видимо, дизайном дело не должно ограничиться. По инерции, сформировавшейся за длинные новогодние праздники, хочется людям говорить только хорошее. Конечно, хорошо, что это был креатив, а не просто прямолинейная скучная агитка. Но ведь на этом все хорошее и кончается.
Вот, например, как выглядели тексты некоторых рекламных роликов и плакатов на Думских выборах:
"Если ты не совсем уже пень, побеги (с налета и не поймешь, что ударение тут на втором слоге - что это про молодые ростки, а не призыв куда-то бежать - А.В.) дающий, - иди, возьми бюллетень, проголосуй за будущее".
«Правильно выберешь - будешь рад: твоя страна - твой результат!» - довольно бессмысленно, согласитесь?
«Ставь, что хочешь - хоть галку, хоть крестик. Твой депутат на нужном месте!» - и это тоже.
"Стране твоей выбор нужен - иди, голосуй, наплюй на стужу"...
Все-таки, что-то царапает здесь глаз, слух и чувства людей, которые дружат с русским языком, тех, кто в стихотворной форме ищет не только складности рифм и соблюдения размера, но и смысла.
Конечно, «Окна РОСТА», на которые ориентировались авторы думской рекламной кампании - это наше культурное достояние, важная страница нашей истории. Но, с другой стороны, хорошо представляешь себе ту аудиторию, которой были в 20-х годах адресованы «Окна РОСТА», - в ситуации резкого падения общего уровня культуры, не слишком грамотную и образованную, излишне грубоватую.
Есть старое, давно уже вышедшее из употребление слово - «амикошонство». Происходит от франц. ami - друг и cochon - свинья. Оно означает бесцеремонное, фамильярное обращение. Для тогдашней аудитории - очень даже подходящее.
Но сегодня аудитория рекламной кампании несколько иная. Ей не очень правильно все время панибратски «тыкать» - «наплюй на стужу», «ставь, что хочешь». Не очень правильно допускать очевидное хамство - голосуй, «если ты не совсем уже пень...».
Конечно, в диалоге с героями популярной молодежной передачи «Дом-2» такая стилистика в общем-то допустима, она сработает. Но другие категории электората подобная реклама будет не столько привлекать, сколько отталкивать.
При этом, надо заметить, ничего страшного в декабре не случилось - в ряде регионов явка доходила аж до 100%. Так что, даже если подобная рекламная стилистика сохранится, до беды это все равно не доведет.
P.S. Кстати, чтение поэзии оказалось ужасно заразительно. Самого потянуло к сочинительству. Вот, например: «Если ты не совсем уже пень, наплюй на дизайн и прочую хрень. Придумай хоть палку, придумай хоть крестик, успех обеспечен, когда мозги на месте». А еще один стишок поставлен в заголовок.
Согласен, с точки зрения рифмы и размера все это оставляет желать. Но ведь смысл, смысл!..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Иди, голосуй, наплюй на слякоть, иначе нам всем придется плакать
14.01.2008
11 января ЦИК провел презентацию рекламной кампании по выборам президента России. Цель этой кампании - обеспечить достойную явку на выборы. В ситуации отсутствия конкурентоспособных кандидату власти соперников задача перед ЦИК стоит мало сказать непростая.