Playboy в футляре


Депутаты вновь хотят ограничить распространение эротики

Фривольные журналы предлагается продавать только в черных конвертах, а контент-провайдеров и телеканалы лишат права рекламировать эротические картинки для мобильников.

Сразу два законопроекта, ограничивающие распространение рекламы услуг эротического и сексуального характера и продажу самих журналов с «клубничкой», рассматриваются в Государственной думе. Пока они не приняты даже в первом чтении, а парламентарии и чиновники правительства России спорят, что считать сексом.

Черный конверт сладок

Депутаты Александр Крутов и Николай Леонов предлагают добавить в закон РФ «О средствах массовой информации» всего две буквы – «Н» и «Е»: в действующей редакции он предусматривает, что эротические печатные издания могут продаваться только в запечатанных прозрачных упаковках. Депутаты считают, что пакеты должны быть непрозрачными. «Свободное распространение специализирующихся на материалах эротического характера СМИ в запечатанной, но прозрачной упаковке не позволяет полностью исключить их негативного влияния на психику людей, особенно несовершеннолетних», – считают парламентарии.

На практике Playboy и другие продающиеся в розничной сети фривольные журналы редко ставят откровенные фотографии на первую полосу, что должно исключать ознакомление с ней несовершеннолетних. Дети смогут через прозрачную упаковку лишь прочесть оглавление и увидеть девушку в бикини. Однако комитет Госдумы по информационной политике возражает против инициативы коллег по совсем иным причинам – закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право покупателя получать необходимую и достоверную информацию о товаре и об изготовителе в доступной и наглядной форме. «Потребитель продукции средств массовой информации должен иметь возможность ознакомиться с выходными данными издания, которые содержат сведения о названии, о порядковом номере выпуска, о тираже, об издателе, адресе редакции и другие данные, необходимые потребителю. Запечатанная непрозрачная упаковка лишает потребителя этой возможности», – констатирует председатель комитета Валерий Комиссаров. Правда, он не поясняет, как можно узнать о тираже или адресе издателя даже через прозрачную обложку. К тому же обсуждаемый законопроект не лишает (а при внесении соответствующих поправок даже обяжет) наносить все обязательные сведения на сам пакет.

Мобильное целомудрие

Другой законопроект, внесенный группой депутатов, ограничивает распространение рекламы эротического и сексуального характера. Правильнее сказать практически запрещает ее, оставляя для этого бизнеса только одну рекламную площадку – специализированные эротические печатные СМИ.

Авторы проекта констатируют, что «за последнее время в эфире ряда отечественных телеканалов значительно увеличилось количество передач откровенно сексуальной направленности. Данные программы преимущественно ориентированы на подростков. Предлагаемый законопроект приведет к снижению количества телепередач эротического и сексуального характера в открытом эфире, а также резкому ограничению рекламы соответствующих услуг. В результате информация сексуального характера станет уделом гораздо меньшей аудитории, осознанно выбирающей журналы эротической направленности», – заключают депутаты.

Кроме телеканалов соответствующей рекламы лишится и интернет, и газеты, и рынок BTL (листовки и т.п.). Хотя проконтролировать сайты будет очень сложно. Под сексуальными услугами авторы понимают, в частности, эротические картинки для мобильных телефонов, эротические мобильные смс-чаты, секс по телефону и т.д.

С этой позицией вице-премьер Александр Жуков согласен лишь частично: «В целом идея о необходимости ограничения рекламы секса по телефону, эротических картинок для мобильных телефонов и эротической фотографии может быть поддержана. Однако предлагаемый законопроектом запрет на рекламу услуг сексуального характера не обеспечит эффективного ее ограничения, поскольку законодательство не определяет понятия «услуги сексуального характера». Неопределенность в объекте рекламирования приведет к серьезным проблемам в правоприменении», – заключает он.

Надзорные органы уже сейчас успешно борются с рекламой легкомысленного содержания, ссылаясь на норму действующего федерального закона «О рекламе» (статья 5, пункт 6). Она запрещает использование в рекламе непристойных и оскорбительных образов, а также бранных слов. Например, в феврале этого года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признало нарушителем ООО «Рингтайм», которое опубликовало в газете «Телесемь антенна» рекламу анимационных картинок для сотовых телефонов. Сотрудница ведомства постеснялась подробно описать содержание модуля журналисту «Фонтанки». Этому и двум другим контент-провайдерам выдали предписание о прекращении публикации модуля во всех средствах массовой информации, не специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, а также наложили штраф. В сумме нарушители заплатили в бюджет 130 тысяч рублей и не стали оспаривать вынесенные постановления.


Павел Нетупский

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN