Раскрасить агитацию


Центризбирком России намерен разрешить подарки избирателям, чтобы добавить красочности в избирательную кампанию. Удмуртские рекламщики ожидают приток заказов на изготовление «фирменных подарков» от местных партийцев

Раскрасить агитацию
Избирательные кампании как в Госдуму РФ, так и в республиканский Госсовет в этом году обещают стать более яркими в самом прямом смысле. Именно к этому стремится российский Центризбирком. По итогам недавнего заседания Всероссийского центризбиркома, комитет фактически разрешил «подкуп» потенциальных избирателей. Правда, с определенными ограничениями. Во–первых, стоимость «подарка» не должна превышать 400 рублей. Ну а чтобы подарок стал агитационным материалом наверняка, на каждом предмете, даримом избирателю, печатным способом должна быть нанесена символика партии–спонсора или партийные лозунги.

В раздумьях. По мнению руководителя регионального отделения партии СПС Леонида Гонина, это решение ВЦИК – «вариант лазейки, и не исключено, что оно кем–то пролоббировано. «Получается, что подкуп разрешен, но только чуть–чуть, на 400 рублей. Однако не имеет принципиального значения, 400 это рублей или 1000», – заметил г–н Гонин, но при этом признался, что он такой возможностью агитации воспользуется.

Глава Центризбиркома УР Владимир Пономарев к вопросу о том, смогут ли теперь кандидаты не ограничивать себя в подарках, отнесся настороженно. И пообещал: как только что–то станет известно «наверху», он озвучит это решение.

Поводом для нововведения стало то, что «избирательным кампаниям зачастую не хватает пестроты», – говорят чиновники. Ранее, несмотря на запрет подкупа избирателей, согласно части 2 статьи 62 Закона «О выборах», кандидаты раздаривали футболки, кепки и ручки с партийными логотипами. Теперь вслед за этими подарками узаконились и те, чем так любят подкупать недобросовестные кандидаты своих потенциальных избирателей, ведь на 400 рублей можно купить хлеб, молоко, крупы и многое другое из арсенала «средств» предвыборной агитации. Самим кандидатам фактически остается только решить, каким же способом нанести на пачку макарон или банку тушенки партийный логотип, чтобы потом вручить все это как агитационный материал.

По словам главного технолога одной из ижевских типографий Ольги Вахрушевой, «нанести печать на готовую упаковку невозможно. «Придется взять самоклеящуюся пленку, напечатать на нее логотип и наклеить на саму упаковку». К примеру, десятитысячная партия полноцветных наклеек 17х9 см (средний размер) обойдется заказчику в 1,8 рубля за штуку.

Насколько известно «bc», пока в ижевские типографии не поступило ни одного заказа на печать партийной символики на различных предметах. Однако здесь надеются, что в ближайший месяц от подобных заказов не будет отбоя.

Вместо клея. К большим объемам работы готовы и рекламные агентства Ижевска. В агентстве «Гарант–Реги» продажи мест на билбордах начинаются за несколько месяцев до предвыборной кампании. Республиканский Центризбирком каждый год определяет специальные места, где листовки с портретами кандидатов, их биографией либо партийными тезисами можно размещать бесплатно. Как правило, это школы, почтовые отделения и еще ряд госучреждений. Однако такая реклама, по мнению директора «Гарант–Реги» Станислава Лыскова, в большинстве случаев недейственна. «Вспомните, когда вы последний раз заходили в ту же школу или почтовое отделение? А пойдете ли вы туда специально, чтобы почитать биографию кандидата в депутаты?» – вопрошает эксперт.

Столь популярные среди агитаторов остановки общественного транспорта, стены домов и заборы вокруг строек в этот перечень мест для бесплатной агитации, определенный республиканским избиркомом, не входят. По словам Владимира Пономарева, «все материалы должны быть в четко отведенных для этих целей местах, все остальное – незаконно, за подобные действия предусмотрено административное наказание».

Станислав Лысков остановки общественного транспорта и временные конструкции считает непригодными для размещения агитационных материалов. «Раньше, – говорит эксперт, – мы серьезно занимались остановками. Сейчас это стало уже невыгодным. Да и актуально это лишь тогда, когда выборы идут по мажоритарному принципу, и нужно, чтобы каждый округ знал своих кандидатов. Раньше мы договаривались с администрациями районов, где расположены остановки, держали довольно большой штат расклейщиков для такого рода рекламы и даже ухитрялись контролировать, чтобы наклеенные с утра листовки к вечеру не ободрали и не заклеили другими плакатами. Сейчас «Гарант–Реги» уходит от этого. Усилий много – эффект нулевой, в том числе и с точки зрения полученной прибыли».

Мимо закона. Руководитель рекламного агентства «Терминал» Роман Вострухин считает иначе: «Заборы и стройки избиратели не ассоциируют со своей собственностью, – им лучше заклеенный забор, чем стекло в собственном подъезде». В Центризбиркоме же уверяют: первое же заявление избирателя на залепленный агитками забор или остановку, и виновника ждет не только штраф, дело может дойти до снятия кандидата с предвыборной гонки.
Г–н Вострухин считает, что «человек, который стоит на остановке, подойдет и прочитает листовку просто для того, чтобы убить время ожидания транспорта. А ту же самую телевизионную рекламу, скорее, просто переключит». Он признается, что нарушения закона случаются, но «за годы практики подобного пиара еще ни разу не было случая, когда его агентство или агентство его конкурентов привлекали к ответственности».

Как пояснила в интервью «bc» юрист Стелла Алферова, размещение листовок в местах, где это запрещено законом, к тому же без разрешения собственников или владельцев объектов, влечет за собой административную ответственность – штраф. «Его сумма зависит от статуса штрафуемого. Но чтобы снять кандидата с предвыборной гонки, нарушение должно быть очень серьезным. На такие нарушения, как расклейка агитлистовок в неположенных местах, скорее всего, посмотрят сквозь пальцы», – полагает г–жа Алферова. «Если РА решит размещать листовки на остановках законно, слишком много времени уйдет на согласования. Поэтому проще все сделать «мимо закона». Но в первую очередь под ответственность попадет именно заказчик».


Ольга Прохорова

1156
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :