Термокружки

Российские исследователи не вошли в интернет


В отчете ESOMAR Россия заняла 16-е место

Объем российского рынка маркетинговых исследований вырос в 2006 году на рекордные для Европы 37,5% и достиг $198 млн. Об этом говорится в ежегодном отчете Европейского общества исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR). Однако расходы на маркетинговые исследования на душу населения в России на порядок меньше, чем у стран-лидеров,-- $1,4, а доля онлайн-исследований не превышает 2%, хотя в мире этот показатель достигает 16%.

Оборот мировой индустрии маркетинговых исследований в 2006 году вырос на 6,8% и составил $24,618 млрд, говорится в традиционном ежегодном обзоре ESOMAR, опубликованном на этой неделе. Россия, чей рынок ESOMAR оценила в $198 млн, заняла 16-е место. Крупнейшим рынком являются США ($8,232 млрд), затем следуют Великобритания ($2,369 млрд), Франция ($2,214 млрд), Германия ($2,206 млрд) и Япония ($1,38 млрд).

Однако по темпам роста российский рынок в числе лидеров. В предыдущем отчете по итогам 2005 года Россия находилась лишь на 20-м месте с объемом рынка $144 млн, то есть прирост составил 37,5%. Это рекорд для Европы, чьи рынки в 2006 году выросли в среднем всего на 5%. Более высокий прирост, по данным ESOMAR, продемонстрировала лишь Турция -- 40% и $101 млн. "Потребительский сектор в России активно развивается, что порождает высокий спрос на исследования,-- отмечает директор по маркетингу российского офиса исследовательской сети Synovate Мария Вакатова.-- Вывод на рынок новых продуктов сегодня невозможен без детального изучения рынка". Впрочем, по объему затрат на маркетинговые исследования на душу населения Россия по-прежнему на порядок отстает от стран-лидеров: $1,4 против $26,73 в Германии, $27,49 в США, $35,33 во Франции и $39,19 в Великобритании.

В отчете ESOMAR приводится также описание рынка каждой страны по типам клиентов и видам исследований. Представитель ESOMAR в России, гендиректор компании Validata Мария Волькенштейн пояснила, что данные по России получены в результате анкетирования всех российских членов ESOMAR и экспертной оценки национального объединения исследователей рынка и общественного мнения (насчитывает 21 компанию). Так, FMCG-производители обеспечивают российским исследователям 35% от всех заказов, медиакомпании -- 13%, производители товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника) -- 10%, рекламные агентства и фармацевтические компании -- по 5%, ритейл и финансовые услуги -- по 3%. Доля всех остальных клиентов равняется 26%.

В России наблюдается повышенный спрос на так называемые качественные исследования (фокус-группы и персональные интервью), чем в целом по миру,-- 25 против 14%, отмечают в ESOMAR. Соответственно, доля количественных исследований (различные виды опросов) составляет 75% в России и 86% в мире. По мнению гендиректора компании ARMI-Marketing Дмитрия Писарского, такое расхождение свидетельствует о молодости отечественного рынка: "Качественные исследования чрезмерно востребованны, как правило, на незрелых рынках, где не хватает информации о потребителях".

Мало задействованы в России и исследования при помощи интернета -- самый перспективный, по мнению ESOMAR, сегмент мировой индустрии. Доля онлайн-исследований не превышает 2% в нашей стране, тогда как в мире этот показатель достигает 16%, а, например, в Японии и Австралии -- 28 и 30% соответственно. В количественных исследованиях в России господствуют очные интервью (40%) и телефонные опросы (28%). "В России пока невысоко проникновение интернета, кроме того, стоимость очных интервью по-прежнему невысока и сопоставима с затратами на онлайн-исследования",-- отмечает Мария Волькенштейн. Господин Писарский согласен, что онлайн-исследования сегодня воспринимают как эксперимент: "Продать клиенту такой проект пока малореально".


Сергей Ъ-Соболев

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке