Без конкурса нельзя


Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «О рекламе»

Депутаты напрасно обнадежили участников рынка наружной рекламы, внеся поправку, которая разрешает операторам пролонгировать контракты. В минувшую пятницу законопроект был принят в третьем чтении, и в окончательном варианте он предусматривает, что по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций они снова выставляются на конкурс.

В минувшую пятницу на последнем в летней парламентской сессии пленарном заседании депутаты приняли в окончательном, третьем чтении законопроект «О внесении изменений в ст. 19 и 33 ФЗ «О рекламе» (в части распространения наружной рекламы). Напомним, законопроект был внесен в Госдуму еще в октябре прошлого года. В первой версии документа говорилось, что все рекламные конструкции по окончании срока аренды выставляются на конкурс, принимать участие в котором могут только компании, чья доля на рынке не превышает 25%. В конце декабря депутаты внесли изменения в законопроект, повысив по предложению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) до 35% долю, которую может занимать на рынке один участник. В конце марта закон был принят во втором чтении. За несколько дней до этого участники рынка направили письма председателям Госдумы и правительства Борису Грызлову и Михаилу Фрадкову, в которых попросили снять этот законопроект с рассмотрения, поскольку он «дестабилизирует рынок». В ответ депутаты ужесточили текст документа, ограничив, в частности, максимальный срок аренды рекламного места пятью годами.

На прошлой неделе законопроект должен был слушаться в третьем чтении. Но прямо на заседании зампред комитета по экономполитике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский предложил вернуться ко второму чтению и принять ряд по¬правок. Большинство было принято депутатами, а три поправки, подготовленные самим г-ном Мединским и депутатом Александром Коганом, вызвали серьезные возражения. Они разрешали операторам, которые «надлежащим образом исполняли свои обязанности», продлевать существу¬ющие договоры на размещение рекламных конструкций еще на пять лет, а также предлагали при расчете 35-процентной доли учитывать и временные рекламные конструкции, то есть строительные сетки и заборы. Представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, для которого эти предложения стали неожиданностью, попросил приостановить чтение законопроекта на полтора часа, но в результате чтение было перенесено на пятницу. В окончательной редакции, принятой в пятницу, было решено не разрешать продлевать договоры на конструкции, а, как и предполагалось ранее, получать их на конкурсах. Вторую поправку г-д Мединского и Когана, предлагающую учитывать при определении доли игрока на рынке площади информационных полей временных рекламных конструкций, депутаты приняли.

Гендиректор исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин считает решение учитывать временные конструкции, имеющие, как правило, большую площадь, вполне логичным и отмечает, что это приведет к снижению доли крупнейших игроков. Впрочем, отмечает он, с учетом площадей могут возникнуть проблемы: «Реализация этого закона возможна при совершенной системе учета конст¬рукций. А такая система есть далеко не везде. В результате очень многие дейст¬вия будут оспариваться в судах». Кроме того, отмечает г-н Березкин, одним из последствий закона станет ухудшение общего инвестиционного климата на рынке. Также закон сделает «более сговорчивыми» малые и средние компании, считает эксперт. В окончательном варианте закон не защищает россий¬ских операторов, соглашается исполнительный директор компании «Реклама Сервис» Наталья Самойлова. «Существует опасность, что крупнейшие иностранные компании окажутся владельцами конструкций на основных магистралях крупнейших городов, по¬скольку их финансовые возможности шире. Депутаты вносили поправки, ограничивающие доли иностранных компаний и аффилированных с ними лиц, но принято решение вернуться к этому вопросу чуть позже. Пока компании с иностранным участием оказываются в привилегированном положении», — отмечает она.

А управляющий директор крупнейшего оператора «News Outdoor Россия» Сергей Железняк говорит, что его компания готова к конкурсам: «У нас достаточный ресурс, а 35% рассматриваем как потенциал для количественного роста».


МАРИНА НОСКОВИЧ

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке