Каналы "открывают карты"

30.08.2007

Самый закрытый сектор медиабизнеса обнародует свои финансовые показатели

Российский бизнес постепенно приобретает цивилизованные формы. Впервые в этом году все крупнейшие телеканалы рассказали в прессе о своих доходах и объяснили их структуру. Исторически самый закрытый сектор медиабизнеса под влиянием моды становится прозрачным. Получается, что пять первых каналов по доле аудитории занимают две трети рынка. Эксперты полагают, что в ближайшее время расстановка сил в этом секторе кардинально изменится. В эпоху цифровизации эти деньги распределятся между сотнями телеканалов.

Объем рынка

Весь медиарынок в России в прошлом году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составил $6,49 млрд. Телевидение в этом пироге всегда считалось самым лакомым кусочком. Ни радио, ни пресса, ни наружная реклама в отличие от телевидения не могут охватить всю страну и привлечь внимание 90% населения страны. Сегодня объем телевизионного рынка оценивается в $3,149 млрд. Для сравнения - второй по объему сектор наружной рекламы "весит" $1,18 млрд. В первом полугодии 2007 года телевизионный сектор прирос на 27,4%. В прошлом году рост составил 36%.

Снижение темпов произошло из-за роста цен на телерекламу и оттока части рекламодателей, а также из-за новой редакции Закона о рекламе.

Общие процессы сокращения темпов роста всего медиарынка повлияли и на телевидение. Если в последние годы, по данным АКАР, рынок рос со скоростью 30-35% в год, то к 2010 году этот показатель сократится до 12,5%.

Александр Костюк, заместитель генерального директора TNS Gallup Media, комментирует: "В целом говорить о сокращении роста ТВ-рынка некорректно. Хотя на протяжении последних семи лет такую тенденцию можно проследить. Впрочем, особых поводов для пессимизма нет. Дело в том, что прогнозирование в этом вопросе всегда дает меньшие цифры, чем показывают фактические результаты. Одним из факторов, повлиявших на ситуацию 2006 года, стала новая редакция закона "О рекламе", которая повлекла за собой отток части рекламодателей".

В первый раз

В этом году все телеканалы раскрыли свои финансовые показатели, включая "Первый" и ВГТРК. Данные по "Первому каналу" стали известны в августе, когда ИТАР-ТАСС со ссылкой на данные системы "СПАРК" передал, что выручка крупнейшего канала страны за прошлый год составила 16,521 млрд рублей и по сравнению с 2005 годом выросла на 24%. Чистая прибыль "Первого канала" упала на 14,2% - до 1,881 млрд рублей.

В этом же материале ИТАР-ТАСС назвал и выру чку ВГТРК. По данным агентства, она составила 17,925 млрд рублей. Чистая прибыль ВГТРК сократилась почти в пять раз - до 434,48 млн рублей.

На самом деле ВГТРК еще в начале года поспешил с отчетом и раскрыл финансовые итоги года, несмотря на то, что перед ВГТРК не стояло задачи выхода на IPO или привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска облигаций.

Антон Златопольский, заместитель генерального директора ВГТРК и генеральный директор канала "Россия", объяснил свое заявление тем, что, во-первых, ВГТРК - участник рынка электронных средств массовой информации и показатели компании - это своего рода оценка ее эффективности, а, во-вторых, эта телекомпания выполняет и социальные функции, источника финансирования у нее два - это доходы от рекламы и государственный бюджет.

По его словам, в 2005 году поступления от рекламы на канале "Россия" составили $364,5 млн, а в 2006 году - $486 млн. Существенную статью доходов телеканала составляет продажа прав. В частности, в 2005 и 2006 гг. эта сумма составила $51 млн и $50,6 млн соответственно.

Из всех проектов ВГТРК до 2006 года лишь телеканал "Россия" являлся самоокупаемым. Канал "Спорт" в прошлом году вышел на операционную безубыточность.

НТВ и ТНТ

По словам Олега Адамова, заместителя генерального директора канала НТВ, в 2006 году компания показала максимальный рост за последние три года, увеличив его до 30%, что составило в сумме $402,5 млн. В чистой прибыли до выплаты дивидендов акционерам НТВ заработала $91 млн.

Прогноз по выручке телекомпании на 2007 год оценивается в $466,3 млн. Доход от рекламы в прошедшем году для НТВ составил $469 млн (рассчитывается с учетом НДС). Прогноз на следующий год - $539 млн. Согласно сведениям Олега Адамова, ежегодно рентабельность продаж НТВ достигает 22-25%, что свидетельствует о стабильном положении на рынке.

По словам Романа Петренко, генерального директора канала ТНТ, консолидированная выручка в ГК ТНТ (входят 28 юридических лиц) составила $173 млн, EBITDA выросла на 35% по сравнению с 2005 годом - до $93 млн. "При этом по темпам роста наша компания уже четыре года опережает рынок. Если оборот рекламного рынка составил в 2006 году 36%, то оборот нашего канала показал прирост 45%. В этом году мы прогнозируем свой прирост в размере 40%, но я ожидаю даже большего", - говорит Роман Петренко.

Смелый СТС

В прошлом году о цифрах начал говорить и Александр Роднянский, генеральный директор CTC Media, когда впервые в истории российского медиабизнеса провел первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже NASDAQ. После выхода на биржу компания стала богаче на $43,52 млн. Всего в результате продажи пакета акций СТС-Media привлекла $345,9 млн, что соответствует капитализации в $2,1 млрд. За три дня торгов капитализация компании выросла на $600 млн - до $2,7 млрд. Цена акции выросла с $14 за штуку до $18,2. Прошлый год компания завершила с выручкой в $370,8 млн, что на 56,2% выше, чем в прошлом, а чистая прибыль выросла на 85,6% - до $106,3 млн. Первое полугодие 2007 года компания окончила не с такими воодушевляющими показателями. Чистая прибыль снизилась на 10% - до $30,7 млн во втором квартале 2007 года. Аналитики связывают эти изменения с тем, что каналу не сразу удалось оправиться и выйти на нужный уровень доли аудитории после сверхуспеха сериала "Не родись красивой". Доля аудитории канала во втором квартале 2006 года составила 11,7%, в первом квартале 9,3% и во втором квартале снизилась до 2007 года - 8,9%.

Тенденции

Александр Костюк говорит о том, что действительно пять каналов зарабатывают две трети денег телевизионного рынка. "В ближайшей перспективе, в течение трех-пяти лет, количество каналов будет увеличиваться и будет продолжаться тенденция к сокращению главных игроков, то есть доля больших каналов снизится. В 2008 году тенденция будет только усиливаться".

По мнению Ирины Полуэхтовой, руководителя отдела социологических исследований "Аналитического центра Видео Интернешнл", "пока у основных игроков телерынка все в порядке".

Она напоминает, что ситуация на телерынке обостряется. Стремительно развивается цифровое телевидение. А значит, станет больше доступных телеканалов, появится много "нишевых". Аналоговое ТВ, как следствие, потеряет главное преимущество - мгновенный и массовый охват аудитории. "Недалек день, когда зрители получат полную власть над телеэфиром. Например, уже сейчас в домохозяйствах США работают порядка 10 млн цифровых видеомагнитофонов, которые можно запрограммировать на запись любимого шоу без назойливых пауз. Телеканалы, маркетологи и рекламодатели срочно бросились на поиски дополнительных способов продвижения товара. Все большее внимание уделяется спонсорству и продакт-плейсменту", - комментирует она.

Еще одна опасность грозит со стороны новых медиа. Интернет, мобильная телефония, электронная наружная реклама непременно будут "оттягивать" часть бюджетов.

"Телевещатели и продавцы телевизионного времени вынуждены убеждать рекламодателей в эффективности ТВ как носителя. Они ищут пути, как удержать дробящуюся аудиторию. Например, RTL Television - крупнейший в Германии и в целом в Западной Европе вещатель и производитель программ - создал "семью" каналов: два из них общей направленности (RTL и RTL II), третий посвящен развлечениям и шоу Super RTL и четвертый - новостной N-TV", - рассказывает Ирина Полуэхтова.


Зинаида Шумова, Маргарита Склярова

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке